Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Занятие 2. 1.Общественное участие – это участие населения, различных структур гражданского общества в подготовке ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
1. Общественное участие – это участие населения, различных структур гражданского общества в подготовке, принятии и контроле исполнения властных решений. Для его осуществления необходим определенный уровень культуры участников, вызывающий готовность, как властей, так и структур гражданского общества к обоюдному сотрудничеству. Что касается неэффективного общественного участия в процессах противодействия коррупции, то для стран, вставших на путь транзита от тоталитарного строя к демократии, оно как раз и связано, во-первых, с незаинтересованностью власти в участии общества в своих делах, ее стремлением не допускать к ним «посторонних» и, во-вторых, с низким уровнем политической культуры населения, с его нежеланием или отсутствием мотивации бороться с коррупционными проявлениями.
2. Распространение коррупции приводит к тяжелым экономическим, политическим и социальным последствиям. Экономические последствия коррупции: неэффективное использование бюджетных средств, повышение цены за счет коррупционных издержек, расширение теневой экономики, снижение эффективности рынка и др. Коррупция нарушает механизм рыночной конкуренции, предоставляя выигрыш не тому, кто конкурентоспособен, а тому, кто дал взятку; она способствует возникновению монополизма в экономике, снижает эффективность ее функционирования и дискредитирует идею свободной конкуренции. Коррупционное распределение государственных заказов и выделение кредитов, препятствует эффективной реализации правительственных программ. Важным источником коррупции является приватизация. Значительность экономического ущерба здесь определяется масштабностью приватизации и слабостью контроля над ее ходом. Коррупционные нарушения проявляются здесь в присвоении денежных средств, уценивании приватизируемых объектов по заниженным суммам, манипуляции условиями конкурсов, скупке предприятий чиновниками через доверенных лиц и др. Коррупция в банковской сфере проявляется в получении льготных кредитов, займов, ссуд; она приводит к снижению налоговых поступлений в государственный бюджет, оттоку капитала за рубеж и затрудняет возможность государства эффективно выполнять свои экономические, политические и социальные функции. К сожалению, в нашей стране не ведется подсчет экономического ущерба, наносимого обществу и государству от коррупционных сделок. Однако, некоторое представление о масштабах этого ущерба можно получить из данных по другим странам[13]. В России уровень коррупции охватил более 80 % госаппарата, а общий объем привлеченных для этого средств превысил сотни миллиардов долларов. В Италии после проведения операции «Чистые руки», направленной против коррупции, государственные затраты на строительство дорог сократились на 20%. По результатам исследований ученых Гарвардского университета подсчитано, что снижение коррумпированности страны с уровня Мексики до уровня Сингапура производит эффект, эквивалентный возрастанию сбора налогов на 20%. Наиболее распространенный во всем мире источник верхушечной коррупции — государственные заказы и закупки. Для них оценки ущерба (а он, как правило, самый значительный) проводились чаще всего. Согласно оценкам, потери от коррупции в этой сфере часто превышают 30% всех бюджетных затрат по этим статьям. По словам Удо Миллера, руководителя Счетной палаты земли Гессен (Германия), взятки в этой сфере нередко достигают 20% суммы заключаемых сделок; при этом взятки не выплачиваются наличными, а переводятся соответствующим лицам через подставные фирмы или принимают форму завышенных счетов за выполненную работу. По оценкам экспертов, завышенной является стоимость около 40% всех зданий, возводимых по заказу федеральных, земельных и коммунальных властей. По утверждению главного прокурора Франкфурта-на-Майне, коррупция в строительстве наносит государству ежегодный ущерб на сумму в 10 миллиардов марок, в частности, путем завышения на 30% реальной себестоимости работ. Политические последствия коррупции: она способствует сдвигу целей политики от общенациональных к клановым и групповым, подрывая престиж страны на международной арене и вызывая ее политическую и экономическую изоляцию (мало кто из серьезных зарубежных игроков захочет связываться с представителями таких клановых и групповых интересов). Именно из деятелей, прячущих свои коррупционные капиталы за границей, может формироваться «пятая колонна», способная к предательству интересов национальной безопасности страны. «Коррупция снижает доверие общества к власти, вызывает разочарование в ценностях демократии и может способствовать переходу к другой, более жесткой форме государственного устройства – диктатуре»[14]. Социальные последствия: коррупция вызывает несправедливое перераспределение жизненных благ в пользу узких олигархических групп, возрастание имущественного неравенства среди населения, обнищание значительной части общества и возрастание социальной напряженности, угрожающей политической стабильности в стране. В общественном сознании формируется представление о беззащитности граждан и перед лицом власти и перед преступностью.
