Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Характеристика Европейских сообществ






 

ЕВРОПЕЙСКИЕ СООБЩЕСТВА (ЕС) - объединение трех формально самостоятельных, но взаимосвязанных региональных экономических организаций:

1. Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), созданного в 1951 г.,

2. Европейского сообщества по атомной энергии (ЕВРАТОМ) и

3. Европейского экономического сообщества (ЕЭС), созданных в 1957 г.

 

К настоящему времени в систему ЕС входит также значительное количество других европейских интеграционных институтов. В связи с заключением в 1992 г. Маастрихтских соглашений (вступили в силу в 1993 г.) о создании политического союза, включая общую оборону и валютно-финансовую систему, ЕС стали именоваться Европейским Союзом.

 

Общие ценности, цели и принципы ЕС. Механизм реализации.

Одна из фундаментальных основ существования, функцио­нирования и стабильности Европейских сообществ и ЕС — п риверженность их государств-членов общим идеалам, началам и принципам, образующим политический, моральный и право­вой фундамент интеграции. К числу таких основных ценностей действующие учредительные акты и заменяющая их в перспек­тиве Конституция относят уважение человеческого достоинст­ва, прав и свобод, принципов демократии, равноправия, а рав­но принципов правового государства.

Статья 6 Договора о ЕС гласит: «Союз основан на принципах свободы, демократии, уважении прав человека и основных свобод, а также господства права — принципов общих для государств-членов». К числу ос­новных ценностей отнесены формирование и утверждение в странах, входящих в ЕС, плюралистического общества, терпи­мости (толерантности), справедливости и правопорядка, соли­дарности и недискриминации.

Среди важнейших ценностей выделяют приверженность свободной рыночной экономике; за­щиту национальной идентичности; содействие международно­му миру и сотрудничеству, обеспечению международной безо­пасности. Конечно, такого рода основополагающие принципы формулируются в самом общем виде, однако многие из них конкретизируются затем в постановлениях учредительных дого­воров и иных нормативно-правовых актах. Так, нарушение принципов свободы, демократии, уважения прав человека и ос­новных свобод, а также принципов, свойственных правовому государству и находящих свое выражение в господстве права, может повлечь за собой принятие мер со стороны ЕС по пресе­чению подобного развития или ситуации, складывающейся в том или ином государстве-члене.

Приверженность основопола­гающим принципам и их реализация — одно из непременных и обязательных условий членства и вступления государств-канди­датов в ЕС.

Исходя из основополагающих ценностей, учредительные до­говоры и конституционный акт формулируют основные цели ЕС.

Следует при этом обратить внимание на то, что по мере эволюции Европейских сообществ и ЕС заметно расширяются постановления, относящиеся к формулированию как ценно­стей Союза, так и целей и задач, которые перед ним стоят. Применительно к действующим учредительным актам, они обычно излагаются в преамбуле, которая содержит мотивацию заключения данного договора и вытекающие из этого обяза­тельства государств-членов, а также в отдельных статьях учре­дительных договоров. Относительно скупые постановления первых учредительных актов существенно дополняются каж­дым из последующих учредительных договоров, особенно в том, что касается целей и задач, стоящих перед интеграцион­ным объединением. Так, в консолидированном тексте Договора о Сообществе их развернутое изложение дано в ряде статей части первой Договора, озаглавленной «Принципы».

 

Содержание и значение Парижского договора об образовании ЕОУС

 

Развитие интеграционных процессов в Европе после второй мировой войны и предпосылки создания Европейских сообществ.

Интеграция - процесс сли­яния частей в одно целое или включение в большее уже существу­ющее целое. Интеграция означает создание общих органов, кото­рые минуя национальные парламенты, могут издавать вторичное право, причем последнее обязательно не только для государств-уча­стников, но и каждого отдельного гражданина.

План Шумана После Второй мировой войны идея европейской интеграции зах­ватила умы политиков и ученых с новой силой, чтобы раз и навсег­да сделать невозможными вооруженные столкновения между ев­ропейскими государствами.

Французский министр внешней политики Роберт Шуман и его сотрудник Жан Монне, разработали План интеграции производ­ства угля 1950 г. и стали между Германией и Францией.

Целью плана было обеспечение возможности интеграции указанных двух госу­дарств и вступления в это объединение других европейских госу­дарств. В результате угольная и сталеплавильная промышленность Германии и Франции, а также иных, готовых к участию иностранных государств, должны быть объединены и под­чинены единому межнациональному органу.

План Шумана был первым этапом создания Европейской Федерации. Таким образом, Германия могла бы, с одной стороны, сно­ва стать частью европейского государственного сообщества, а с дру­гой стороны, над этой страной можно было бы осуществлять конт­роль, так как производство стали и угля было бы предоставлено наднациональ­ным, независимым от национальных государств органам.

Парижский договор, создание Европейского объединения угля и стали (Montanunion)

Германия, Италия и государства Бенилюкс оценили возможность улучшенной защиты собственных интересов в рамках Сообщества и приняли план Шумана. 18 апреля 1951 г. было подписано Соглаше­ние о создании Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), которое вступило в силу 27 июля 1952 г. Срок его действия был ус­тановлен на 50 лет; таким образом, ЕОУС прекратило свое суще­ствование 23 июля 2002 г. Указанный Договор был попыткой осу­ществить европейскую интеграцию экономическим путем в надеж­де на то, что политическая интеграция последует за экономической.

Самым важным достижением ЕОУС стало формирование общего рынка. Договор предусмотрел поддержание условий, стимулирую­щих предприятия, обеспечение упорядоченного снабжения общего рынка, равный доступ к источникам производства всех потребите­лей, общую ценовую политику, выразившуюся в установлении мак­симально низких цен. ЕОУС закрепил стремление к устранению всех ограничений по национальному признаку в вопросах занятости в угольной и сталелитейной промышленности для работников, имею­щих гражданство государств-членов и обладающих признанной ква­лификацией. Договором было установлено, что ЕОУС является юри­дическим лицом и наделяется необходимой для такового правоспо­собностью.

 

В рамках ЕОУС и стали впервые в международную жизнь вводились элементы наднациональности через делегирование государствами-участниками части своего суверенитета.

1. Высший руководящий орган формировался из представителей государств-участников, но действовал независимо от их правительств и получил полномочия принимать решения в общих интересах государств-членов, обязательные для исполнения. Члены руководящих органов назначались по рекомендациям правительств государств-членов и с их согласия. Однако они не должны были следовать инструкциям своих правительств, что и обеспечивало наднациональный элемент в деятельности руководящих органов ЕОУС.

2. Совет министров состоял из членов правительств соответствующих государств. Именно Высший руководящий орган и Совет министров принимали все решения в рамках ЕОУС.

Создание наряду с Высшим руководящим органом Совета министров обеспечивало необходимый баланс между национальными интересами и элементами наднациональности.

3. Суд призван был разрешать споры между Высшим руководящим органом и правительствами государств-членов ЕОС.

4. Ассамблея на первых порах была декоративным представительным органом, ибо она не имела законодательных полномочий и лишь давала свои заключения.

Создание ЕОУС наметило поэтапное развитие западноевропейской интеграции от отдельных отраслей ко всему хозяйству, от экономики к политике. Деятельность ЕОУС была весьма успешной, свидетельством чему стал рост добычи угля в государствах-членах до 250 млн. тонн к 1955 г. и производства стали – до 60 млн. тонн в год.

 

Содержание и значение Римских договоров 1957 г

 

Создание ЕЭС и Евратома. Римские договоры 1957 г. и их значение.

Римские договоренности: Договор о Европейском экономическом сообществе и Евратоме

Когда стало ясно, что политическая интеграция в Европе недостижи­ма, инициаторы объединительных процессов сконцентрировались на экономической интеграции в надежде, что за ней обязательно последует политическая.

По инициативе государств Бенилюкс 1 июня 1955 г. была созвана и проведена Конференция министров иностранных дел в Мессине (Италия), по итогам которой было поручено разработать планы общего рынка и сообще­ства по атому. Предполагалась интеграция в сфере экономики и атом­ной энергетики.

На основе концепции, предложенной Комиссией, были разработаны тексты Договора о Европейском экономическом сообществе (ЕЭС) и о Европейском сообществе по атомной энергии (Евратом), которые были подписаны 25 марта 1957 г. в Риме.

Римские Договоры вступили в силу 1 января 1958 г. В них подчеркивались их сугубо эконо­мические цели, вместе с тем были существенно расширены цели интег­рационного сотрудничества, оговорена возможность создания таможен­ного союза, либерализации международного обмена, уточнена и расши­рена институциональная структура ЕЭС, определена возможность проведения общей политики в области сельского хозяйства, транспор­та, сближения законодательства в целях создания общего рынка.

