![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Управление судном в шторм.
Подготовка к плаванию в штормовую погоду.
Плавание в штормовую погоду является тяжелой и ответственной задачей Управление судном в шторм требует от судоводителей знания и учета всех видов воздействия штормовых условий на судно. Перед выходом в рейс судно должно быть готовым к любым изменениям погоды Поэтому подготовка к плаванию в штормовую погоду должна начинаться еще в порту. При составлении грузового плана необходимо предусмотреть обеспечение местной и общей прочности корпуса судна и его мореходных качеств, как на момент выхода из порта, так и при расходовании запасов в течение всего рейса. Перед выходом из порта судоводители должны ознакомиться с долгосрочным прогнозом погоды и ознакомить с ним командный состав. Перед выходом в рейс: - проводят осмотр корпуса и переборок; - проверяют льяла и приемные сетки (перед погрузкой); - опробывают в действии водоотливные средства; - танки либо полностью заполняют, либо осушают, чтобы не было свободной поверхности; - задраивают все горловины и двери водонепроницаемых переборок, клинкетные двери (гибель «Тукана»); - тщательно укладывают и крепят груз, особенно на палубе; - проверяют герметичность и состояние люковых закрытий; - проверяют крепление стрел, шлюпок и плотов; - проверяют исправность штормовых портиков, шпигатов и др.; - обеспечивают свободный проход по палубе к мерильным трубкам. Судоводитель всегда должен помнить, что пр енебре жение как ой-ли бо мерой предосторожности может привести к тяжелым последствиям. Влияние штормовых условий на мореходные качества судна. Потеря скорости судна. Происходит вследствие: - увеличения сопротивления движению судна из-за воздействия ветра, волн, качки и рысканья на курсе; - снижения эффективности действия гребного винта; - ограничения мощности двигателя и намеренного снижения скорости судна при заливании палуб и надстроек и возникновении ударов волн и слеминга. Рысканье судна. Основными факторами, воздействующими на скорость судна, являются; - увеличение сопротивления корпуса из-за переменных углов дрейфа; - увеличение сопротивления из-за частых перекладок руля; - увеличение длины пути, проходимого судном; - изменение режима работы гребного винта; - повышение расхода топлива и др. Слеминг. Слеминг (днищевой) возникает в процессе килевой качки при оголении носовой оконечности и последующем соударении с волной. Вероятность опасных ударов тем больше, чем больше высота волн и скорость судна. Избежать опасных ударов волн легче и надежнее путем снижения скорости или увеличением осадки носом. Заливание палубы и удары волн в развал носа судна. Эти явления выбывают повреждение бака, палубного оборудования, трубопроводов, конструкций люковых закрытий, палубного груза, комингсов трюмов и т.д. Удары волн в развал носа (бортовой слеминг или випинг) вызывают вибрацию и вмятины в верхней части обшивки корпуса. Для избежания заливания палубы необходимо снизить скорость судна или уменьшить осадку носом. Разгон гребного винта и двигателя. Разгон винтов более вероятен для судов смялым погружением винтов. Разгон винта наиболее опасен для ТЗА и неблагоприятен лля личеля. Для избегания этого явления можно увеличить осадку кормой или регулировать частотой вращения винта. Характеристика волнения. Волнение бывает регулярным и нерегулярным. Поверхностные волны с периодически повторяющимися характеристиками называются регулярными. Зыбь по своим характеристикам приближается к регулярному волнению. Ветровое волнение - всегда нерегулярное. Регулярное волнение на глубокой воде характеризуется следующими соотношениями между элементами волн:
где
с - скорость бега волны, м/с. Приведенные формулы характеризуют зависимость между длиной волны и ее периодом. На движущемся судне вместо истинного периода волны наблюдаются кажущийся период
где
Знак плюс относится к случаю движения против волны, минус – к случаю движения по волне. На ходу судна кажущийся период волны можно получить, если измерить секундомером промежуток времени прохождения через какую-либо точку нескольких гребней и разделить их на число промежутков, уменьшенное на единицу.
где Длину волны определяют обычно глазомерно, сравнивая с длиной судна. Качка имеет максимальную амплитуду при резонансе, т.е. при совпадении периода волн г и периода собственных колебаний судна T,
Период собственных эмпирической формуле поперечных колебаний судна можно определить по
где Т - период бортовой качки, с; В - ширина судна, м; h - начальная поперечная метацентрическая высота, м; к - коэффициент (эмпирический). В рекомендациях по обеспечению безопасности плавания судов в осенне-зимний период и в штормовых условиях (РОБПС-84) предлагается принимать коэффициент к для пассажирских судов, равным 0, 73, а для грузовых - 0, 81. Высоту волн при нерегулярном волнении принято оценивать для 3%-ой обеспеченности, т.е. статистически. Эту высоту можно определить, если наблюдать сто последовательно набегающих волн и, выбрав из них три наиболее крупных, рассчитать по ним среднюю высоту, которая и будет соответствовать высоте волн 3%-ой обеспеченности. Зона резонанса при продольной качке выражена менее определенно, чем для поперечной. Опасность килевой качки связана не столько с ее амплитудой, сколько с сопутствующими явлениями - заливаемостыо и слемингом.
Универсальная штормовая диаграмма Ю.В. Ремеза для больших. Диаграмма представляет собой графическое решение уравнения кажущегося периода волн. Нижняя часть диаграммы состоит из сетки концентрических полуокружностей, каждая из которых соответствует скорости судна в узлах. Из центра выходят лучи каждый из которых соответствует определенному курсовому углу волнения. В верхней части диаграммы по оси ординат отложены значения волн. Каждая из: семейства кривых в верхней части диаграммы соответствует значению кажущихся периодов волн Над диаграммой помешены шкалы, позволяющие определить кажущиеся периоды волн Слева от диаграммы помещены шкалы А и В с высотой 3%-ой обеспеченности, служащие для определения границ зоны усиленной качки при нерегулярном волнении. Справа помещены шкалы волнения в баллах (в виде отрезков), служащие для той же цели. Зона усиленной качки ограничивается в нижней части диаграммы двумя вертикальными линиями, опускаемыми из верхней части. Для нерегулярного волнения эти прямые определяются из точек пересечения горизонталей, проведенных через заданную высоту волн на шкалах А и ВБ с кривой Горизонтали могут быть проведены также через концы отрезков справа от диаграммы, указывающих баллы волнения. Для регулярного волнения проводится только одна горизонталь - через значение длины на оси ординат, а вертикальные линии опускаются из точек пересечения этой горизонтали с кривыми Таким образом, универсальная диаграмма позволяет определить зону усиленной бортовой качки и выбрать благоприятный курс и скорость при штормовании.
|