3. Как отмечалось выше, проблема коррупции является актуальной и для современного Казахстана. Наша страна - одна из наиболее коррумпированных стран мира. В 2014 г., по данным Международной неправительственной организации Transparency International, по уровню восприятия коррупции Казахстан занимал 140 место из 177 стран (26 баллов из 100). Как и в других странах, в Казахстане наиболее массовое распространение получила низовая коррупция, охватывающая средний и низший уровень органов власти и связанная с непосредственными контактами населения с чиновниками. С этим типом коррупционных отношений регулярно связано большинство населения республики. Очень часто эти отношения складываются по инициативе населения: они возникают тогда, когда гражданину выгоднее дать должностному лицу взятку, чем тратить время на поездку в банк для уплаты, скажем, штрафа за нарушение правил дорожного движения, или за ускорение времени получения, например, разрешения на открытие магазина. Но наивысший ущерб обществу и государству наносит высшая коррупция, в которую вовлечены государственные чиновники высшего ранга, связанные с рассмотрением вопросов финансирования, кредитования, приватизации, государственных закупок, осуществления банковских операций, принимающие зачастую решения по многомиллиардным государственным заказам на строительство крупных сооружений и т.д. О масштабах высшей коррупции в нашей стране говорят следующие примеры: по сообщениям прессы, в 2014 г. к уголовной ответственности были привлечены: экс-председатель Агентства по регулированию естественных монополий М. Оспанов (по подозрению в получении взятки в размере 300 тысяч долларов), бывший глава национальной компании «Қ азақ стан ғ арыш сапары» Г. Мырзакулов (осужден на 12 лет тюрьмы по обвинению в получении взятки в размере 272 тысяч долларов и более 75 миллионов тенге), заместитель министра обороны генерал Б. Майкеев (осужден на шесть лет тюрьмы по обвинению в получении взятки в размере около 1 миллиона 500 тысяч долларов), бывший вице-министр сельского хозяйства М. Умирьяев (осужден на 10 лет тюремного заключения по обвинению в получении крупной взятки от предпринимателя). Эти примеры можно продолжить. Об укорененности коррупции в Казахстане и трудности борьбы с нею говорит следующий факт. Согласно утвержденной правительством республиканской Программе по противодействию коррупции на 2011-2015 годы, к 2015 году Казахстан должен был выйти по индексу восприятия коррупции на 90-е место в рейтинге Transparency International. Однако, как отмечалось выше, к 2015 году он подошел, оставаясь на 140-м месте. Бурное распространение коррупции в Казахстане, как и в других республиках бывшего Советского Союза, возникает с конца 80-х годов, когда началось разгосударствление экономики на основе принятых законов о государственных предприятиях и аренде, о кооперации и др., и особенно с начала 90-х годов, когда началась приватизация государственных предприятий, в которой активное участие приняли представители бывшего советского бюрократического аппарата, высокопоставленные партийные функционеры, их родственники и знакомые. «Имея исходный капитал в виде личных связей, финансовых средств и рычагов управления, они создавали кооперативы, центры научно технического сотрудничества молодежи… Около 10% коммерческих структур в конце 80-х - начале 90-х гг. были учреждены партийно-комсомольской номенклатурой…»[15]. Именно в этот период закладывается преступная коррупционная связь бизнеса и власти, размывающая границу между частными и государственными интересами и начинается распространение коррупционного сознания не только у властных структур, но и у бизнеса, как и общества в целом. По оценке специалистов, самый высокий уровень коррупции в современном Казахстане наблюдается в таможенной структуре и судебной системе. Как отметил бывший государственный секретарь РК М. Кул-Мухамед, «несмотря на неоднократные жёсткие предупреждения главы нашего государства, уровень коррупции в стране снижается очень медленно. Особые нарекания в этом вопросе вызывают таможенные органы. Именно здесь сформировалась коррупционная среда, которую можно назвать целой индустрией. С вступлением Казахстана в Таможенный союз данная тенденция обретает особую актуальность. Поэтому все вопросы, связанные с ней, должны быть под строгим государственным контролем»[16]. Распространенными в Казахстане стали такие приемы контрабанды, когда при пересечении границы товары регистрируются как ввезенные в “режиме временного ввоза”, для которых не установлен акцизный сбор. Но вместо того, чтобы быть вывезенными из страны, эти товары продаются на внутреннем рынке. Идентичные схемы используются в постсоветских государствах для экспортных товаров якобы “duty free”, которые затем реализуются потребителям на внутреннем рынке. О масштабах и тенденциях распространения коррупции в нашей стране говорит следующие факты: если в 2012 г. в Казахстане выявлено 1 659 000 коррупционных преступлений, то только за семь месяцев 2015 г. – 1 728 000 (здесь и далее приводятся цифры, заимствованные из статьи Д. Сатпаева «Коррупция в Казахстане и качество государственного управления». https://www.ide.go.jp/Japanese/Publish/Download/Report/2012/pdf/ C24_ch3.pdf). Теневой оборот в Казахстане превышает $30 млрд. долларов в год, из которых часть денег уходит