Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Право ЕС: понятие, принципы, источники, система
1. Особенности и характерные черты правовой системы ЕС. Правовая система в широком смысле – совокупность всех разнообразных правовых явлений в обществе. В узком смысле – совокупность правовых актов, норм, которые разделены на отрасли. Особенности: 1) Сложность, многогранность системы, все ее части построены иерархично. Раньше каждое из 3-х сообществ использовали свое право. После заключения Лиссабонского договора единая правовая система, право ЕС поглотило право ЕЭС. Евратом состоит при ЕС, его правовая система дополняет право ЕС в сфере своей специальной компетенции (сотрудничество в области мирного использования атомной энергии). Сейчас в структуре права ЕС выделяются отдельные блоки (занимают относительно самостоятельное место): v Шенгенское право – на основе Шенгенского соглашения, связано с регулированием разнообразных отношений между государствами Европы в связи с установлением ими прозрачности общих границ, единых правил въезда, отменой таможенных проверок и т.д. Шенгенское право постепенно инкорпорировалось в систему ЕС, стало его частью. Это произошло на основании Протокола о включении Шенгенских достижений в рамки ЕС 1997г, подписан вместе с Амстердамским договором. v Положения, содержащиеся в Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Эти нормы нашли отражение в Хартии ЕС об основных правах v Нормы, регулирующие валютный союз и другие блоки. Все блоки неразрывно связаны и тесно взаимодействуют с другими группами норм. Т.о. все вместе они формируют структуру правовой системы ЕС. 2) Отсутствие четкого подразделения содержащихся в ней правовых норм на нормы публичного и частного права. Большая часть правовых актов принималась надгосударственными органами ЕС, но принимались они для решения сугубо частных конкретных вопросов. 3) Складывающиеся, но еще не сложившиеся до конца, отрасли и институты европейского права. Экономические нормы получили наибольшее развитие. Очень трудно выделить самостоятельные группы норм, они тесно переплелись.
4) Содержание в ее структуре элементов различных правовых семей (англосаксонской, романо-германской), что придает ей комплексный характер.
5) Динамизм правовой системы ЕС.
2. Принципы права ЕС. В праве ЕС существует своя собственная присущая ему совокупность принципов. Классификация принципов: 1) Принцип верховенства и прямого действия права ЕС. Определяют соотношение права ЕС с национальным правом государств-членов. 2) Общие принципы права – те, которые действуют во всех сферах ведения Союза и присущи другим правовым системам. 3) Специальные принципы – имеют силу в рамках отдельных отраслей или сфер регулирования. 4) Принципы деятельности (функционирования) ЕС – определяют порядок реализации ЕС имеющейся у него компетенции. Принцип верховенства права ЕС означает, что нормы права ЕС имеют большую юридическую силу ЕС, чем нормы национального права. Соответственно, если возникает к-л противоречие, то применению подлежат нормы ЕС. Принцип прямого действия означает, что нормы права ЕС устанавливают субъективные права и обязанности не только для государств-членов, но и непосредственно для ФЛ и ЮЛ, т.е. непосредственное применение права ЕС на территории государств-членов ЕС. Право ЕС должны соблюдать граждане государств-членов ЕС, лица, находящихся на их территории, сами государства-члены ЕС, органы и ЮЛ государств-членов ЕС, а так же ЕС в целом и его структурные подразделения. Из принципа общеобязательности есть несколько исключений: нормы, регулирующие единую валюту и Шенгенские соглашения. Принцип прямого действия в отличие от принципа верховенства права не имеет универсального характера и зависит от вида источника права ЕС. Принципы верховенства и прямого действия права имеют прецедентное происхождение. При подписании Лиссабонского договора в 2007г. государства-члены в специальной Декларации подтвердили свою приверженность принципу верховенства права ЕС, обязались соблюдать это (Декларация о примате 13 декабря 2007г.). Некоторые исследователи выделяют так же принцип интегрированности. Т.е. нормы права ЕС рассматриваются интегрированными в национальное право. Общие принципы права ЕС – основополагающие ценности, которыми ЕС должен руководствоваться в своей правотворческой и правоприменительной деятельности: Принцип свободы Принцип демократии Принцип правового государства Уважение прав человека и основных свобод Принцип правовой определенности – законодательство должно быть ясным и определенным, понятным. Право на защиту Право быть выслушанным и т.д. Специальные принципы права – принципы, действующие в рамках отдельных сфер (внутреннего рынка, экологического права и т.п.) Принципы деятельности ЕС – основные начала, регулирующие функционирование ЕС: Принцип законности – деятельность Союза должна осуществляться в рамках полномочий и целей, зафиксированных в учредительных документах. Впоследствии данный принцип получит наименование принцип наделения компетенцией, т.е. принцип, который регулирует границы осуществления полномочий. Принцип субсидиарности – требует воздерживаться от вмешательства в те вопросы, которые государства-члены могут решить собственными силами. Не распространяется на сферы исключительной компетенции ЕС. Принцип пропорциональности – действия институтов ЕС должны строго соответствовать целям. Детальные условия реализации 2-х последних принципов были закреплены в специальном Протоколе о применении принципов субсидиарности и пропорциональности. Лиссабонский договор путем данного протокола усилил гарантии принципа субсидиарности, т.е. национальные парламенты уполномочены ходатайствовать о пересмотре законопроектов Союза или оспаривать в судах Союза европейские правовые акты, изданные вопреки принципу субсидиарности. Все 3 принципа признаны основополагающими принципами ЕС. Ст.2 договора о ЕС, преамбула договора о ЕС, преамбула Хартии ЕС об основных правах – цели и ценности ЕС. 3. Источники права ЕС. Право ЕС – результат нормотворческой деятельности ЕС, его институтов. Государства-члены ЕС являются субъектами нормотворческой деятельности ЕС при заключении и пересмотре его учредительных договоров. Данные учредительные договоры вместе с сопутствующими им протоколами составляют категорию первичного права ЕС, сюда ж входит Хартия об основных правах. Вторичным правом являются регламенты, директивы, решения и т.д., в которых содержится наибольшая часть норм ЕС и которые издаются на базе первичного права. Самостоятельную группу источников составляет прецедентное право. Преемственность старых прецедентов сохранена. Энтин и др. выделяют так же международные договоры в качестве источников. Данные договоры обладают спецификой (должны соответствовать учредительным договорам). Некоторые исследователи считают, что международные договоры относятся к вторичному праву. Виды: 1) Законодательные 2) Незаконодательные (ст.289, 290 Договора о функционировании ЕС) Правовой акт считается законодательным, если он отвечает 3 признакам: 1) Соблюдение правотворческой процедуры. Обычная законодательная процедура – акт применяется совместно Европарламентом и Советом ЕС. Специальная законодательная процедура – одним из органов. 2) Соблюдение юридической формы – директива, решение, регламент, т.е. акты, имеющие обязательную силу. 3) Принять акт должен Европарламент или Совет ЕС. Гражданская инициатива (ГИ). Лиссабонский договор предусмотрел введение ГИ. ГИ – предоставление союзным гражданам возможности официально запрашивать Европейскую комиссию о разработке конкретного законопроекта по определенному вопросу. Первая ГИ – «Братство 2020» 9 мая 2012г. На 14 августа известно 9 инициатив: расширение программ обмена для ЕС, вода и санитарно-гигиенические нормы, позвольте мне голосовать и т.п. Ст.11 Договора о ЕС, ст.24 Договора о функционировании ЕС. Виды нормативных актов (ст.288 Договора о функционировании ЕС): регламенты, директивы, решения, рекомендации и заключения. Первые 3 имеют обязательное действие. Директива – в отношении результата, которого следует достичь, оставляет в компетенции государства форму и способ осуществления. Решения – обязательно в полном объеме; когда указывает адресата, то обязательно только для них. Рекомендации и заключения обязательной силы не имеют. Учредительные документы ЕС: 1) Договор о ЕС 1997г. – 55 статей, носит рамочный характер, определены основные нормы. 2) Договор о функционировании ЕС в редакции Лиссабонского договора. Данные договоры служат ядром всей правовой системы ЕС. Совместно именуются «договоры». Имеют высшую юридическую силу, рассчитаны на совместное применение. Составной частью, но структурно обособленной частью являются прилагаемые к ним Протоколы. Они дополняют их специальными или переходными положениями. Протоколы не являются самостоятельными источниками права. Это особый дополнительный элемент в структуре правовой системы ЕС. Юридическая сила такая же как у учредительных договоров. То же самое относится к приложениям учредительным договорам (2 приложения): список продуктов, на которые распространяется политика ЕС и список заморских стран и территорий. С заморскими территориями устанавливается режим ассоциаций. Хартия ЕС об основных правах – обязательный источник права. Имеет такую же юридическую силу как учредительные договоры. Ст.6 Договора о ЕС. 4. Действие права ЕС во времени и пространстве Договор об учреждении Сообщества угля и стали – на 50 лет, без пролонгации. Римские договоры носят бессрочный характер. Бессрочный характер закрепляется в актах первичного права и распространяется на акты вторичного права, изданные на их основе, если иное не оговорено непосредственно в акте первичного права. Нормативные акты вступают в силу: регламенты – на 20 день после опубликования, если иное не указано в самом акте, директивы – аналогично, решение суда ЕС – с момента принятия. Решение суда ЕС обжалованию не подлежит. Действие в пространстве – на всей территории ЕС (совокупная территория). Однако применение тех или иных норм может различаться в зависимости от статуса территории (заморские территории). Продвинутое сотрудничество, т.е. ряд нормативных актов применяется только по отношению к тем государствам, которые вступили в продвинутое сотрудничество.
|