![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Иваницкий ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
разделено. Нельзя также контролировать сознанием два дела одновременно. Один из примеров единства сознания - рассмотрение двойственных изображений, когда человек видит в каждый данный момент только одно из них. Минимальная длительность одного состояния сознания (психологический рефрактерный период) составляет около 150 мс. Единство сознания проявляется и в том, что оно стремится как бы компенсировать имеющиеся дефекты мозга. Так, при инсульте правой доли некоторые больные как бы не замечают паралича или дефектов восприятия. Если в левое полушарие показывать правую половину лица, человек говорит, что видит все лицо. Локальные дефекты зрения в сетчатке (скотомы или слепое пятно) и повреждения коры как бы вытесняются - человек видит полную картину мира. Впечатление такое, что после поражений или операций человек восстанавливает, ресинтезирует целостную картину. Авторы говорят о том, что так же ведет себя сердце - после удаления части сердечной ткани сердце продолжает сокращаться, выполняя свою функцию. Феномен единства сознания, которое воспринимает только один из конкурирующих образов, исследован авторами экспериментально в опыте с " соперничеством глаз". В исследовании на один глаз подавалось изображение вертикальных полосок одного цвета и одной частоты мельканий, а на другой глаз - горизонтальные полоски другой ' частоты мельканий и другого цвета. При этом человек воспринимал только один из конкурирующих образов. На воспринимаемый образ амплитуда электрического ответа мозга была значительно больше, чем на тот, который подавлялся. Вторым свойством сознания является бесчисленная вариабельность и бесконечная множественность отдельных состояний. Отсутствие новизны может даже выключить сознание, как это имеет место при так называемой снежной слепоте в Арктике, вызванной бесконечным однообразием открывающегося взору ландшафта. Известно также, что если источник света укреплен на контактной линзе, он через некоторое время становится невидимым. Вторая часть книги носит название " Сознание и мозг". Она содержит краткий, но достаточно полный и современный обзор сведений о строении и работе мозга, которые необходимы для дальнейшего изложения. При описании общего устройства мозга выделяются три главные системы. Таламо-корти-кальная система имеет особое значение, так как характеризуется многими повторными входами, образующими как бы петли возбуждения. Подчеркивается, что повторный вход - это не обратная связь, так как он не содержит сигнала ошибки, а служит для объединения различных отделов мозга, синхронизируя и координируя их работу. Благодаря повторному входу структуры мозга сонастраиваются в единый ансамбль, подобно тому, как это происходит между музыкантами в квартете. Там нет дирижера, но каждый игрок слушает другого, они обме- ниваются взглядами, и поэтому квартет звучит слаженно. Вторая система - полисинаптические связи коры с базальными ганглиями и мозжечком, которые также имеют обратные связи в кору. Наконец, важную роль играет так называемая ценностная система диффузных восходящих проекций. Особое значение при этом имеют пути от норадренергиче-ского синего пятна. Анализируя строение мозга и функцию его отделов, авторы приходят к заключению, что ни одна область мозга не ответственна за сознание и что сознание возникает за счет взаимодействия разных групп нейронов. Для выполнения своих функций нейронные группы должны иметь возможность выбирать взаимодействующие с ними группы из большого числа других. Связи играют особую роль, потому что мозг высокоспециализирован: разные поля отвечают за выполнение различных функций. В качестве примера можно назвать фузиформную и лингвальную извилины, отвечающие за восприятие цвета. Их повреждение приводит к тому, что человек видит все изображения бесцветными, он не может даже вообразить или вспомнить цвет, его сны также становятся бесцветными. Третья глава книги посвящена механизмам сознания и изложению авторской теории нейродарви-низма, или cejjej^m_jjejgp2Hin^x_rp_yjni. Мозг ис-пользует" ТГсвоей работе принципы естественного отбора Ч. Дарвина. Процесс селекции проходит через три этапа. Прежде всего, это селекция развития. При развитии мозга образуются высокоспециализированные группы нейронов, которые приурочены к соответствующей нейроанатомии (авторы называют это первичным репертуаром). При этом разные группы обладают разными свойствами, в том числе и в электрической активности, и те нейроны, которые разряжаются синхронно, оказываются связанными между собой - принцип, хорошо известный нам по работам классиков российской нейрофизиологической школы. В процессе личного опыта происходит образование вторичного набора групп нейронов благодаря избирательному повышению силы связей или проторению синапсов. Так возникают специализированные нейронные сети, связанные с выполнением более сложных функций. Авторы называют это селекцией опыта. Завершает процесс образование повторных входов, что обеспечивает интеграция нервных явлений как внутри нейросетей, так и между ними. Важный и очень интересный раздел книги посвящен различию между мозгом и компьютером. Мозг - это уникальная система, которая осуществляет целостную деятельность в отсутствие центрального процессора, обладающего в компьютере детальными инструкциями и алгоритмами о порядке вычислений и координации работы частей в едином механизме. Мозг вместо инструкций использует при развитии принципы селекции. При этом разные анатомические группы могут выполнять сходные функции и, наоборот, одни и ЖУРНАЛ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ том 52 № 3 2002 О КНИГЕ ДЖЕРАЛДА ЭДЕЛЬМАНА И ДЖУЛИО ТОНОНИ 379 те же группы нейронов могут участвовать в разных мозговых операциях. Многократное дублирование функций в нейросетях соответствует понятию вырожденности, которое используется в уравнениях квантовой механики Э. Шредингера и генетическом коде, где разные триплеты могут кодировать одни и те же белки. Без такой вырожденности почти все мутации были бы летальны, многие антитела не могли бы работать, а нервный сигнал затухал бы в процессе передачи от одной схемы к другой. В основе селекции лежит принцип вознаграждения, которое происходит путем активации системы ценностей. Сказанное, таким образом, хорошо соответствует законам условного рефлекса И.П. Павлова и правилам Д.О. Хебба. Взгляды Дж. Эдельмана и Дж. Тоно-ни поэтому можно рассматривать как развитие этих классических представлений, что, с нашей точки зрения, лишь говорит в пользу предлагаемой теории селекции нейронных групп. Особая глава книги посвящена памяти, которая является важным элементом сознания. По мнению авторов, память не есть система записанных знаков, она не репрезентативна, не похожа на надпись на скале. Запоминаются не знаки, а состояния. Это происходит потому, что мозг, как уже говорилось, не работает так, как компьютер: сигналы, которые он получает, неоднозначны и зависят от контекста. Нет и центрального процессора, нет гомункулуса, который принимал бы решение. Задача памяти -рекатегоризация состояний, схем связи корковых полей между собой и с гиппокампом, мозжечком и базальными ганглиями. Важную роль в памяти играют действия в ответ на воспринятый стимул. При этом одна мозговая схема соединяется с другой. Запоминается взаимодействие синаптических и биохимических изменений с системой подкрепления. Следует сказать, что эти взгляды достаточно близки к тому, как понимал память М.Н. Ливанов [6], который говорил о том, что представления о памяти как совокупности рефлекторных дуг нерационально, так как число таких дуг должно бы быть слишком велико. Поэтому память - не цепь соединений, а активация отдельных нервных ансамблей на базе синхронизации их активности. При этом одни и те же нервные элементы могут принимать участие в разных комбинациях, обеспечивая разные функции. Далее авторы подходят к изложению общей концепции мозговых основ сознания. Предпосылками сознания являются категоризация сигналов, создание концепта и наличие памяти. Сначала сигналы оцениваются применительно к полезному поведению во внешнем мире, который подчиняется законам физики, но сам не содержит этих категорий. На основе категоризации создается концепт (например, концепт лица), возникающий за счет взаимодействия мозговых карт и полей мозга. Этот концепт, т.