на коррупционные услуги; около 20% компаний выплачивают взятки чиновникам. Масштабы «теневой» экономики составляют не менее 20% внутреннего валового продукта, а по оценкам отдельных экспертов, этот показатель доходит до 40%. А, по мнению некоторых экспертов, как только уровень «теневой» экономики переходит 33% от ВВП, и там будут заняты свыше 40% населения, то экономика уже не реагирует на регулирующие меры со стороны государства и возникает серьезная угроза для национальной безопасности страны в целом. Ежегодно на сферу государственных закупок приходится 15-20% от общего числа выявленных коррупционных преступлений. Кроме государственных закупок коррупция очень широко распространена в сферах лицензионно-разрешительной системы и реализации контрольно-надзорных функций. Широкий размах «теневой» экономики в стране связан с наличием неформальных центров власти, представляющих собой некий симбиоз чиновников-коррупционеров с организованной преступностью. Колоссальные масштабы «теневой» экономики вызвали широкий отток из страны финансовых средств. По некоторым данным, за последние 20 лет из страны в оффшоры было вывезено около 138 млрд. долларов. Все эти явления не могут не оказывать негативного влияния на правовую культуру населения и вызывают серьезные искажения ценностных ориентаций населения, приводя к «криминализации сознания» значительного числа граждан. О масштабах распространения «криминализации сознания» граждан Казахстана можно судить по следующему факту[17]. В г. Семее капитан полиции из корыстных мошеннических побуждений организовала «набор» за взятки сотрудников мифического «Совершенно секретного управления (ССУ) КНБ РК». За несколько месяцев сотни человек (!), вручив мошеннице взяток в общей сложности на 22 млн. тенге, попытались получить место в этой несуществующей структуре. Как отмечал казахстанский экономист К. Берентаев, «…в Казахстане сформировалась «система ценностей коррупционера», коррупция стала нормой, ее не считают аморальной. В экономической сфере вместо конкуренции по качеству товаров и услуг наблюдается «конкуренция на рынке взяток»[18]. Коррупционные отношения глубоко проникли и в систему отбора кадров на ответственные государственные посты: все чаще встречаются случаи, когда при отборе первенство отдается не профессионализму кандидата, его высоким моральным качествам, а личной преданности и кумовству, а также тому, кто даст большую взятку. Такой подход ведет к параличу власти на всех уровнях, поскольку потратившийся на взятку чиновник, занявший свой пост, больше думает не о деле, а о том, как вернуть и преумножить затраченные средства. В последние годы в Казахстане на местном уровне распространилась практика создания практически при каждом акимате территориальных фондов, в которые представители бизнеса должны отчислять «добровольные» взносы, идущие, по замыслу авторов этой идеи, «на помощь сиротам, малообеспеченным семьям, благоустройство общественных территорий и т.п.». Фактически эти фонды создают питательную среду для коррупции, поскольку расходуются бесконтрольно. Как видно из вышеизложенного, коррупция в нашей стране пустила глубокие корни, она проникла во все поры общественного организма и создает угрозу государственной безопасности Республики Казахстан.
[1] https://www.forbes.ru/news/248161-rossiya-sokhranila-pozitsii-v-reitinge-vospriyatiya-korruptsii [2] https://news.mail.ru/inworld/kazakhstan/incident/22999704/? frommail=1 [3] Искусство требовать жертв. Газета «Экспресс-К». № 48 (17406) от 16.03.2012 [4] См. материалы сайта www.transparency.org.ru.
[5] Государственная политика противодействия коррупции и теневой экономике в России. Материалы Всероссийской научной конференции (Москва, 6 июня 2007 г.). – М., 2007. С.179. [6] См.: Государственная политика противодействия коррупции и теневой экономике в России. Материалы Всероссийской научной конференции (Москва, 6 июня 2007 г.). – М., 2007. С. 179-180. [7] Некоторые аспекты международно-правового сотрудничества государств-членов Совета Европы в области борьбы с коррупцией// Журнал российского права. 2000 г., № 7. [8] Сатаров Г.А., Левин М.И. Россия и коррупция: кто кого? // Российская газета. 1998. 19 февр. С.4. [9] Михаил Горный. Противодействие коррупции. https://sudanet.ru/node/12110 [10] Маликова А. Ш. Причины и условия, способствующие возникновению коррупции. sapanet.ru/Kafedra/Podrazd/malikov.doc [11] https://ru.wikipedia.org/wiki/Коррупция [12] Михаил Горный. Противодействие коррупции. https://sudanet.ru/node/12110 [13] См.: Государственная политика противодействия коррупции и теневой экономике в России. Материалы Всероссийской научной конференции (Москва, 6 июня 2007 г.). – М., 2007. С. 252-254.
[14] Маликова А. Ш. Причины и условия, способствующие возникновению коррупции. sapanet.ru/Kafedra/Podrazd/malikov.doc [15] С.П.Перегудов, Н.Ю.Лапина, И.С.Семененко. Группы интересов в российском государстве. – М.: Эдиториал УРСС, 1999. С.68. [16] Цит. по: https://www.ide.go.jp/Japanese/Publish/Download/Report/2012/pdf/C24_ch3.pdf
[17] См.: Т. Кучуков. Кастинг национальной безопасности, или Необыкновенные приключения капитана Тукеновой / Время, 22.10.2015. С. 6. [18] Цит. по: Амина Джалилова. Круглый стол «Коррупция в РК: безопасность в опасности». 16.05.2012. Источник: https://panoramakz.com/archiv/2011/30.htm
|