Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Роль и значение Европейского Омбудсмана
К числу особо важных контрольных полномочий относится институт парламентской ответственности правительства, применяемый в Европейском Союзе. (Механизм института ответственности рассмотрен в главе 12, посвященной Европейской комиссии.) Характеризуя контрольные полномочия Европейского парламента, следует обратить внимание еще на два момента. Это, во-первых, введенное учредительными актами и подтверждаемое Конституцией право на подачу индивидуальных или коллективных петиций, подлежащих обязательному рассмотрению Европейским парламентом, при условии, что эта петиция касается вопросов, относящихся к ведению Сообществ. Во-вторых, создание института омбудсмана, учреждение которого предусмотрено ст. 195 Договора о ЕС и также подтверждаемое Конституцией. Постановления Договора детализируются в Регламенте Парламента, уточняющем порядок его назначения и деятельности. Он избирается депутатами тайным голосованием. Если ни один из кандидатов не соберет абсолютного большинства в первых двух турах, то в третьем туре баллотируются только два кандидата, собравшие наибольшее число голосов во втором туре. Омбудсман назначается Европейским парламентом на срок его полномочий каждый раз после очередных выборов. Возможно повторное назначение одного и того же лица. Он покидает свой пост либо по истечении срока полномочий, либо по собственной просьбе об отставке, либо по решению Суда ЕС, принятому на основе представления Европейского парламента. Оно выносится, еслиомбудсман более не соответствует условиям, требуемым для исполнения его обязанностей. Омбудсман наделен правом принимать жалобы, исходящие от граждан ЕС или любого иного физического или юридического лица, находящегося под юрисдикцией государств-членов, в случае, если они обжалуют ненадлежащее управление со стороны институтов и органов Сообществ, за исключением жалоб, приносимых на деятельность Суда ЕС и СПИ. Омбудсман по собственной инициативе, или основываясь на поданных ему жалобах, проводит независимое расследование, если считает его оправданным. По результатам такого расследования составляется доклад, направляемый соответствующим институтам и органам, коих эта жалоба касается. Эти последние должны в течение трех месяцев по получении доклада омбудсмана представить свои замечания. После этого итоговый доклад направляется Парламенту и другим заинтересованным институтам. Лицо, подавшее жалобу, информируется о результатах проведенного расследования. В целом деятельность омбудсманаобобщается в итоговом ежегодном докладе, который направляется Европейскому парламенту. Европейский парламент обладает определенными полномочиями в сфере внешних связей Сообществ и в более ограниченной мере в области ОВПБ. Конституция несколько расширяет полномочия Парламента, но не распространяет их на ОВПБ и ОЕПБО. На практике Европейский парламент участвует в осуществлении внешнеполитических функций не столько за счет наделения его правом вынесения самостоятельных решений, сколько путем довольно активного обсуждения различных проблем международного развития или ситуаций, складывающихся в отдельных районах мира, непосредственно на своих пленарных заседаниях и в парламентских комиссиях.
|