Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Механизм расчета государства с поставщиками экспортной и получателями импортной продукции в период директивного управления экономикой






ДИРЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКОЙ - совокупность методов и средств (инструментов) прямого государственного воздействия на экономику (предприятия и организации), направленных на достижение установленных целей социально-экономического развития; неотъемлемая составная часть государственного регулирования экономики любого типа (развитой рыночной, развивающейся, переходной, плановой). В административно-плановой экономике бывших социалистических стран директивные методы управления были определяющими, а в отдельные периоды и исключительными методами государственного регулирования экономики. В рыночной экономике они обеспечивают тот или иной объём регулирующих хозяйственных и социальных функций государства.

ДИРЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ - методы прямого административного управления экономикой. Характерны для советской командно-административной системы, господствовавшей в бывшем СССР с 1917 г. по 1991 г. Конкретные формы директивных методов управления: директивные плановые задания предприятиям; централизованное распределение материально-технических, финансовых, кредитных и др. ресурсов; жесткая регламентация деятельности предприятий, ее ориентация только на план, спускаемый сверху. Соответственно все главные вопросы, касающиеся деятельности предприятий, решают государственные органы. В результате действия директивных методов управления производство работает не на рынок, который отражает спрос потребителя, а на начальника, дающего указания сверху. Директивные методы управления приводят к диктату производителя над потребителем, лимитированию материальных ресурсов и их фондоемкому распределению, дефициту всех ресурсов экономики и произведенной продукции, а в целом - к деформации взаимосвязи производства и потребления. Ориентация предприятия на план (а не на спрос), на экстенсивный валовой рост производства ведет к нехватке природных, материальных и финансовых ресурсов, с одной стороны, и к накоплению сверхнормативных запасов, с другой. Образуется цепь взаимосвязанных процессов, многократно усиливающих дефицит, что приводит к снижению качества продукции. Поскольку на всех уровнях хозяйствования ни цена, ни рынок, ни спрос не являются регуляторами, то каждое предприятие, каждое ведомство стремится захватить как можно больше ресурсов. В этой борьбе за ресурсы, как правило, побеждают отрасли, ответственные за безопасность страны (ВПК).

В результате можно констатировать низкую эффективность инвестиционных расходов, нестимулирующую перестройку в экономике, адекватную научнотехническому прогрессу, отставание от развитых стран.

Директивные методы управления способствовали возникновению ситуации, когда совокупность ресурсов, необходимых для реализации инвестиционных программ, существенно превышала реальные возможности экономики. В долгосрочную перспективу закладывались прогнозы, доказывающие необходимость огромного количества средств. При этом сознательно завышалась экономическая эффективность проекта (например, капиталовложения на мелиорацию сопоставлялись с урожаем на мелиорируемых землях, а не с его приростом за счет мелиорации). Поэтому возникали экстравагантные проекты, типа переброски рек. В целом же директивные методы управления привели к созданию крайне неэффективной экономической системы.

Особая форма директивных методов управления - механизм государственного регулирования цен. Такое регулирование в той или иной степени существует в экономике любого типа. Государство не может оставить на откуп свободной игре спроса и предложения такую социально-экономически и политически значимую категорию, как цены. Цены отражают и затрагивают интересы всех - производителей и потребителей, перевозчиков и торговцев, предпринимательских и профессиональных союзов. Политика цен в руках государства является инструментом борьбы с монопольными тенденциями и защиты конкуренции, действенным средством борьбы с инфляцией, стимулом конъюнктурной и структурной политики, средством социальной поддержки. Возможности и конкретные методы государственного воздействия на цены в рыночной экономике достаточно велики. Конечно, цены в основном складываются на свободном рынке, но у государства есть инструменты вмешательства в свободную игру цен и предотвращения сговоров по вопросам цен производителей или потребителей. Прежде всего гсударство может прямо устанавливать и регулировать цены на определённые товары и услуги в ряде отраслей и секторов экономики. Примером могут служить тарифы на услуги государственных железных дорог, почты, телеграфа, цены на товары из государственных запасов (в неурожайные годы, в условиях военных действий). Государство прямо устанавливает цены в военных отраслях промышленности, а также цены госзакупок. Фиксированные государственные цены устанавливаются для продукции предприятий государственного сектора - на минеральное сырьё, добываемое на государственных шахтах, на электроэнергию, производимую государственными электростанциями. Эти цены и тарифы могут даже оказаться искусственно заниженными, однако фиксирование их на таком уровне позволяет государству сдерживать рост издержек в частном хозяйстве и поддерживать конкурентоспособность национальной экономики.

Директивное вмешательство государства в ценообразование может осуществляться через регулирующее повышение или снижение цен за счёт акцизов или субсидий к ценам. Хорошо известна практика установления акцизов на такие товары, как табак и алкоголь, на конкурирующие импортные товары. Ценовые субсидии, предоставляемые государством некоторым национальным предпринимателям (напр., в сельском хозяйстве) или потребителям (напр., социально незащищённым), позволяют поддерживать низкий уровень цен в тех случаях, когда снижение издержек производства по тем или иным причинам невозможно.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал