Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Определение европейского права. Этапы развития европейского права.
Европейское право – совокупность правовых норм, регулирующих взаимоотношения, складывающиеся в рамках европейских интеграционных объединений. Таких как, европейские сообщества Евроатом, ЕОУС, ЕЭС; Совет Европы – лишь в контексте действия Европейской конвенции по защите прав человека 1950 года (то есть по правам человека). ЕОУС действовало до 2002 года, оно выполнило все свои цели и имеет очень важное историческое значение. Европейское право – это часть международного права. Важными источниками ЕП являются 1. Классические международные договоры, которые регулируются международным публичным правом, подписываемые каждым членом и ратифицируемые отдельно в странах-членах ЕС. 2. Вторичное или производное право – это нормы, которые издаются в качестве юридически обязательных предписаний институтами ЕС. Есть особенности: 1) Верховенство ЕП по отношению к национально-правовым законодательствам 2) Интегрированность в национальное право 3) Обеспеченность судебной защитой.
3. Дополнительное право – это узкоспециализированные международно-правовые договора (здравоохранение, сельское хозяйство и т.д.).
Феномен наднациональности – передача каких-либо властных полномочий государствами-членами органам или институтам ЕС, которые обычно осуществляются органами суверенного государства. Самая важная черта – возможность издавать правовые нормы, которые будут иметь обязательную силу для государств-членов ЕС.
Источники права ЕС Учредительные договоры: 1. Договор о ЕС (об учреждении Европейского Сообщества) 1957 года 2. Договор о Евроатоме (об учреждении Европейского сообщества по атомной энергии) 3. Договор о Европейском Союзе 1992 года Это соглашения, которые относятся к первичному праву ЕС
А также сюда относятся: - ревизионные договоры (поправки к учредительным договорам) - договоры о присоединении (очень важны)
К актам об условиях присоединения, к учредительным документам прилагаются протоколы – тоже формируют первичное право. Таких протоколов чуть больше 80. Протоколы делятся: 1. об условиях присоединения 2. к учредительным документам 3. по специальным вопросам
Есть протоколы по особым условиям. Лидеры по таким – Великобритания, Дания, Ирландия. К узкоспециализированным относятся: - протоколы к Конституции - протоколы к Акту об избрании депутатов Европарламента (ЕПГ, преференции)
- официальные кандидаты: 1.Хорватия 2.Македония 3.Турция (её проблемы: Кипр, курды и гендерный вопрос). Прогноз на вступление Турции – 10-15 лет, может и 25 лет.
Право Европейского Союза — является результатом деятельности наднациональных международных институтов ЕС. Это особая правовая система, возникшая на стыке международного права и внутригосударственного права государств — членов Европейского Союза. Право ЕС обладает самостоятельными источниками и принципами, его автономност ь подтверждают практика и решения Суда ЕС. Под Европейским правом в широком смысле понимается регулирование правоотношений в целом в Европе, которое включает в себя деятельность и способы организации практически всех европейских международных организаций. Таким образом, это скорее региональное право, одновременно являющееся международным правом. В узком смысле Европейское право представляет собой право Европейского Союза и Европейских Сообществ. В данном значении понятие «Европейское право» совпадает с понятием «Право Европейского Союза». Центральным звеном, ядром права Европейского Союза является право Европейского Сообщества (право ЕС). Стержнем же несущей конструкцией права ЕС являются принципы права ЕС, представляющие собой нормативные положения общего характера, влияющие на развитие права и обязательные для правоприменителей. Выделяются функциональные и общие принципы права Европейских Сообществ. К функциональным принципам относятся принцип верховенства права ЕС и принцип прямого действия права ЕС. Принцип верховенства права ЕС закрепляет приоритет норм права ЕС над нормами внутринационального права государств-участников. Нормы национального права членов ЕС не могут противоречить нормам права ЕС. Принцип прямого действия права ЕС означает непосредственное применение права ЕС на территории государств-участников, действие норм права Сообщества без дополнительной имплементации в правовую систему государства-участника. К общим принципам права ЕС относятся: принцип охраны прав и свобод личности, принцип пропорциональности, недискриминации, принцип субсидиарности, равенства мужчин и женщин, защиты окружающей среды, защиты от недобросовестной конкуренции, а также ряд процессуальных принципов. Источники права ЕС подразделяются на две группы, а именно: - нормы первичного и - нормы вторичного права
К первичному праву традиционно относятся все учредительные договоры, то есть: - Парижский Договор об учреждении Европейского объединения угля и стали 1951 г., - Римский Договор, учреждающий Европейское Сообщество 1957 г., - Римский Договор, учреждающий Евратом 1957 г., - Маастрихтский Договор о Европейском Союзе 1992 г., - а также изменяющие и дополняющие договоры, к которым относятся Брюссельский Договор, учреждающий единый Совет и единую Комиссию Европейских Сообществ (Договор о слиянии) 1965 г., Бюджетный Договор 1970 г., Бюджетный Договор 1975 г., Единый европейский акт 1986 г., Амстердамский Договор об изменении Договора о Европейском Союзе, Ниццский Договор, одобривший очередные изменения учредительных договоров Союза 2001 г. К актам вторичного права относятся акты, издаваемые институтами ЕС, а также все другие акты, принимаемые на основе учредительных договоров. Принципы пропорциональности и субсидиарности в праве ЕС, их содержание и значение. Принцип субсидиарности был введен в учредительные договоры Европейского Союза в 1992 г., хотя как теоретическая идея он сформировался гораздо раньше и свои корни берет в христианском учении. Принцип субсидиарности требует, чтобы все вопросы, которые могут решаться непосредственно на местах, должны быть в ведении органов низшего уровня власти. На региональный, общегосударственный и, далее, надгосударственный уровень должны передаваться лишь полномочия, которые не в состоянии эффективно реализовать нижестоящий уровень публичной власти. Властная вертикаль, таким образом, строится снизу вверх. Принцип закреплен в первой статье Договора о Европейском сообществе: «Настоящий Договор знаменует новый этап в процессе создания как можно более тесного союза народов Европы, в котором Принятие решений... максимально приближено к гражданам». Принцип субсидиарности 1. распространяется только на сферу совместной компетенции ЕС и государств-членов, т. е. применительно к вопросам, которые могут решаться и на национальном, и наднациональном уровне. 2. не разграничивает полномочия органов ЕС и государств-членов по предметам совместного ведения. Он адресован институтам ЕС, а не государствам-членам. 3. реализация принципа субсидиарности осуществляется институтами ЕС в рамках правотворческой Деятельности.
|