Развитие Европейских Сообществ

Европейское экономическое сообщество и Евратом имели первона­чально каждый свою собственную Комиссию и Совет. Парламент и Суд были объединены посредством Соглашения о слиянии от 25 марта 1957 г. и ведали всеми тремя Сообществами.

8 апреля 1965 г. последовало Соглашение о слиянии Евратома, ЕЭС и ЕОУС. В ре­зультате подписания вышеуказанного Соглашения все три Сообще­ства получили единые органы: комиссию, совет, суд и парламент.

Совет занимал верховенствующее положение в системе институтов ЕЭС. В его состав вошли представители всех государств-членов. Совет обладал важнейшими полномочиями в сфере обеспечения координации общей экономической политики государств-членов, принятия решений в установленных рамках, исполнения принятых решений. Все важнейшие вопросы, касавшиеся организации и функ­ционирования Сообщества, выработки и реализации его политики, проходили через Совет. Согласно Договору о ЕЭС Совет должен был принимать решения квалифицированным большинством голо­сов, начиная с 1966 г., в таких важных договорных областях, как сель­ское хозяйство и общая торговая политика. Позже было установлено, что решения, принимаемые большин­ством голосов (простым или квалифицированным), имеют силу тогда, когда все государства-участники с ним согласны, а не тогда, когда это предусмотрено Договорами о Сообществе. Названный компромисс дал каждому государству — члену ЕЭС возможность блокировать го­лосование и требовать единогласного решения, если при этом оказы­вались затронутыми его жизненно важные интересы. Текущее управление делами было возложено на Комиссию, создан­ную в целях обеспечения надлежащего функционирования и разви­тия общего рынка.

Суд исполнял полномочия по сохранению едино­образия права Сообществ.

Парламент осуществлял функции кон­сультации и контроля.

 

Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) - интеграционная группировка, включавшая 12 западноевропейских стран (Бельгия, Великобритания, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Франция, Германия); основана в 1957 г. в соответствии с Римским договором. В конце 1960-х гг. создан единый таможенный союз; отменены таможенные пошлины, количественные ограничения во взаимной торговле, введен единый таможенный тариф по отношению к третьим странам. К концу 1992 г. завершен процесс создания единого внутреннего рынка. В 1993 г. ЕЭС в качестве составной части вошло в состав Европейского Союза.

Европейское сообщество по атомной энергии (ЕВРАТОМ) — международная организация членов Европейского союза. Создано в связи с подписанием Римских соглашений в 1957 году.

Успехи ЕОУС и провал планов создания ЕОС закрепили приоритеты западноевропейской интеграции: от отдельных отраслей к комплексу финансово-экономической сферы, от экономики к политике. На конференции в Мессине в 1955 г. министры иностранных дел шести стран-членов ЕОУС выдвинули новую инициативу, «создания единой Европы», они выразили стремление распространить принципы ЕОУС на другие отрасли экономики.

В 1956 г. комитет под председательством министра иностранных дел Бельгии П.-А. Спаака представил доклад, который стал основой для последующих переговоров представителей «шестёрки».

Эти переговоры завершились подписанием в марте 1957 г. Римских договоров, учреждавших Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом) и Европейское экономическое сообщество (ЕЭС), которое в публицистике стали называть «Общий рынок».

Первоначально его членами были Франция, Италия, Нидерланды, Люксембург и ФРГ. В 1973 г в него вошли Великобритания, Ирландия и Дания. В 1981 г — Греция. 1986 г — Испания и Португалия. 1995 г — Австрия, Швеция и Финляндия.

Евратом призван был содействовать: 1. развитию мирного использования ядерной энергетики государствами-членами, / 2. формированию общей энергетической политики, / 3. координации принятия решений, / 4. снижению цен на энергоносители, /5. повышению стабильности энергетики, / 6. обеспечению контроля над атомной энергетикой.

ЕОС: ПАРИЖСКИЙ договор 1952 - о создании " Европейского оборонительного сообщества" (" ЕОС") ФРГ, Франции, Италии, Бельгии, Нидерландов, Люксембурга. Подписан в Париже 27 мая. Национальное собрание Франции 30 августа 1954 отвергло Парижский договор.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал