Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Историческая эволюция представлений о соотношении права, морали и нравственности.
Древние греки пользовались понятием «этика ». У Аристотеля есть произведение «Этика», в котором понятие «Этика» - это весь круг правил, которые определяют поведение человека в обществе – обычаи, законы, моральные правила. Таким образом, он не проводит дифференциации. Такое широкое понимание этики дошло до 18 века, включая И. Канта. Он, правда, не употреблял слово нравственность вместо «Этики», но точно в том же смысле, в котором греки употребляли слово «этика». В основе нравственности лежит категорический императив, он заложен в сознании человека и сводится к тому, чтобы поступать так, как хочешь чтобы поступали с тобой. Нравственность для Канта – весь круг обязанностей человека. Но он уже делит нравственность на 2 части: право и мораль. Они различаются по двум критериям: 1) различие по мотиву. Мотив морального поступка может быть только один, и сводится он к соблюдению категорического императива вопреки своему эгоистическому интересу. Мотив легального поступка обезличен, он никого не интересует. Он может быть связан со страхом наказания или извлечением выгоды. Главное, чтобы поступок оставался в рамках права. 2) Отношение к принуждению. Моральный поступок должен быть свободным от принуждения. Как говорит Кант «Принуждение губит мораль». Правовой поступок приветствует принуждение. Как говорил Ленин «Право невозможно без принуждения». Если из права убрать санкцию, то оно превратится в нормы морали. Право по Канту есть «внешнее согласие действовать моральному закону» Гегель представил соотношение морали и нравственности несколько иначе. Мораль - индивидуальные представления о добре и зле, а нравственность общественна, в ней человек выступает как часть коллектива, объединения во взаимодействии с другими людьми. При этом нравственность представляется Гегелю как «законы и учреждения», а не как общественное представление о добре и зле. Посредством закона общество выявляет и закрепляет мораль. Учреждения -это семья, гражданское общество, государство. Гсударство (с его законами и всевозможными институтами) для него представлялось высшей формой нравственности. В нравственность включаются только те элементы морали, которые приобретают общественное значение. Мораль и нравственность подробно рассматриваются в «Философии духа» Гегеля, в которой он выделяет Субъективный дух, объективный дух и абсолютный дух. Субъективный дух- изолированно взятый человек. Объективный дух включает в себя абстрактное право, мораль и нравственность. Государство и право относятся к объективному духу. Абстрактное право-это правоспособность лиц, не связанных статусом граждан и законом. Таким образом, это право является сферой возможного проявления свободной воли человека, которая также представляется тремя категориями: 1. Собственность (возможное покушение, то есть право осуществляется волей одного лица), 2. Договор (согласованная воля двух или нескольких лиц) 3. Неправо (покушение на интересы другого лица) Абстрактное право, похожее на естественное право в теории общественного договора, не доводит дело до добра. Поэтому такая абсолютная свобода должна быть ограничена моралью, то есть областью должного и оценкой поведения человека. Но одной морали недостаточно для ограничения абстрактной свободы. Поэтому возникает нравственность, как синтез морали и абстрактного права. От морали нравственность берет те убеждения, которые принимаются всеми господствуют в обществе. Остальные убеждения она отвергает. Коркунов М.Н., русский ученый юрист, философ права (преподавал в Санкт-петербургском университете) говорил, что существует понятие этики, которое включает в себя нравственность и право. Сейчас нравственность понимают как представления о добре и зле и она является синонимом для морали. Есть несколько определений морали. Мораль-это правила поведения. Мораль-это нравы, которые являются мерой реального воздействия правил поведения на общество. Мораль (Фуллер)-мораль стремления, которая связана с самосовершенствованием м требованиями к самому себе. Формальные различия между нравственностью и моралью: 1. Мораль безгранична, неопределенна. Право же четко говорит, что нужно делать. 2. Мораль не подкрепляется никакими юридическими санкциями, только общественными (порицание). 3. Право регулирует конкретные общественные отношения. Мораль же универсальна. Мораль касается не только отношений между людьми, но и требований человека к самому себе. Мораль мы можем понимать в разных смыслах: мораль как представление о добре и зле, и нравственность общества (измеряем степень моральности или аморальности общества). 4. Позитивное право стремится к однозначности. Мораль же противоречива.
|