Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формы международных экономических связей. Участие Республики Беларусь в международном разделении труда.






Международные экономические отношения – связи, устанавливающиеся между странами мира в результате торговли, миграции рабочей силы, вывоза капитала, международного кредита, валютных отношений и научно-технического сотрудничества.

Сегодня международные экономические связи это хозяйственные, торговые, политические отношения, включающие обмен товарами, различные формы экономического содействия, научно-технического сотрудничества, специализацию, кооперацию производства, оказание услуг и совместное предпринимательство.

Создание рыночной экономики предполагает ее открытость и интеграцию в мировое хозяйство. Любые предприятия, фирмы, кооперативы и их союзы независимо от формы собственности, участвуя в формировании рыночных отношений, должны иметь выход им внешний рынок. Только в этом случае удастся обеспечить их реальное вхождение в международные экономические процессы.

Основные формы международных экономических связей:

1. Торговля. С помощью этой формы осуществляется купля-продажа товаров широкого потребления: одежды, обуви, парфюмерии, галантереи, культтоваров, а также продовольственных товаром и сырья. Происходит также торговый обмен продукцией для промышленного потребления: узлы, детали, запасные части, прокат, подшипники, агрегаты и т.д. Возможна покупка товаров и оборудования для общественного потребления: городской транспорт, оборудование для больниц и поликлиник, курортов, лекарства, устройства и оборудование для охраны окружающей среды. Осуществляется купля-продажа продукции интеллектуального труда: лицензии, ноу-хау, инжиниринговая продукция.

2. Совместное предпринимательство. Данная форма может быть реализована в промышленной сфере на заводах, фабриках, предприятиях; в сельском хозяйстве, науке, образовании, медицине, транспорте, культуре, искусстве, кредитно-финансовой сфере.

3. Оказание услуг. Большое распространение в международном бизнесе принадлежит посредническим, банковским, биржевым услугам, страхованию, туризму, международным перевозкам грузов. Быстро растет объем услуг, который оказывают компьютерные сети, имеющиеся в развитых странах мира.

4. Сотрудничество, содействие. Все большее распространение получают научное, техническое, экономическое сотрудничество. Усиливается научный и культурный обмен, увеличивается количество спортивных мероприятий.

Однако и сегодня торговля это наиболее интенсивно развивающаяся форма международных экономических отношений.

Заинтересованность практически всех стран в расширении своей внешней торговли связана, прежде всего, с потребностью сбыта национальной продукции на внешних рынках, необходимостью получения определенных товаров извне и, наконец, стремлением извлечь высокую прибыль за счет международного разделения труда, позволяющего добиться экономии общественного труда в процессе рационального производства и обмена его результатами между различными странами.

Приоритетным во внешней торговле следует считать ориентир на развитие экспорта, так как покупку товаров по импорту можно осуществлять при наличии либо иностранной валюты, либо конкурентоспособного товара.

Для получения наибольшего экономического эффекта необходимо поставлять на экспорт наукоемкую продукцию, позволяющую получить максимальную валютную выручку на единицу затрат труда, а ввозить следует те товары, которые имеют наибольшие затраты труда на единицу вложенных средств.

Реализуются внешнеэкономические связи «сверху вниз»: объемы и перечень номенклатуры товаров и услуг определяются на правительственном уровне. Они реализуются через систему госзаказа (посредством организаций, определенных в качестве государственных заказчиков) и за счет лимитов с централизованным обеспечением материальными и валютными ресурсами.

Современные внешнеторговые операции очень разнообразны. Поэтому не представляется возможным предложить один критерий, и в соответствии с которым можно дать исчерпывающую классификацию внешнеторговых сделок. Все они должны рассматриваться с нескольких точек зрения: по направлениям торговли; видам товаров и услуг, степени готовности товаров; применяемым методам торговли, организационным формам.

По направлению торговли международные экономические операции могут быть подразделены на экспорт, импорт, реэкспорт и реимпорт.

Экспортирование или импортирование товаров обычно является первой внешнеэкономической операцией, с которой сталкивается фирма, ставшая участником международного бизнеса. Традиционными статьями импорта являются продовольственные, потребительские и промышленные товары, а также сырье и полуфабрикаты для производства товаров широкого потреблении.

По видам товаров и услуг, служащих предметом торговли, можно выделить:

- торговлю сырьевыми товарами;

- торговлю продовольственными товарами;

- торговлю товарами широкого потребления;

- торговлю машинами и оборудованием;

- торговлю научно-техническими знаниями и объектами интеллектуальной собственности;

- торговлю услугами производственного назначении (техническое обслуживание, инжиниринг, консалтинг и т. д.);

- торговлю услугами для населения, включая туризм.

Организационные формы торговли предполагают многообразие условий и возможностей проведения международных сделок в зависимости от целевой установки внешнеэкономической политики и требований внешней среды. Среди них можно выделить: бартерные операции; встречные закупки или операции «бай-бек»; компенсационные сделки; операции на давальческом сырье; выкуп устаревшей продукции; промышленное сотрудничество, включая производственную и отраслевую кооперацию, создание смешанных производств и развитие такой новой формы производственной кооперации, как «продакшн шеринг», предполагающей совместное освоение природных ресурсов.

Приведенная классификация внешнеторговых операции характеризует многообразие форм, методов, организационных условий как внешней, так и внутренней среды. Открытие экономики для внешнего мира, широкая либерализация внешнеэкономической деятельности постепенно формируют в Украине новую модель международного бизнеса.

Под экспортно-импортными операциями понимается коммерческим деятельность, связанная с куплей-продажей товарной продукции (услуг), с ввозом-вывозом этой продукции (услуг) за рубеж/из-за рубежа.

Экспорт – совокупность множества коммерческих операций по продаже вывозу заграницу товаров для передачи их в собственность иностранному контрагенту. Экспортом является также предоставление интуристам и интурфирмам экскурсионных и других услуг (совокупного туристского продукта). Экспортом является вывоз капитала в форме предоставления кредитов и инвестирования в иностранные фирмы.

При осуществлении экспортной операции для экспортера не важно, как будет использоваться товар импортером: последний может пустить товар в переработку, реализовать на внутреннем рынке или перепродать в третьи страны. В любом случае для продавца это будет экспортная операция.

Для осуществления экспортной операции необходимо одно определяющее условие – иметь товар, который будет пользовании спросом на внешнем рынке.

Импорт – совокупность множества коммерческих операций по покупке и ввозу иностранных товаров для последующей реализации их на внутреннем рынке своей страны. При этом ввозимый в страну товар может быть как готовой продукцией, предназначенной для реализации, так и сырьем, полуфабрикатами, подлежащими переработке, объектами капитального строительства в виде инвестиционного капитала, лицензиями, ноу-хау и т. д.

Непременным условием осуществления импортной операции является платежеспособность импортера.

Реэкспорт – вывоз за границу ранее ввезенного товара, не подвергшегося в реэкспортирующей стране какой-либо переработке (это является обязательным условием любой реэкспортной операции).

Реэкспорт может осуществляться и без ввоза товара в свою страну.

Реимпорт – ввоз из-за границы ранее вывезенных товаров, подвергшихся там переработке. Ими могут быть товары, не проданные на аукционе, выставке, возвращенные с консигнационного склада, забракованные покупателем и другие, предназначавшиеся к продаже.

По существу, реимпортные товары нельзя назвать внешнеторговыми сделками, поскольку они не преследуют коммерческих целей и их никто специально не готовит и не осуществляет. По своей сути это несостоявшиеся экспортные операции. Но таможенная статистика учитывает их отдельно – как реимпортные операции.

Реимпорт – ввоз из-за границы ранее вывезенных товаров, но подвергшихся там переработке. Ими могут быть товары, не проданные на аукционе, выставке, возвращенные с консигнационного склада, забракованные покупателем и другие, предназначавшиеся к продаже.

Участие Республики Беларусь в международном разделении труда. Стратегически важной целью для республики является определение её внешнеторгового потенциала, места в международном разделении труда и обеспечения плавности вхождения в мирохозяйственные связи.

Внешнеторговый потенциал представляет собой комплексную характеристику, отражающую материальные и интеллектуальные возможности участия государства в торговом сотрудничестве с другими странами.

Республика Беларусь располагает достаточно большим внешнеторговым потенциалом. Его основу составляет промышленность (66 % валового общественного продукта), в том числе на долю машиностроения, химию и нефтехимию приходится более 40 % валовой продукции. Среди стран СНГ республике принадлежит значительная доля в производстве химических волокон и нитей – 40 %, фотоаппаратов – 30 %, тракторов – 20 %, минеральных удобрений – 20 % и т.д.

Для оценки степени участия Республики Беларусь в междуна­родном разделении труда, а также эффективности экспорта выпускаемой продукции опреде­лим долю участия нашей страны в мировом экспорте и мировом ВВП, проанализируем экспорт товаров и доход на душу населения от каж­дого экспортируемого процента ВВП по сравнению со среднемиро­вым, принимаемым за 100 % (таб­лица5). Чем больше душевой по­казатель экспорта страны и чем меньше при этом вывозимая доля ВВП, тем выше показатель дохода на душу населения от каждого экспортируемого процента ВВП, то есть экспорт страны осуществ­ляется наиболее эффективным об­разом.

 

Таблица 5 – Участи Республики Беларусь в международном разделении труда

 

Годы Доля в мировом экспорте, % Доля в мировом ВВП, % Коэффициент МРТ, % Экспорт на душу населения, долл./чел. Доход на душу населения от каждого экспортируемого процента ВВП, %
  0, 12 0, 04 3, 0   25, 5
  0, 13 0, 05 2, 6   31, 9
  0, 15 0, 07 2, 1   54, 7

 

Анализ представленной табли­цы позволяет констатировать, что Республика Беларусь принимает активное участие в международ­ном разделении труда, однако на­метилась тенденция к его сниже­нию. Необходимо отметить, что достаточно высокий коэффициент МРТ, определяемый соотношени­ем доли страны в мировом экспор­те и доли страны в мировом ВВП, может свидетельствовать об уязви­мости экономики страны и гипер­трофированном развитии экспорт­но-сырьевого сектора. Растет пока­затель экспорта на душу населе­ния, а также эффективность экс­порта, измеряемая доходом на ду­шу населения от каждого экспортируемого процента ВВП.

Экспорт Республики Беларусь все больше концентрируется на энергетической составляющей (таблица 6).


Таблица 6 – Ведущие экспортные товары Беларуси 2000 г. и 2005 г.

 

Наименование товара Доля в экспорте страны в 2000г., % Доля в экспорте стран ЦВЕ и СНГ в 2000г., % Доля в мировом экспорте данного товара в 2000г., % Наименование товара Доля в экспорте страны в 2000г., % Доля в экспорте стран ЦВЕ и СНГ в 2000г., % Доля в мировом экспорте данного товара в 2000г., %
Все товары 100, 00 2, 93 0, 12 Все товары 100, 00 4, 23 0, 15
Продукты нефтепереработки 14, 00 7, 65 0, 70 Продукты нефтепереработки 27, 40 10, 65 1, 31
Удобрения 7, 53 16, 01 3, 41 Удобрения 6, 66 16, 83 4, 29
Грузовики, спец. автомобили 5, 74 32, 04 0, 68 Грузовики, спец. автомобили 4, 02 44, 13 0, 71
Тракторы 3, 36 57, 21 2, 82 Прутья стальные 2, 50 7, 74 0, 76
Нераспределенные товары 3, 32 1, 55 0, 13 Тракторы 2, 60 76, 41 2, 87
Бытовая техника 2, 25 12, 66 0, 44 Сырая нефть и битумное масло 2, 43 0, 43 0, 06
Текстиль 2, 21 12, 98 0, 48 Бытовая техника 2, 14 32, 61 0, 52
Запасные части к автомобилям 2, 10 3, 64 0, 10 Фурнитура 1, 83 11, 67 0, 29
Фурнитура 1, 97 2, 75 0, 22 Двигатели для транспортных средств 1, 55 51, 34 0, 80
Железо, формовка стальная 1, 78 2, 24 0, 47 Запасные части к автомобилям 1, 47 12, 84 0, 10
Остальные 55, 72     Остальные 47, 41    

