Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Право и свобода.Свобода личности, права человека воспринимаются сейчас как важнейший атрибут современной политической и правовой системы. Индивидуализм как сознание обособленности, самоценности человека утверждается на Западе с эпохи Возрождения, до этого индивидуальные права и свободы поглощались долгом, обязанностями, правилами. Свобода – не вечная ценность. Но это ценность, которая приобретает особое значение в контексте государства и права. В древности и средневековье она служила идеалом лишь для одиночек, поднявшихся в своем духовном развитии над общим уровнем. Таков Сократ, пожертвовавший жизнью ради утверждения права мыслить и действовать в соответствии со своим «внутренним голосом», т.е. убеждениями. Большинство же в то время и много позже не задумывалось о свободе и не дорожило ею. Жизнь общества детальнейшим образом регламентировалась обычаями и традициями, не оставлявшими места или оставлявшими слишком мало места для выбора и личных решений. В традиционных обществах такая ситуация характерна и в наше время. Ее пытаются возродить с позиций религиозного фундаментализма, проявляющегося и в области теории государства и права. Свобода рассматривается как «печальный факт», который «обусловлен не чем иным, как нежеланием человека пребывать в своем естественном, безгреховном состоянии», а свобода выбора – как «признак несовершенства (человеческой природы. – О.М.), ограничение подлинной свободы». Однако ныне это уже не только не общепринятая, но скорее даже сектантская позиция. Жизнь, ломающая патриархальные устои, давно ставит практически каждого человека перед необходимостью выбора. С эпохи Возрождения постепенно утверждалось представление о самоценности личности. Она уже не рассматривалась только как часть общественного организма. Буржуазные революции выдвинули требование и лозунг свободы. В XIX-XX вв. он получает широкое признание и ныне рассматривается как признак высокоразвитого общества, хорошей политической и правовой системы. Свобода – это возможность поступать так, как хочется, способность делать или не делать что-либо в соответствии со своими желаниями или убеждениям. Это предполагает, как отмечал еще И. Кант, «независимость от принуждающей воли другого», т.е. воли внешней по отношению к действующему субъекту. Ту же мысль приводил Чичерин: «…свобода есть независимость от чужой воли во внешних действиях». Исайя Берлин выделил два различных значения понятия «свобода»: негативное и позитивное. В негативном смысле субъект свободен в той степени, в которой никто не вмешивается в его действия. В позитивном смысле человека можно признать свободным, когда он сам себе господин, а его жизнь и решения зависят от него самого, а не от каких бы то ни было внешних сил. Без этого свобода будет формальной, фиктивной, лишенной практического содержания. Проявления человеческой свободы чрезвычайно многообразны. Они охватывают все сферы общественной и частной жизни, в том числе и правовую. Человечество давно пришло к выводу, что ради беспрепятственного и гарантированного осуществления свободы ее нужно в известной мере ограничить. Это особенно важно при определении ее юридических аспектов. Все великие правоведы и философы, рассуждая о свободе, обращали внимание на эту сторону дела. Для них свобода – это познанная необходимость, способ сосуществования людей в обществе, а не одностороннее утверждение собственной воли. Классическое определение индивидуальной свободы дал представитель английского либерализма XIX в. Дж.Ст. Милль: это право гражданина на автономию во всем, что не причиняет обществу вреда, требующего защитных мер. Связь свободы с обязательствами перед обществом подчеркивал выдающийся русский юрист и государственный деятель М.М. Сперанский. Для него свобода «есть признание моральной необходимости, ее торжество над потребностями физическими». Четвернин пишет, что «свобода – это абсолютная ценность человеческого общества» По существу с этой точкой зрения полемизирует Г.В. Мальцев. Но он считает провозглашение индивидуальных свобод и прав человека «высшими ценностями», характерным для западной культуры, западного либерализма. Г.В. Мальцев называет это «демоническим феноменом», идущим вразрез с общими этическими установками христианского вероучения Традиции классического либерализма все еще живы на Западе. Но рядом с ними возникло новое направление, которое действительно объявляет индивидуальную свободу высшей ценностью. В отличие от либерализма, оно получило название либертаризма. Квентин Скиннер пишет, что либертаризм, требуя очистить публичную арену от любых идей кроме эгоистического интереса и прав личности, угрожает вместе с тем самим правам и свободам человека. Другой критик либертаризма, проф. Лондонского университета Питер Селф, отмечал, что «экстремисты от либерализма (либертаристы) извратили хорошо известное различение, проводимое Исайей Берлином между «негативной» и «позитивной» свободой и низвели его до утверждения, что только негативная форма свободы реальна и что свобода должна ограничительно толковаться как отсутствие прямого принуждения». Российские либертаристы в лице Четвернина и его единомышленников заимствовали их основные идеи, сводящиеся к свертыванию социальных функций государства и государственного регулирования экономики под предлогом защиты прав личности. Таково урезанное, антигуманное и антиобщественное толкование свободы. Данная страница нарушает авторские права? |