е. память о взаимодействии полей, может быть воспроизведен при действии тех же или аналогичных сигналов. Решающую роль в механизмах сознания играет повторный вход, который появляется в эволюции между рептилиями и птицами и млекопитающими. Он связан преимущественно с таламо-кортикальной системой, содержащей необходимое число обратных проекций. Между собой эти петли возбуждения не взаимодействуют и могут быть избирательно возбуждены или заторможены ретикулярными ядрами. При этом интраламинарные ядра способствуют синхронизации активности в коре. Особую роль играет также взаимодействие задних отделов коры, ответственных за восприятие, с передними, связанными с категоризирующей памятью. В наиболее общем виде концепция мозговых основ сознания сводится к следующему. Внешние сигналы сопоставляются с памятью о прошлом опыте организма и отношении сигнала к определенным категориям ценности, после чего эта информация возвращается к местам первоначальных проекций (в случае восприятия в проекционные области коры). Это создает картину настоящего в его отношении к прошлому, что и лежит в основе сознания; процесс занимает доли секунды. В соответствии с этим Дж. Эдельман обозначает процесс сознания как запомненное настоящее (remembered present) [16]. Данный механизм соответствует тому, что авторы обозначают как первичное сознание в отличие от сознания высшего порядка, о котором будет сказано позднее. Следует отметить, что эти теоретические построения весьма близки к тем, которые были развиты нами еще в 1970-1980-е годы [1, 5]. При изучении механизмов ощущений нами было описано круговое движение возбуждения. Этот " круг ощущений" состоял из проекционной коры, ассоциативной коры, гиппокампа, гипоталамуса и вновь проекционной коры. Первоначально предполагалось, что лобная кора включается в процесс позднее, на этапе опознания ощущения (около 300 мс), однако уже в 1979 г. были получены данные о том, что связи между проекционной и лобной корой возникают в интервале от 100 до 200 мс после стимула [4]. Приводимая в книге Дж. Эдельмана и Дж. Тоно-ни структурная схема мозговых взаимодействий, лежащих в основе сознания, во многом похожа на ту, которая приведена в монографии автора настоящей статьи " Мозговые механизмы оценки сигналов" [1], изданной в 1976 г., т.е. несколько раньше, чем была впервые сформулирована теория повторного входа Дж. Эдельмана [17]. Можно отметить и некоторые различия. Описанный нами круг ощущений выходил за рамки таламо-кортикальной системы. Однако в пользу предложенного нами механизма говорил тот факт, что длительность прохождения импульсов по данному кругу совпала с моментом возникновения ощущения (140 мс для соматосенсорного и 180 мс для зрительного ощущений). Это время достаточно близко к психологическому рефрактер-ному периоду. Оно несколько больше, чем время ЖУРНАЛ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ том 52 №, 3 2002 380 ИВАНИЦКИЙ движения импульсов по таламо-кортикалыюй петле, которое составляет около 100 мс. Механизм, сходный с тем, который был предложен нами для ощущений, описан также М. Мишкиным [21] при опознании стимулов. Эти расхождения между нами и авторами рецензируемой книги, однако, не представляются особенно существенными. В обоих случаях принимается, что возврат возбуждения (или повторный вход) необходим для возникновения субъективного образа, он обеспечивает также интеграцию в образе отдельных признаков стимула. Из более поздних работ известно, что в такой интеграции важную роль играют ритмы ЭЭГ в диапазоне 40 Гц [18, 24], которые возникают как раз в интервале около 100 мс после предъявления стимула [7, 14], что связано, по-видимому, с дополнительным активирующим влиянием возвратных проекций. В четвертой части книги авторы излагают гипотезу " динамической сердцевины (dynamic core)" -нервного субстрата, который определяет содержание сознания. Поскольку, как уже говорилось, кора мозга высоко специализирована (определенное поле отвечает за определенную функцию), в создании мысленного образа важную роль играют корковые связи. Поэтому весьма важно выявить в коре нейронные группы, связанные между собой. В их объединении большую роль играют потенциалзависи-мые (т.е. активные при дополнительном воздействии третьего нейрона) синапсы. Таковы синапсы типа NMDA-рецепторов и глютаматергические синапсы. Для точного определения меры связи авторы вводят понятие кластера - группы высокосвязанных элементов. Входящие в кластер элементы изменяются одинаково или сходным образом в процессе определенной деятельности. Это понятие и соответствующий математический аппарат использованы как для анализа результатов позитронно-эмиссионного исследования, так и при построении математических моделей процессов, происходящих в коре мозга. Следуя избранной ими образной манере изложения, авторы сравнивают кластер с семьей, где все члены тесно общаются и связаны друг с другом многочисленными узами. Они обладают так называемой общей информацией. Далее вводится понятие сложности. Наряду с общностью члены семьи (как и входящие в кластер элементы) обладают и своими связями, своей информацией. Такая система, соединяющая в себе неоднородность и взаимосвязь, является наиболее эффективной для выполнения сложных функций. Наоборот, система работает неэффективно как при небольшом числе связей (старый мозг, десинхронизированная ЭЭГ), так и при гиперсинхронизации, когда все элементы изменяются одинаково, что имеет место, например, при эпилептическом приступе. Можно привести в этой связи высказывание Г. Спенсера, который говорил о том, что в процессе эволюции нервная сис- тема проходит путь от простой бессвязной однородности к сложной связной разнородности. Можно увидеть известную аналогию между этими представлениями авторов книги и динамическими корковыми образованиями, описанными нами при изучении корковых связей в процессе мышления. При этом было установлено, что при решении мыслительных задач корковые связи сходились к определенным пунктам коры, которые мы назвали фокусами взаимодействия [3]. Фокус состоит из групп элементов, связанных между собой жесткими связями (" семья"), которые в свою очередь гибкими связями соединены с другими элементами на периферии, работающими на той же частоте, что соответствующая группа нейронов внутри фокуса. Фокус притягивает и интегрирует информацию, циркулирующую по различным нервным сетям. Он, таким образом, удовлетворяет критериям как тесной связи между его элементами, так и сложности, неоднородности. Интересны соображения авторов книги о том, как новая информация, приходящая от органов чувств, вписывается в контекст текущей деятельности мозга. Внешний сигнал не столько приносит новую информацию, сколько модулирует и актуализирует старую информацию, которая хранится в памяти в результате прошлого опыта. Прошлый опыт, таким образом, подготавливает мозг к принятию и усвоению новых данных. На основании всего сказанного авторы формулируют представление о том, что же характеризует те нейронные ансамбли, работа которых осознается. Делается вывод, что это кластер, или его часть, в которых имеет место сильное взаимодействие в течение нескольких сотен миллисекунд. Система также должна обладать высокой степенью сложности и быть высокодифференцированной. Этот набор элементов и образует так называемую динамическую сердцевину, состав которой все время меняется, оставаясь интегрированным. В основном, но не исключительно, это нейроны, входящие в корти-ко-таламическую систему. Авторы перечисляют следующие свойства сознания: 1) сознание - это процесс; 2) сознание целостно, как в единстве времени, места и действия пьесы по Корнелю; 3) сознание существует в одном мозге, оно имеет приватный, личный характер; 4) сознание когерентно, так как нельзя испытывать два состояния сразу - доминирует всегда одна динамическая сердцевина нейронов; 5) сознание дифференцировано, так как состояний сознания бесчисленное множество; 6) сознание высокоинформативно; 7) сознание зависимо от контекста; 8) сознание обладает гибкостью, способностью к обучению и образованию новых ассоциаций; 9) емкость сознания ограничена - от 1 до 16 бит в 1с; 10) сознание имеет сериальный характер, оно меняется, образуя определенную траекторию с мини-решениями каждые 150 мс. ЖУРНАЛ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ том 52 № 3 2002 О КНИГЕ ДЖЕРАЛДА ЭДЕЛЫЙАНА И ДЖУЛИО ТОНОНИ 381 Авторы пишут о том, что предложенная гипотеза ставит конкретные вопросы, ответ на которые может быть получен путем эксперимента. Вопросы такие: можно ли увидеть динамическую сердцевину по системе связей, более сильных, чем связи между другими нейронными группами? есть ли области мозга, которые всегда присутствуют или отсутствуют в этой сердцевине? может ли сердцевина делиться и может ли быть две сердцевины? есть ли патология, которой свойственно несколько сердцевин, или патология возникает внутри сердцевины? Высказывается предположение, что болезни диссоциации, такие как шизофрения, очевидно, характеризуются множественными сердцевинами. Нам представляется, что частичный ответ на эти вопросы может быть получен из уже проведенных исследований. В частности, при описании фокусов взаимодействия было показано, что они основаны на системе достаточно сильных связей и выполняют определенную функцию нахождения решения. Важно, что топография этих фокусов различна при решении разных задач. Так, при образном мышлении они локализуются в темен-но-височной, а при абстрактно-вербальном мышлении - в лобной коре [3]. Однако во всех случаях нахождение решения включает в функцию левую височную зону, даже тогда, когда вербальный ответ не требует. Эти исследования намечают, таким образом, некоторые подходы к решению тех проблем, о которых говорят авторы книги. Что касается болезней диссоциации, то важные данные были получены в работах В.Б. Стрелец [13], показавшей, что при шизофрении имеет место нарушение межполушарных связей, особенно в лобных отделах коры. Следует отметить, что возможность экспериментальной проверки - важное достоинство предложенной концепции динамической сердцевины. Пятая часть книги называется " Развязывание узла" (читатель помнит, что речь идет о " мировом узле" А. Шопенгауэра). В ней авторы ставят своей задачей дать последовательный анализ того, как возникает субъективное переживание, то, что западные авторы обозначают словом " qualia". Это слово сравнительно недавно появилось в научной литературе, его нет даже в достаточно полных словарях, что само по себе знаменательно, так как появление нового термина отмечает веху в исследовании природы внутреннего чувства человека, такого, как ощущение красного, громкого, сладкого, а также боли, радости и т.д. Субъективное переживание может возникнуть только в развитом мозге, где могут происходить процессы, которые образуют динамическую сердцевину. При этом каждому состоянию соответствует своя сердцевина, которая имеет много измерений, число которых равно числу составляющих ее нейронных групп. Современные данные свидетельствуют о том, что ощущения не возникают в результате простого возбуждения нервных элементов проекцион- ной коры. Об этом говорит, например, феномен постоянства цвета (уголь кажется черным и в шахте, и при ярком солнечном свете, хотя спектральный состав отраженных от него лучей в этом случае неодинаков). Нельзя связать ощущение и с работой вторичных полей, хотя, например, в поле V4 некоторые нейроны реагируют на цвет независимо от фонового освещения. Для того чтобы возникнуть, переживание должно быть отдиффе-ренцировано и сравнено со всеми другими возможными переживаниями. Это может быть осуществлено только в достаточно сложно организованной системе нейронных ансамблей, какой является динамическая сердцевина. Именно там происходит сравнение сигнала, поступившего от соответствующего детектора, с памятью, благодаря чему новая информация вписывается в контекст текущих процессов мозга. При этом происходит их перестройка и возникает новая нервная интеграция. Следовательно, переживание и память во взрослом мозге - две стороны одного процесса. Об этом же говорит и тот факт, что ощущения могут развиваться. Так, для незнатока все вина примерно одинаковы, а специалист может различать сотни сортов вин. Опорной точкой для сравнения, которое необходимо для возникновения субъективного переживания, является чувство " Я", точнее " прото-Я", которое возникает в раннем онтогенезе на основе про-приорецептивной, кинестетической, соматосенсор-ной и вегетативной сигнализации. Память рекате-горизируется по отношению к этим ранним сигналам, которые образуют самые ранние измерения в многомерном пространстве субъективных переживаний. Все новые впечатления соотносятся с этим " прото-Я". При развитии каждое переживание проходит через фильтр различения, составляя индивидуальную историю личности. Следует отметить, что эти построения авторов книги также весьма близки к тому, что описывалось нами ранее [5]. Согласно нашим взглядам, " Я" представлено памятью о прошлых событиях, которая активируется в ответ на внешний стимул и которая сопоставляется с ним в проекционной коре. Ощущение стимула и " Я" неразрывно связаны, так как нельзя ощутить сигнал без активации следов памяти и, с другой стороны, себя без активирующего эту память сигнала. В процессе тренировки когнитивные и двигательные навыки постепенно переходят в неосознаваемые. При обучении, например, игре на фортепиано петли, соединяющие кору и базальные ганглии, сначала тесно связаны с сердцевиной, но затем эта связь становится ненужной. Не осознается и " технология" обработки сигнала в мозге. Есть и другие навыки, которые не осознаются. Так мы говорим, зная, что хотим сказать, но не задумываемся над тем, какие слова использовать. Эти отработанные, рутинные навыки связаны со входом и выходом сердцевины, но они не входят в ЖУРНАЛ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ том 52 № 3 2002 382. ИВАНИЦКИЙ саму сердцевину, состоящую из сильно взаимодействующих групп нейронов. Неосознаваемые моторные навыки устроены таким образом, что они образуют длинные петли односторонних связей. Эти пути специализированы и практически не взаимодействуют друг с другом. В то время, как в коре мозга от 20 до 50% нейронов синхронизированы, в бледном шаре синхронизации практически нет. В результате нейроны в базальных ганглиях " не разговаривают друг с другом". Тем не менее, очевидно, базальные ганглии через эти петли активно участвуют не только в моторных, но и в когнитивных навыках: речи, мышлении, планировании и т.д. По контрасту, в таламо-кортикальной системе имеет место тесная связь между всеми элементами. Эта часть книги заканчивается рассмотрением некоторых случаев патологии. Так, при навязчиво-стях рутинные навыки насильственно вторгаются в динамическую сердцевину, получая отражение в сознании. При паркинсонизме моторные петли перестают быть изолированными, что вызывает спастическое состояние. Неосознаваемой может быть также работа отделов коры, которые обычно входят в сердцевину, но иногда изолируются от нее, как это имеет место при истерической слепоте. В шестой части книги авторы детально описывают феномен сознания высшего порядка, которое связано с появлением языка. Благодаря языку, " Я" может быть сконструировано на основе социальных контактов, и это концептуальное " Я" надстраивается над " прото-Я". Тем самым чувства связываются с мыслями и культурой, что открывает дорогу воображению и метафорическому мышлению. Сознание отрывается от тесной связи с настоящим, и возникают категории прошлого и будущего. Три тайны - осознание настоящего; " Я", знающее о себе; способность к созданию планов и выдуманных историй - могут быть объяснены на основе сочетания первичного сознания с сознанием высшего порядка. При этом области мозга, связанные с языком, взаимодействуют на основе повторных входов с другими областями мозга. Эти взгляды во многом близки к воззрениям П.В. Симонова [9-11] о сознании как совместном знании и о коммуникативной природе сознания. В этой части книги затрагиваются также некоторые более общие вопросы философского порядка. Вот некоторые из рассматриваемых положений. Есть две концепции психического. Интер-налистская концепция исходит из того, что все отношения с внешним миром основаны прежде всего на интроспекции, это концепция взгляда от первого лица (first-person view). Согласно другой, экстерналистской концепции (third-person view), все основано на языке и социальных контактах. Первая концепция больше связана с первичным сознанием, вторая - с сознанием высшего порядка. Но и у животного, не владеющего языком, могут быть свои примитивные мысли и чувства. Об- разное мышление может играть значительную роль в человеческом творчестве. Известно, что А. Эйнштейн говорил о том, что главные физические идеи появлялись у него сначала не в словесной форме, а в виде неясных образов. Авторы пишут, что философская теория познания (так называемая эпистемология) должна быть " натурализована", т.е. дополнена естественнонаучным знанием. По мнению авторов, информация -это биологическое понятие, оно выходит за рамки физических законов. Так, танец пчелы - информация, а образование кристаллов - нет. Информация требует мозга, способного сделать выбор. Логика возникает в процессе эволюции путем соединения внешних сигналов с их ценностью для организма. Чтобы понять, что дает сознание, нужно сравнить человека с термитами, которые образуют весьма сложные колонии. Сознание дает возможность познавать мир и свое место в нем и в то же время устроиться достаточно комфортно в этом мире. Сознание дает чувство свободы и способности делать выбор. Мысль является процессом, который базируется на материи, но сама мысль нематериальна, потому что она есть соотношение процессов. Но психика, которая рождает мысль, материальна. Для науки требуется, как минимум, два человека - второй, чтобы проверить истинность высказывания. История науки, особенно биологии, показывает, что многие таинственные барьеры на самом деле представляют собой результат ложных суждений или технических ограничений. К числу таких психологических барьеров относится, несомненно, и представление о том, что понять природу психического методами естественных наук невозможно. Порядок материален, а значение нематериально. Они сосуществуют и обогащают друг друга. Теория позволяет понять происхождение и устройство сознания, но она не заменяет субъективного переживания. Даже если бы удалось создать искусственное устройство, обладающее личными переживаниями, мы не могли бы испытать их. Наш опыт индивидуален. Но, благодаря общим правилам языка и грамматике, мы можем общаться, пользуясь преимуществами сознания высшего порядка. Таково содержание этой неординарной книги, которая сочетает в себе доступность и точность изложения, философию и естественнонаучное знание и содержит последовательное изложение одной из наиболее убедительных теорий происхождения сознания и его мозговых механизмов. Интересно сопоставить концепцию авторов и нашу теорию возврата возбуждения и информационного синтеза [1-5]. Нет сомнения, что, по сути, они весьма близки. Хотя наши взгляды и были высказаны на несколько лет раньше, о чем говорилось выше, не это, очевидно, является главным, так как сходные взгляды родились, конечно, ЖУРНАЛ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ том 52 № 3 2002 О КНИГЕ ДЖЕРАЛДА ЭДЕЛЬМАНА И ДЖУЛИО ТОНОНИ 383 независимо друг от друга. Между нами намечается некоторое " разделение функций", благодаря чему обе теории, в известной мере, дополняют друг друга. Для нас главным является экспериментальное доказательство теории информационного синтеза. Так было при изучении механизмов ощущений, когда возврат возбуждения был описан на основе исследований с параллельной регистрацией и сопоставлением данных о реакции мозга на внешний стимул, определяемой методами физиологии (вызванный потенциал) и психологии (психофизические индексы сенсорной чувствительности и критерия решения). Развитие теории применительно к процессам мышления и описание фокусов взаимодействия как центров синтеза было основано на детальном исследовании картины корковых связей при различных мыслительных операциях. Теория повторного входа в большей степени построена на общетеоретических рассуждениях, данных об анатомическом устройстве таламо-корти-кальных проекций. Прямые экспериментальные данные о повторном входе импульсов в места первоначальных проекций в ней отсутствуют. Вместе с тем теория Дж. Эдельмана непосредственно опирается на концепцию нейродарвинизма, которая, как и теория повторного входа, представляется одним из наиболее значительных теоретических обобщений нейронауки в последнее время. Следует отметить, что идея возврата возбуждения (повторного входа) за истекшие годы в той или иной форме была высказана и рядом других авторов. Можно сказать в этой связи о теории Дж. Грея [19], который считает, что возврат возбуждения к структурам гиппокампа определяет содержание сознания. М. Познер и М. Ротбарт [23] рассматривают повторный вход как один из основных принципов общей теории мозговых основ психики. Интересна теория Н. Хамфри [20] об эволюции психического, которое, по мнению автора, возникло путем развития коллатералей от двигательных путей к афферентам, которые могли модулировать проведение возбуждения по сенсорным путям. Через ряд последовательных стадий это привело к возникновению колец возбуждения в коре и влиянию исполнительных ее отделов на воспринимающие. В.Я. Сергии [8] рассматривает сознание как систему внутреннего видения, основанному на повторном входе. В литературе имеется и достаточное число работ, в которых механизм повторного входа был исследован экспериментально (обзор некоторых из них см. в работе [4]). В заключение следует сказать, что одним из наиболее трудных вопросов остается проблема функционального значения субъективных переживаний. Этой проблеме, к сожалению, не уделяется достаточно внимания в рассматриваемой книге. В то же время в этой области имеются весьма интересные наработки. К ним относится, в частности, теория ментализма Р. Сперри [12]. В соответствии с этой теорией, психика, являясь результатом мозговой интеграции, обладает своей особой логикой и закономерностями, которые, в порядке нисходящей детерминации, могут определять течение мозговых процессов. Эта теория также базируется на философских построениях и аналогиях (т.е. она не " натурализована", используя терминологию авторов книги). К сожалению, пока не найдены пути ее экспериментального подтверждения. Вопрос в том, можно ли найти в движении нервных импульсов, передающих мысль, ту " высшую логику", которая привносится содержанием сообщения, и определить пути ее реализации в процессах физиологического уровня. В то же время вопрос о влиянии субъективных феноменов на поведение непосредственно смыкается с другой проблемой - проблемой свободы выбора, свободы воли, на которых держится современная цивилизация. Принципы естественных наук, которые построены на понятии детерминизма, вступают здесь в известное противоречие с природой и установками гуманитарного знания. Разрешить это противоречие на основе прогресса в изучении мозга - одна из главных задач науки будущего. Это даст возможность построить единую непротиворечивую систему представлений об окружающем мире и месте в ней человека. Исследование выполнено при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 99-04-48229) и Российского гуманитарного научного фонда (проект № 02-06-00021 а). СПИСОК ЛИТЕРТАРЫ 1. Иваницкий A.M. Мозговые механизмы оценки сигналов. М.: Медицина, 1976. 264 с. 2. Иваницкий A.M. Информационный синтез в ключевых отделах коры как основа субъективных переживаний // Журн. высш. нерв. деят. 1997. Т. 47. № 2. С. 209-225. 3. Иваницкий A.M. Главная загадка природы: как на основе процессов мозга возникают субъективные переживания // Психол. журн. 1999. Т. 20. № 3. С. 93-104. 4. Иваницкий A.M., Стрелец В.Б. Функциональные связи между различными отделами коры мозга при восприятии внешних стимулов // Журн. высш. нерв. деят. 1979. Т. 29. № 5. С. 1071-1074. 5. Иваницкий A.M., Стрелец В.Б., Корсаков И.А. Информационные процессы мозга и психическая деятельность. М.: Наука, 1984. 200 с. 6. Ливанов М.Н. Нейронные механизмы памяти // Успехи физиол. наук. 1975. Т. 6. № 3. С. 66-89. 7. Николаев А.Р., Иваницкий Г.А., Иваницкий A.M. Исследование корковых взаимодействий в коротких интервалах времени при поиске вербальных ассоциаций // Журн. высш. нерв. деят. 2000. Т. 50. № 1.С. 44-61. ЖУРНАЛ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ том 52 № 3 2002 384 ИВАНИЦКИЙ 8. Сергин В.Я. Сознание как система внутреннего видения // Журн. высш. нерв. деят. 1999. Т. 44. № 45. С. 627-639. 9. Симонов П.В. Доминанта и нейродарвинизм // Журн. высш. нерв. деят. 1993. Т. 43. № 4. С. 765-769. 10. Симонов П.В. Лекции о работе головного мозга. Потребностно-информационная теория высшей нервной деятельности. М.: Изд-во Ин-та психологии РАН, 1998. 96 с. 11. Симонов П.В. Физиологическое и субъективное // Журн. высш. нерв. деят. 2000. Т. 50. № 4. С. 587-589. 12. Сперри Р.У. Перспективы менталистской революции. Возникновение нового научного мировоззрения // Мозг и разум. М.: Наука, 1994. С. 20-44. 13. Стрелец В.Б. Болезнь " раздвоенного" мозга // Природа. 1999. № 8. С. 163-171. 14. Bertrand О., Tallon-Boudiy С. Oscillatory gamma activity in humans: a possible role in object representation // Intern. J. Psychophysiol. 2001. V. 38. P. 201-223. 15. Damasio A. Descartes' error: emotion, reason and the human brain. N.Y.: G. P. Putham Books, 1994. 312 p. 16. Edelman G.M. The remembered present. A biological theory of consciousness. N.Y.: Basics Books, 1989. 346 p. 17. Edelman G.M., Mountcastle V. Mindful brain. Cortical organization and the group-selective theory of higher brain functions. Cambridge, Mass., and London, England: The MIT Press, 1978 (русский перевод: Эдель-ман Дж., Маунткасл В. Разумный мозг / Под ред. Соколова Е.Н. М.: Мир, 1981). 18. Engel А.К., Singer W. Temporal binding and the neural correlations of sensory awaireness // Trends in Cogn. Sci. 2001. V. 5. № 1. P. 16-26. 19. Gray J.A. The contents of consciousness: A neuropsy-chological conjecture // Behav. Brain Sci. 1995. V. 18. № 4. P. 659-676. 20. Humphrey N. A history of the mind. Evolution and the birth of consciousness. Heidelberg: Springer, 1999. 238 p. 21. Mishkin M. Cerebral memory circuits // Exploring Brain Functions: Models in Neuroscience / Eds Poggio T.A., Glaser D.A. N.Y.: John Wiley and Sons Ltd., 1993. P. 113-126. 22. Posner MJ., Raichle M.E. Images of Mind. N.Y.: Sci. Amer. Library, 1997. 255 p. 23. Posner M.I., Rothbart M.K. Constructing neuronal theories of mind // High Level Neuronal Theories of the Brain / Ed. Koch C., Davis J. Cambirdge, Mass.: The MIT Press, 1994. P. 183-199. 24. Singer W., Gray CM. Visual feature integration and the temporal correlation hypothesis // Ann. Rev. Neurosci. 1995. V. 18. P. 555-586.
|