Если в 2000 г. на продукты нефтепереработки при­ходилось 14 % белорусского экс­порта, то в 2005 г. – почти 30 %. К 2005 г. в экспорте страны сокра­тилась доля удобрений, тракто­ров, запасных частей к автомоби­лям, однако существенно увели­чилась доля в экспорте стран ЦВЕ и СНГ по данным товарным пози­циям, а также грузовым автомо­билям, бытовой технике, фурни­туре из дерева, двигателям для ав­тотранспортных средств, запас­ным частям к автомобилям, что свидетельствует о растущем спро­се на продукцию белорусских про­изводителей. Данную положи­тельную тенденцию нельзя не учитывать белорусским товаро­производителям, которым необхо­димо укреплять свои позиции в данном направлении.

Что касается доли вышеназван­ных товарных групп в мировом экспорте, то она превышает едини­цу только по удобрениям, тракто­рам и продуктам нефтепереработ­ки (таблица 2). Для оценки теку­щей конкурентоспособности, срав­нительных преимуществ, товар­ной и рыночной диверсификации экспортных товарных групп Бела­руси в мировой системе экономи­ческих координат воспользуемся данными Международного торго­вого центра ООН. Из проведенных центром исследований следует, что вся мас­са экспортируемых товаров разби­та на 14 секторов: свежие продук­ты; переработанные продукты; то­вары из дерева; текстильные, хи­мические товары, товары из кожи; металлы и другие промышленные товары; электронные компоненты; неэлектрические машины; ком­пьютеры, телекоммуникационное оборудование и электроника; транспортное оборудование; одеж­да; минеральные продукты и про­чие промышленные товары.

Самые высокие сравнительные преимущества и текущая конку­рентоспособность товаров Респуб­лики Беларусь среди стран-экс­портеров наблюдается по следую­щим экспортным группам това­ров:

1) переработанные продукты (мясо и субпродукты консерви­рованные; молочные продукты: масло, сыры, творог; яйца, аль­бумин; рыба и моллюски кон­сервированные; мука ржаная, пшеничная, зерновая мука гру­бого помола; сахар, мед, конди­терские изделия из сахара, шо­колад, какао-продукты; марга­рин);

2) текстильные товары (текс­тильная комплексная нить и текстильное волокно; специ­альная пряжа; настил пола и т.п.);

3) товары из дерева (дрова и дре­весный уголь; древесина необ­работанная и простой обработ­ки; шпон, фанера, мебель и от­делочные материалы);

4) товары химической промыш­ленности (синтетическая пря­дильная нить; лаки, краски, красители; минеральные удоб­рения; первичный этиленовый полимер; крахмалы и клеи; ре­зиновые шины, протекторы);

5) минеральные продукты (ка­мень, песок, гравий; другие сы­рые материалы; отходы обыч­ного черного металла; брикеты, бурый уголь, торф; низкосорт­ный бензин, битумное масло, прочие нефтепродукты);

6) металлы и другие промышлен­ные товары (глина, огнеупор­ный материал; сырье, изделия из железа и стали; железные и стальные прутья и бруски; же­лезный и стальной материал для железнодорожного транс порта; железный и стальной провод; метизы без электроизо­ляторов; бытовые приборы из обычного металла).

