Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Характеристика Европейских сообществ
ЕВРОПЕЙСКИЕ СООБЩЕСТВА (ЕС) - объединение трех формально самостоятельных, но взаимосвязанных региональных экономических организаций: 1. Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), созданного в 1951 г., 2. Европейского сообщества по атомной энергии (ЕВРАТОМ) и 3. Европейского экономического сообщества (ЕЭС), созданных в 1957 г.
К настоящему времени в систему ЕС входит также значительное количество других европейских интеграционных институтов. В связи с заключением в 1992 г. Маастрихтских соглашений (вступили в силу в 1993 г.) о создании политического союза, включая общую оборону и валютно-финансовую систему, ЕС стали именоваться Европейским Союзом.
Общие ценности, цели и принципы ЕС. Механизм реализации. Одна из фундаментальных основ существования, функционирования и стабильности Европейских сообществ и ЕС — п риверженность их государств-членов общим идеалам, началам и принципам, образующим политический, моральный и правовой фундамент интеграции. К числу таких основных ценностей действующие учредительные акты и заменяющая их в перспективе Конституция относят уважение человеческого достоинства, прав и свобод, принципов демократии, равноправия, а равно принципов правового государства. Статья 6 Договора о ЕС гласит: «Союз основан на принципах свободы, демократии, уважении прав человека и основных свобод, а также господства права — принципов общих для государств-членов». К числу основных ценностей отнесены формирование и утверждение в странах, входящих в ЕС, плюралистического общества, терпимости (толерантности), справедливости и правопорядка, солидарности и недискриминации. Среди важнейших ценностей выделяют приверженность свободной рыночной экономике; защиту национальной идентичности; содействие международному миру и сотрудничеству, обеспечению международной безопасности. Конечно, такого рода основополагающие принципы формулируются в самом общем виде, однако многие из них конкретизируются затем в постановлениях учредительных договоров и иных нормативно-правовых актах. Так, нарушение принципов свободы, демократии, уважения прав человека и основных свобод, а также принципов, свойственных правовому государству и находящих свое выражение в господстве права, может повлечь за собой принятие мер со стороны ЕС по пресечению подобного развития или ситуации, складывающейся в том или ином государстве-члене. Приверженность основополагающим принципам и их реализация — одно из непременных и обязательных условий членства и вступления государств-кандидатов в ЕС. Исходя из основополагающих ценностей, учредительные договоры и конституционный акт формулируют основные цели ЕС. Следует при этом обратить внимание на то, что по мере эволюции Европейских сообществ и ЕС заметно расширяются постановления, относящиеся к формулированию как ценностей Союза, так и целей и задач, которые перед ним стоят. Применительно к действующим учредительным актам, они обычно излагаются в преамбуле, которая содержит мотивацию заключения данного договора и вытекающие из этого обязательства государств-членов, а также в отдельных статьях учредительных договоров. Относительно скупые постановления первых учредительных актов существенно дополняются каждым из последующих учредительных договоров, особенно в том, что касается целей и задач, стоящих перед интеграционным объединением. Так, в консолидированном тексте Договора о Сообществе их развернутое изложение дано в ряде статей части первой Договора, озаглавленной «Принципы».
Содержание и значение Парижского договора об образовании ЕОУС
Развитие интеграционных процессов в Европе после второй мировой войны и предпосылки создания Европейских сообществ. Интеграция - процесс слияния частей в одно целое или включение в большее уже существующее целое. Интеграция означает создание общих органов, которые минуя национальные парламенты, могут издавать вторичное право, причем последнее обязательно не только для государств-участников, но и каждого отдельного гражданина. План Шумана После Второй мировой войны идея европейской интеграции захватила умы политиков и ученых с новой силой, чтобы раз и навсегда сделать невозможными вооруженные столкновения между европейскими государствами. Французский министр внешней политики Роберт Шуман и его сотрудник Жан Монне, разработали План интеграции производства угля 1950 г. и стали между Германией и Францией. Целью плана было обеспечение возможности интеграции указанных двух государств и вступления в это объединение других европейских государств. В результате угольная и сталеплавильная промышленность Германии и Франции, а также иных, готовых к участию иностранных государств, должны быть объединены и подчинены единому межнациональному органу. План Шумана был первым этапом создания Европейской Федерации. Таким образом, Германия могла бы, с одной стороны, снова стать частью европейского государственного сообщества, а с другой стороны, над этой страной можно было бы осуществлять контроль, так как производство стали и угля было бы предоставлено наднациональным, независимым от национальных государств органам. Парижский договор, создание Европейского объединения угля и стали (Montanunion) Германия, Италия и государства Бенилюкс оценили возможность улучшенной защиты собственных интересов в рамках Сообщества и приняли план Шумана. 18 апреля 1951 г. было подписано Соглашение о создании Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), которое вступило в силу 27 июля 1952 г. Срок его действия был установлен на 50 лет; таким образом, ЕОУС прекратило свое существование 23 июля 2002 г. Указанный Договор был попыткой осуществить европейскую интеграцию экономическим путем в надежде на то, что политическая интеграция последует за экономической. Самым важным достижением ЕОУС стало формирование общего рынка. Договор предусмотрел поддержание условий, стимулирующих предприятия, обеспечение упорядоченного снабжения общего рынка, равный доступ к источникам производства всех потребителей, общую ценовую политику, выразившуюся в установлении максимально низких цен. ЕОУС закрепил стремление к устранению всех ограничений по национальному признаку в вопросах занятости в угольной и сталелитейной промышленности для работников, имеющих гражданство государств-членов и обладающих признанной квалификацией. Договором было установлено, что ЕОУС является юридическим лицом и наделяется необходимой для такового правоспособностью.
В рамках ЕОУС и стали впервые в международную жизнь вводились элементы наднациональности через делегирование государствами-участниками части своего суверенитета. 1. Высший руководящий орган формировался из представителей государств-участников, но действовал независимо от их правительств и получил полномочия принимать решения в общих интересах государств-членов, обязательные для исполнения. Члены руководящих органов назначались по рекомендациям правительств государств-членов и с их согласия. Однако они не должны были следовать инструкциям своих правительств, что и обеспечивало наднациональный элемент в деятельности руководящих органов ЕОУС. 2. Совет министров состоял из членов правительств соответствующих государств. Именно Высший руководящий орган и Совет министров принимали все решения в рамках ЕОУС. Создание наряду с Высшим руководящим органом Совета министров обеспечивало необходимый баланс между национальными интересами и элементами наднациональности. 3. Суд призван был разрешать споры между Высшим руководящим органом и правительствами государств-членов ЕОС. 4. Ассамблея на первых порах была декоративным представительным органом, ибо она не имела законодательных полномочий и лишь давала свои заключения. Создание ЕОУС наметило поэтапное развитие западноевропейской интеграции от отдельных отраслей ко всему хозяйству, от экономики к политике. Деятельность ЕОУС была весьма успешной, свидетельством чему стал рост добычи угля в государствах-членах до 250 млн. тонн к 1955 г. и производства стали – до 60 млн. тонн в год.
Содержание и значение Римских договоров 1957 г
Создание ЕЭС и Евратома. Римские договоры 1957 г. и их значение. Римские договоренности: Договор о Европейском экономическом сообществе и Евратоме Когда стало ясно, что политическая интеграция в Европе недостижима, инициаторы объединительных процессов сконцентрировались на экономической интеграции в надежде, что за ней обязательно последует политическая. По инициативе государств Бенилюкс 1 июня 1955 г. была созвана и проведена Конференция министров иностранных дел в Мессине (Италия), по итогам которой было поручено разработать планы общего рынка и сообщества по атому. Предполагалась интеграция в сфере экономики и атомной энергетики. На основе концепции, предложенной Комиссией, были разработаны тексты Договора о Европейском экономическом сообществе (ЕЭС) и о Европейском сообществе по атомной энергии (Евратом), которые были подписаны 25 марта 1957 г. в Риме. Римские Договоры вступили в силу 1 января 1958 г. В них подчеркивались их сугубо экономические цели, вместе с тем были существенно расширены цели интеграционного сотрудничества, оговорена возможность создания таможенного союза, либерализации международного обмена, уточнена и расширена институциональная структура ЕЭС, определена возможность проведения общей политики в области сельского хозяйства, транспорта, сближения законодательства в целях создания общего рынка. Развитие Европейских Сообществ Европейское экономическое сообщество и Евратом имели первоначально каждый свою собственную Комиссию и Совет. Парламент и Суд были объединены посредством Соглашения о слиянии от 25 марта 1957 г. и ведали всеми тремя Сообществами. 8 апреля 1965 г. последовало Соглашение о слиянии Евратома, ЕЭС и ЕОУС. В результате подписания вышеуказанного Соглашения все три Сообщества получили единые органы: комиссию, совет, суд и парламент. Совет занимал верховенствующее положение в системе институтов ЕЭС. В его состав вошли представители всех государств-членов. Совет обладал важнейшими полномочиями в сфере обеспечения координации общей экономической политики государств-членов, принятия решений в установленных рамках, исполнения принятых решений. Все важнейшие вопросы, касавшиеся организации и функционирования Сообщества, выработки и реализации его политики, проходили через Совет. Согласно Договору о ЕЭС Совет должен был принимать решения квалифицированным большинством голосов, начиная с 1966 г., в таких важных договорных областях, как сельское хозяйство и общая торговая политика. Позже было установлено, что решения, принимаемые большинством голосов (простым или квалифицированным), имеют силу тогда, когда все государства-участники с ним согласны, а не тогда, когда это предусмотрено Договорами о Сообществе. Названный компромисс дал каждому государству — члену ЕЭС возможность блокировать голосование и требовать единогласного решения, если при этом оказывались затронутыми его жизненно важные интересы. Текущее управление делами было возложено на Комиссию, созданную в целях обеспечения надлежащего функционирования и развития общего рынка. Суд исполнял полномочия по сохранению единообразия права Сообществ. Парламент осуществлял функции консультации и контроля.
Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) - интеграционная группировка, включавшая 12 западноевропейских стран (Бельгия, Великобритания, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Франция, Германия); основана в 1957 г. в соответствии с Римским договором. В конце 1960-х гг. создан единый таможенный союз; отменены таможенные пошлины, количественные ограничения во взаимной торговле, введен единый таможенный тариф по отношению к третьим странам. К концу 1992 г. завершен процесс создания единого внутреннего рынка. В 1993 г. ЕЭС в качестве составной части вошло в состав Европейского Союза. Европейское сообщество по атомной энергии (ЕВРАТОМ) — международная организация членов Европейского союза. Создано в связи с подписанием Римских соглашений в 1957 году. Успехи ЕОУС и провал планов создания ЕОС закрепили приоритеты западноевропейской интеграции: от отдельных отраслей к комплексу финансово-экономической сферы, от экономики к политике. На конференции в Мессине в 1955 г. министры иностранных дел шести стран-членов ЕОУС выдвинули новую инициативу, «создания единой Европы», они выразили стремление распространить принципы ЕОУС на другие отрасли экономики. В 1956 г. комитет под председательством министра иностранных дел Бельгии П.-А. Спаака представил доклад, который стал основой для последующих переговоров представителей «шестёрки». Эти переговоры завершились подписанием в марте 1957 г. Римских договоров, учреждавших Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом) и Европейское экономическое сообщество (ЕЭС), которое в публицистике стали называть «Общий рынок». Первоначально его членами были Франция, Италия, Нидерланды, Люксембург и ФРГ. В 1973 г в него вошли Великобритания, Ирландия и Дания. В 1981 г — Греция. 1986 г — Испания и Португалия. 1995 г — Австрия, Швеция и Финляндия. Евратом призван был содействовать: 1. развитию мирного использования ядерной энергетики государствами-членами, / 2. формированию общей энергетической политики, / 3. координации принятия решений, / 4. снижению цен на энергоносители, /5. повышению стабильности энергетики, / 6. обеспечению контроля над атомной энергетикой. ЕОС: ПАРИЖСКИЙ договор 1952 - о создании " Европейского оборонительного сообщества" (" ЕОС") ФРГ, Франции, Италии, Бельгии, Нидерландов, Люксембурга. Подписан в Париже 27 мая. Национальное собрание Франции 30 августа 1954 отвергло Парижский договор.
|