Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Система и историческая эволюция ценностей, имеющих отношение к государству и праву.(ТГП Мартышин)
Ценности не вечны. На протяжении веков и тысячелетий их набор и характер неоднократно менялся. Часть ценностей устаревала и отходила в прошлое, другие переосмысливались, третьи возникали впервые. В исторической ретроспективе можно предложить следующий примерный перечень ценностей, исходя из того, что не все они признавались одновременно, а некоторые сменяли друг друга: сохранение извечного и разумного порядка, установленного высшими силами; справедливость; благополучие; безопасность; порядок; равенство; свобода; общее благо; благо личности; национальный интерес; классовый интерес; демократия; солидарность; полезность; прогресс. Многие ценности связаны с определенной исторической эпохой. Таков принцип сохранения неизменным божественного миропорядка или установлений, введенных предками. В Новое и Новейшее время сакрализация старины расшатывается и подтачивается сознательными усилиями, направленными на преобразование мира. Возникает новая ценность — прогресс, стремление к лучшему, преобразование устаревших и несправедливых институтов. Исторический, преходящий характер многих ценностей демонстрирует отношение к равенству. Сейчас равенство рассматривается обычно как благо, неотъемлемое свойство справедливости, прогресса, правового государства. Эта традиция постепенно набирала силу и утверждалась с XVII—XVIII вв. Однако в древности и средневековье общественное неравенство представлялось не только нормальным, но и благотворным, разумным. Право закрепляло различные формы сословной иерархии. Нечто подобное происходило и, с демократией, также основанной на принципе равенства. С начала XIX в. и особенно в XX в. демократия получает все более широкое признание как лучшая форма правления, идеал, к которому следует стремиться..Платон же считал ее худшей из правильных форм правления. Свобода личности, права человека и гражданина воспринимаются сегодня как важнейший атрибут современной политической и правовой системы. Между там древнему и средневековому человеку совершенно чуждо представление о личности как о чем-то самостоятельном, обособленном. Концепция национального интереса.He могла возникнуть раньше формирования наций и национального сознания. «Классовый интерес» получает общественное признание в XIX в. в связи с обострением социальных противоречий капитализма и возникновением радикальных социалистических течений. К вечным ценностям можно отнести, пожалуй, только справедливость, общее благо (благополучие как его вариант) и очень тесно связанные порядок и безопасность. Проблема лишь в том, что в различные эпохи и даже в одну и ту же эпоху разными общественными группами и людьми они, как и большинство других ценностей, понимались неодинаково. Ценности не равнозначны. Между ними часто возникают коллизии. Ж.-Л. Бержель говорит о «неизбежном диалектическом споре между идеями безопасности, справедливости, социального прогресса». Такой же спор возможен и между другими ценностями. Идеальное решение противоречий представляет синтез, что подчеркивал известный русский юрист П. И. Новгородцев применительно к коллизии между индивидуализмом и коллективизмом. «С точки зрения такого синтетического построения, — писал он, — ни личность, ни общество не могут быть признаны началами самодовлеющими». На высшую ступень в этой иерархии может претендовать лишь всеобъемлющий принцип справедливости, тесно связанный с общим благом. Все другие ценности соизмеряются с ним и признаются лишь в той мере, в какой они справедливы. 16. Правосознание и право. Правовое сознание можно определить как одну из форм общественного сознания, представляющую собой совокупность взглядов, идей, убеждений, настроений, эмоций индивидов, социальных групп или всего общества относительно права и его роли в функционировании и развитии общества, установлении правового порядка. Между правовым сознанием и правом существует тесная связь, их отношения можно охарактеризовать как взаимообусловленность. Правосознание — необходимое условие правотворчества, его реализации, правоохранительной деятельности, а также работы по предупреждению правонарушений. Со своей стороны право оказывает исключительно важное воздействие на правовое сознание. Наряду с правосознанием принято выделять и другие формы общественного сознания: политическое, этическое, философское и религиозное. Обосновывается выделение и, этих форм общественного сознания: экономического, истор-ского, экологического. Формы общественного сознания представляют собой определенные аспекты отражения окружаю- й действительности, общественного бытия с учетом потребностей и развития общества. Важное значение в общественно-политической жизни страны имеет общественное мнение — сложное и многообразное социально-психологическое явление, представляющее собой специфическое проявление общественного сознания, в том числе правового. Один из критериев оценки правового сознания — уровень отражения им окружающей действительности. Принято различать три уровня общественного сознания: обыденный, практический и научный (теоретический). Обыденное правосознание основано на житейских знаниях и навыках, добытых ненаучным путем. Практическое правосознание связано с опытом непосредственного воздействия на реальную общественную жизнь. В отличие от обыденного оно имеет большую четкость и организованность, опирается на опыт правового строительства. Специфика научного правосознания заключается в наиболее глубоком постижении сущности правовых явлений. Носителями правового сознания являются общество в целом, классы, нации, профессиональные и иные социальные группы, а также отдельные индивиды. Место правосознания в системе общественного сознания, а также характер их соотношения определяются рядом факторов, главным образом социально-исторического порядка. Как правило, за исключением моментов сплочения для защиты общих интересов, нет единого правосознания общества, как и политического, нравственного и других форм общественного сознания. В соответствии с марксистским подходом корни правосознания — в объективном факторе — возникновении в обществе классов, что является одной из непосредственных социальных предпосылок существования и права, и правосознания как общественных явлений. Правосознание господствующего класса, обусловленное материальными условиями его существования, — одна из основных движущих сил развития правовой системы. Наличие в современном обществе классов в марксистском понимании этого слова, т. е. четкого раскола общества на эксплуататоров и эксплуатируемых с антагонистическими (непримиримыми) противоречиями интересов, ставится под сомнение многими направлениями социологии и экономической науки. Развитием производства и разделением труда детерминируется и наличие профессиональных групп людей, занимающихся тем или иным родом деятельности, включая юридическую. национальное правосознания. Как известно, в определение нации наряду с экономическими, территориальными и языковыми включается также признак психологии. Эти особенности могут существенного сказаться и на правосознании. Исключительное значение для формирования правосознания, правового воспитания имеет изучение индивидуального правосознания Индивидуальное правосознание каждого человека неповторимо. Оно может быть глубоко научным и выражать передовые правовые идеи и взгляды либо отсталым, консервативным, не отвечающим требованиям сегодняшнего дня. Профессиональное и непрофессиональное правосознание. В широком смысле под профессиональным может пониматься правосознание самых различных профессиональных групп, и любая профессиональная деятельность существенно на него влияет.
|