Устойчивое положительное сальдо торгового баланса на про­тяжении 5 лет наблюдается по следующим группам товаров: тек­стильные товары, товары из де­рева и товары химической промы­шленности. По группе товаров пе­реработанные продукты увели­чивается доля белорусской про­дукции на мировом рынке, однако уменьшается товарная номенкла­тура экспорта. Беларусь занимает одно из последних мест среди стран – экспортеров данной груп­пы по рыночной диверсификации товарных потоков. К положитель­ным тенденциям можно отнести увеличение сравнительных пре­имуществ и текущей конкуренто­способности переработанных про­дуктов, что привело к положи­тельному сальдо торгового баланса по товарам данной экспортной группы в 2005 г.

По группе металлы и другие промышленные товары, несмотря на незначительное за 5 лет увели­чение сравнительных преиму­ществ и текущей конкурентоспо­собности, Республика Беларусь имеет хронически отрицательное сальдо торгового баланса. Доля данных товаров на мировом рынке увеличилась незначительно, одна­ко ухудшились позиции по товар­ной диверсификации экспорта.

По группе товаров минераль­ные продукты, несмотря на рост индекса сравнительных преиму­ществ и текущей конкурентоспо­собности, у Республики Беларусь устойчивое отрицательное сальдо торгового баланса, связанное с им­портом нефти из Российской Феде­рации по льготным ценам, перера­боткой на белорусских нефтепере­рабатывающих заводах и последу­ющим экспортом нефтепродуктов в страны Европейского союза.

Таким образом, товары из ука­занных экспортных групп, за ис­ключением минеральных продук­тов (что связано с изменением ус­ловий поставки товаров из Россий­ской Федерации), имеют все необ­ходимые предпосылки для увели­чения экспорта в краткосрочной перспективе. Для этого необходи­мо повышать текущую конкурен­тоспособность выпускаемой про­дукции, осуществлять горизон­тальную диверсификацию экс­портного портфеля за счет углубления степени переработки сырья и полуфабрикатов до готовой про­дукции, расширять товарную но­менклатуру экспорта и увеличи­вать ее присутствие на зарубеж­ных рынках.

Экспортная группа товаров, об­ладающая относительно высокими сравнительными преимуществами и текущей конкурентоспособнос­тью, имеющая высокий потенциал для увеличения экспортных воз­можностей в среднесрочной пер­спективе, включает в себя следую­щую продукцию: транспортное оборудование, одежду, товары из кожи, электронные компоненты, прочие промышленные товары. Эти товары имели положительное сальдо торгового баланса на протя­жении 5 лет или в отдельные го­ды, относительно высокие сравни­тельные преимущества. Выявлены срав­нительные преимущества Респуб­лики Беларусь по следующим то­варам экспортных групп:

1) транспортное оборудование (автотранспорт, дорожные ав­томобили, трейлеры и автопри­цепы);

2) товары из кожи (кожа, дубленная и выделанная кожа с ме­хом; обувь);

3) одежда (трикотажная и тканая одежда для девочек и жен­щин);

4) электронные компоненты (бы­товая техника);

5) прочие промышленные товары (здания из сборных элементов, санитарно-техническая тепло-арматура; оптические прибо­ры; оружие и боеприпасы).

Экспортная группа товаров, обладающая самыми низкими срав­нительными преимуществами, те­кущей конкурентоспособностью среди продукции стран – экспор­теров данных групп товаров, хро­нически отрицательным сальдо торгового баланса на протяжении 5 лет, включает в себя следующие позиции: свежие продукты, неэлектрические машины, компьюте­ры, телекоммуникационное обору­дование и электронику. Для того чтобы рассчитывать на увеличение экспортных возможностей данной группы товаров в долгосрочной перспективе, необходимы карди­нальные меры по повышению их конкурентных преимуществ. По группе неэлектрические машины только тракторы попали в десятку ведущих экспортных товаров Рес­публики Беларусь и укрепили свои позиции на рынках стран СНГ и ЦВЕ, хотя доля данной про­дукции в экспорте страны в 2005 г. по сравнению с 2000 г. со­кратилась (таблица 2).

По экспортной группе свежие продукты и сырьевая сельскохо­зяйственная продукция выявле­ны сравнительные преимущества по следующим товарам: говядина свежая; зерно хлебных злаков; шкура без меха, необработанная; кожа с мехом, необработанная; текстильное волокно без хлоп­ка/джута. Для повышения эффек­тивности экспорта товаров данной экспортной группы необходимо осуществлять горизонтальную ди­версификацию и повышать добав­ленную стоимость в конечной про­дукции, то есть от экспорта сырья переходить к экспорту готовой продукции. Указанные виды про­дукции перспективны для экспор­та и в виде сырья, учитывая до­статочно высокую долю в мировом экспорте аналогичных товаров из стран с малой экономикой Запад­ной и Северной Европы. Однако для этого необходимы инвестиции в улучшение условий работы с сы­рьевой базой, поскольку в настоя­щее время ни оборудование, ни технологии работы с сырьем не со­ответствуют международным стандартам.

По экспортной группе неэлект­рические машины Республика Бе­ларусь имеет выявленные сравни­тельные преимущества по следую­щим товарам: тракторы, сельско­хозяйственные машины, шарико­вые и роликовые подшипники. Необходимо отметить, что сравни­тельные преимущества страны по данным товарам ухудшаются (кро­ме тракторов), что свидетельствует о снижении их конкурентоспособ­ности.

По экспортной группе – ком­пьютеры, телекоммуникационное оборудование и электроника Республика Беларусь не имеет срав­нительного преимущества ни по одному виду товара.

Анализ экспортных возможно­стей нашей страны в мировой сис­теме экономических координат по­казывает наличие сравнительных преимуществ по целому ряду бело­русской продукции. Однако нара­щивать экспортный потенциал возможно только повышая конку­рентоспособность выпускаемой продукции. Кроме того, экспорт­ные потоки характеризуются сла­бой диверсификацией по товарной номенклатуре и присутствию на зарубежных рынках. Так, по ме­таллам и другим промышленным товарам, транспортному оборудо­ванию, одежде и текстилю, све­жим продуктам, товарам из кожи, переработанным продуктам и то­варам из дерева Республика Бела­русь занимает достаточно высокое место по продуктовой диверсифи­кации в международном рейтинге среди стран – экспортеров данной продукции. Тенденция к увеличе­нию продуктовой диверсификации наблюдается только по товарам из кожи. По всем остальным товар­ным группам за 5 лет Беларусь значительно ухудшила свои меж­дународные позиции. Что касает­ся рыночной диверсификации экс­портируемых товаров, то относи­тельно высокие позиции в между­народном рейтинге с положитель­ной динамикой наблюдаются толь­ко по химическим товарам (66-е место среди 131 страны в 2005 г.), товарам из дерева (66-е место сре­ди 120 стран в 2005 г.), товарам из кожи (72-е место среди 93 стран в 2005 г.), с отрицательной динами­кой – по одежде (44-е место среди 115 стран в 2005 г.). По всем ос­тальным экспортным группам бе­лорусские товары слабо представ­лены на международных рынках. Например, по металлам и другим промышленным товарам – 102-е место среди 131 страны в 2005 г., транспортному оборудованию – 94-е среди 110 стран, свежим про­дуктам – 165-е среди 177 стран, переработанным продуктам – 149-е среди 153 стран.

Важной составной частью внешнеторговой политики Беларуси должно стать развитие туризма, сферы услуг; создание наукоёмких и нематериалоёмких производств; формирование благоприятного климата для прямых иностранных инвестиций.

Республика Беларусь является членом ряда международных финансовых, валютно-кредитных учреждений.

В 1992 г. Республика Беларусь стала членом Международного валютного фонда (МВФ), Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), Международного банка реконструкции и развития (МБРР), Международной финансовой корпорации и др.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал