Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Движение судна под влиянием переложенного руля. Циркуляция.
Руль (перо руля) представляет собой крыло за кормой судна, способное поворачиваться с помощью балера вокруг вертикальной оси на углы 30 - 35 градусов вправо и влево. Основными геометрическими характеристиками, определяющими его эффективность, являются площадь Sp и высота h (по балеру), а также размеренна и форма подводной части корпуса. За начало циркуляции судна под влиянием сил и моментов переложенного руля принимается момент начала перекладки руля. Циркуляция характеризуется линейной и угловой скоростями, радиусом кривизны и углом дрейфа. Эти характеристики не остаются постоянными. Процесс циркуляции принято делить на три периода. Первый период - маневренный, продолжается в течение времени перекладки руля. Второй период - эволюционный, начинается с момента окончания перекладки руля и заканчивается, когда характеристики циркуляции примут установившиеся значения. Третий период - установившийся, начинается с момента окончания второго периода и продолжается до тех пор, пока руль остается в переложенном положении. Переложенный на угол руль, как и всякое крыло, развивает подъемную силу - боковую силу руля. Рру Приложим, для наглядности, в ЦТ судна две силы, равные по модулю силе Рру и направленные в противоположные стороны, как показано на рис. 1. Эти две силы взаимно компенсируются, т.е. не оказывают влияния на корпус судна, но их совместное рассмотрение вместе с боковой силой руля Рру позволяет понять, что корпус судна одновременно испытывает воздействие поперечной силы Рру, приложенную в центре тяжести G и момент боковой силы руля Мр относительно вертикальной оси Z, проходящей через ЦТ. В первый период после начала циркуляции под влиянием поперечной силы PRV, ЦТ судна приобретает боковое перемещение водоизмещение внешнюю сторону циркуляции -обратное смещение. Возникает угол дрейфа а, а значит и поперечная гидродинамическая сила на корпусе Ry, направленная внутрь циркуляции. Ее точка приложения смещена в нос от ЦБС, положение которого при отсутствии большого дифферента можно считать совпадающим с ЦТ судна. Момент силы Ry - Mp в этом начальном периоде циркуляции имеет тот же знак, что и момент руля Мр. поэтому появляется и начинает быстро возрастать угловая скорость. Далее, под влиянием поперечной силы Ry, траектория ЦТ начинает постепенно искривляться в сторону перекладки руля, т.е. радиус циркуляции, который вначале стремился к бесконечности, начинает уменьшаться.
Рис. 1. Силы, действующие на судно с переложенным рулем в начальной стадии циркуляции. Рис. 2. Силы, действующие на судно при криволинейном движении на развитой стадии циркуляции.
При движении ЦТ по криволинейной траектории с радиусом Ra каждая точка по длине судна относительно общего центра циркуляции (дописывает свою траекторию, радиус кривизны которой отличается от Ro (рис. 2.). При этом каждая точка имеет свой угол дрейфа, значение которого возрастает по мере удаления в сторону кормы. Соответственно, в нос от ЦТ углы дрейфа уменьшаются. Если из центра циркуляции О опустить перпендикуляр на ДП, то в полученной точке ПП угол дрейфа будет равен нулю. Эта точка носит название центра вращения или полюса поворота (ПП). У большинства судов ПП располагается вблизи носовой оконечности, на расстоянии 0, 4L от мидель шпангоута (ЦТ).
|