![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
R. A. M. ИваницкийСтр 1 из 2Следующая ⇒
Институт высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН, Москва Поступила в редакцию 21.11 2001 г. Принята в печать 10.01.2002 г. В статье дается обзор книги, название которой вынесено в заголовок статьи. Книга посвящена проблеме мозговых основ сознания, включая ее философские и естественнонаучные аспекты. В центре изложения лежит теория повторного входа, которая в настоящее время является одной из наиболее признанных теорий сознания. В этой связи обсуждаются и работы автора статьи, который разработал аналогичную теорию возврата возбуждения и информационного синтеза в 1970-е годы, т.е. несколько раньше, чем была впервые сформулирована теория Дж. Эдельмана. Подчеркивается, что обе научные школы работали независимо друг от друга, причем между ними исторически сложилось некоторое " разделение труда". Российские исследователи большее внимание уделяли экспериментальному обоснованию своей теории применительно к процессам восприятия и мышления. Американских исследователей отличает более широкий охват проблемы и общетеоретическое обоснование предложенных концепций, включая разработанную Дж. Эдельманом теорию нейродарвинизма.
Всего 10-15 лет тому назад говорить о мозговых основах сознания считалось большой смелостью. Многим казалось, что это проблема достаточно отдаленного будущего. За прошедшее время ситуация коренным образом изменилась. Прогресс науки о мозге поставил проблему в повестку дня ведущих психофизиологических лабораторий мира. Когда в 1987 г. в Институте высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН была организована новая Лаборатория высшей нервной деятельности человека, ее задача была сформулирована как " исследование физиологических основ сознания". Симпозиумы и специальные выпуски журналов, посвященные данной проблеме, теперь не редкость. В последние годы вышло и несколько книг, посвященных проблеме сознания. Назовем хотя бы книги " Ошибка Декарта: эмоции, разум и человеческий мозг" А. Дамасио [15] (ошибка в том, что Р. Декарт считал невозможным объяснить высшие психические функции только работой мозга); " Изображения психики" М. Познера и М. Райкла [22] (название книги представляет собой стилистическую фигуру, обозначаемую как оксиморон, т.е. сочетание противоположных по значению слов, так как видеть психическое, внутренний мир человека невозможно). В этом ряду стоит и рассматриваемая в статье книга, написанная (вместе с Джулио Тонони) автором одной из наиболее признанных теорий происхождения со- знания. Удостоенный в 1972 г. Нобелевской премии за исследование структуры антител, Джералд Эдельман продолжил славный ряд нобелевских лауреатов (первым в нем стоит И.П. Павлов), которые после высшего признания своих заслуг обращаются к загадке сознания - самой, может быть, таинственной области науки, которая как бы притягивает к себе лучшие умы. Книга состоит из шести частей. Первая носит название " Мировой узел". Так А. Шопенгауэр назвал проблему сознания. Авторы говорят о том, что эта проблема не только философская, ее следует решать методами естественных наук, исходя из трех принципов. Физический принцип заключается в том, что сознание должно быть объяснено только физическими, материальными процессами, без привлечения дуализма. Эволюционный принцип постулирует, что сознание возникло в процессе эволюции в результате отбора, который происходит не только между отдельными особями, но и внутри индивидуального мозга. Согласно третьему принципу внутреннее переживание не соотносится непосредственно с теорией сознания. Наука может описать только условия возникновения ощущений, но не сами ощущения. Сознание - это как бы личный театр каждого. Сознание характеризуется двумя свойствами. Первое их них - единство сознания. Человек в каждый данный момент испытывает только одно состояние сознания, которое не может быть под-
|