Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Занятие 1
1. Коррупция как социальное явление чрезвычайно многолика и в разных странах и регионах она может вызываться различными причинами. Вместе с тем, отмечают исследователи, в государствах с однотипными проблемами и задачами экономического, политического и социального порядка эти причины являются общими. Так, для стран с экономикой переходного периода, а именно к этому типу стран относится современный Казахстан, называют следующие общие причины коррупции[9]: «экономический упадок, политическая нестабильность, неразвитость и несовершенство законодательства, неэффективность институтов власти, слабость институтов гражданского общества, отсутствие прочных демократических традиций коррупции». К этим причинам относятся также «субъектный тип политической культуры у подавляющего большинства населения…, слабость судебной системы, неразвитость правового сознания населения, пренебрежение правом в угоду выгоде, подчиненность чиновников не закону, а начальству и инструкциям, безнаказанность при нарушении законодательства». Важными причинами распространения коррупции в самых широких массах в нашей стране являются бедность и низкий уровень социального обеспечения, труднодоступность бесплатного медицинского обслуживания, отсутствие реальных социальных лифтов. Среди специфических причин, способствующих росту коррупционных правонарушений, называют: «несовершенство рыночных отношений в экономике, пробелы в законодательстве, проблемы в формировании нравственной позиции граждан, взяточничество в государственном аппарате, неэффективность деятельности правоохранительных органов, затягивание рассмотрения дел судами и т.д.»[10].
2. Наличие объективных причин коррупции связано со сложностью и многогранностью процесса управления современным обществом, которое осуществляется сетью администраторов различного уровня, наделенных определенными полномочиями и необходимыми ресурсами и действующих на основании специальных законов и правил. И здесь возникают следующие проблемы. 1. Реальная жизнь современного общества многообразна, многостороння и сложна настолько, что практически невозможно предусмотреть в законах и правилах все случаи и коллизии, встречающиеся на практике, а это дает возможность должностным лицам принимать альтернативные решения, в том числе и выгодные для себя. 2.На практике законы и инструкции отстают от реальной жизни – они меняются значительно медленнее, чем внешние условия, что дает должностным лицам возможность действовать по своему усмотрению, отходя от инструкций. В противном случае несоответствие устаревших норм и правил реальной ситуации может затормозить или полностью остановить работу. Но это означает и то, что администратор в такой ситуации может принимать выгодные для себя решения в ущерб руководимому делу. 3. Сложность и многосторонность современного общества делает невозможным всеохватывающий контроль деятельности управленцев всех уровней, что часто дает им возможность самостоятельно и бесконтрольно принимать решения, в том числе и коррупционного плана. Таким образом, принципы управления в современном обществе объективно содержат в себе потенциальную возможность для коррупции. На уровень развития коррупции влияет и качество принимаемых законов: их двусмысленность и противоречивость создают широкое поле для принятия чиновниками выгодных для них решений. Ряд исследователей к объективным причинам коррупции относят «низкий уровень заработной платы в государственном секторе по сравнению с частным сектором»[11]. К субъективным причинам коррупции относится упомянутая выше низкая политическая культура населения, а также низкое качество подготовки государственных служащих. Коррупция возникает только в таких ситуациях, когда люди начинают ставить свои интересы выше общественных и это есть важная субъективная причина распространения коррупции. В условиях резкого поворота на постсоветском пространстве в сторону культивируемых на Западе ценностей и идеологии либерального индивидуализма происходит сдвиг в социально-психологических установках многих людей, главной ценностью для которых стали деньги, а коррупция – основным средством обогащения. Указанный сдвиг в социально-психологических установках проявляется в деморализации общества, недостаточной информированности и организованности граждан, общественной пассивности в отношении вседозволенности и своеволия коррупционеров. Существенное различие между объявленными и реальными ценностями формирует у граждан «двойной стандарт» морали и поведения. В этих условиях мерой всего в обществе становятся деньги, значимость человека определяется размером его личного состояния независимо от способов его получения, происходит девальвация и слом цивилизованных социальных регуляторов поведения людей: норм морали, права, религии, общественного мнения и др. Этот сдвиг, с одной стороны, является важной причиной распространения коррупции, а, с другой, – нравственная деградация общества является важным негативным последствием коррупции. Другими словами, коррупция – одна из причин указанной деморализации общества.
3. В целом, если обобщить многочисленные работы, посвященные данной проблеме, то в странах переходного периода, а Казахстан, повторяем, относится именно к этому типу стран, главными причинами распространения коррупции, являются: - экономический упадок; - политическая нестабильность; - несовершенство законодательства; - неразвитость властных институтов и институтов гражданского общества; - слабость демократических традиций; - непрозрачность власти. - неэффективное общественное участие в процессах противодействия коррупции. При этом, главными причинами из этого перечня называются непрозрачность власти и неэффективное общественное участие в процессах противодействия коррупции. Под непрозрачностью власти понимается ее закрытость, отсутствие или ограничение доступа широких масс к информации о деятельности власти, о процедурах принятия властных решений. Непрозрачность власти также связана с затруднительностью, а, в крайнем случае, и с невозможностью для населения влиять на органы власти. Коррупция затруднена там, где власть прозрачна. «Прозрачность власти – это ее открытость, понятность и возможность влияния на нее (здесь и далее - выделено составителем – Н.М.). Открытость – доступ (в первую очередь к информации о деятельности власти, о процедурах принятия и исполнения властных решений, к самим решениям; доступ в помещения, где находятся органы власти и др.). Понятность - в том, к чему есть доступ (процедуры, решения) можно разобраться. Возможность влияния – возможность использования и изменения того, к чему есть доступ, и что стало понятным (властные процедуры, информация, решения)»[12].
|