Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Система правоохранительных органов






Для выполнения направлений (функций) правоохранительной деятельности, государство создает специальные органы, которые именуются правоохранительными. В юридической литературе к числу правоохранительных органов обычно относят те, основным содержанием которых является правоохранительная деятельность в сфере защиты прав и свобод граждан и организаций.

Следует отметить, что в законодательстве нет понятия правоохранительного органа, нет и перечня тех органов, которые относятся к правоохранительным. В связи с этим в юридической литературе выработан ряд признаков, которым должен соответствовать государственный правоохранительный орган.

1. Правоохранительные органы уполномочены законом и реализуют свою деятельность в соответствии с ним.

2. Деятельность правоохранительных органов процессуально регламентирована и осуществляется на основе соответствующих правил и процедур, нарушение которых ведет к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности.

3. Лица, состоящие на службе в этих органах, должны иметь специальную подготовку и в процессе своей деятельности имеют право применять установленные законом меры государственного принуждения к лицам, допустившим правонарушение.

4. Решения правоохранительных органов обязательны для исполнения должностными лицами и гражданами при условии их законности и обоснованности.

Таким образом, правоохранительный орган — это государственный орган, осуществляющий специализированную правоохранительную деятельность, направленную на защиту прав и законных интересов граждан, общественных и государственных институтов.

Следует отметить, что среди правоохранительных органов обычно рассматривают и адвокатуру, хотя она и не является государственным органом и не обладает отмеченными выше признаками, но призвана осуществлять права и законные интересы как физических, так и юридических лиц.

В последние годы появились и другие негосударственные правоохранительные организации — третейские суды, частные сыскные и охранные структуры, союзы потребителей и т.п., деятельность которых строится на нормативно-правовой основе. В связи с этим можно говорить о правоохранительных органах и организациях.

Исходя из изложенного, правоохранительную систему в России составляют государственные и негосударственные правоохранительные органы и организации.

К государственным правоохранительным органам относятся:

  • суд;
  • прокуратура;
  • органы внутренних дел;
  • органы предварительного расследования;
  • органы обеспечения безопасности;
  • органы юстиции.

К негосударственным правоохранительным органам, осуществляющим правоохранительную деятельность, относятся:

  • адвокатура;
  • третейские суды;
  • частные детективные и охранные предприятия;
  • частные нотариусы;
  • союзы потребителей.

1.4.

Предмет и система курса «Правоохранительные органы в Российской Федерации». Правовые акты, регламентирующие деятельность правоохранительных органов

Предметом изучения дисциплины «Правоохранительные органы в Российской Федерации» является устройство правоохранительных органов, их организация, задачи и компетенция. Предмет курса определяет его содержание, которое имеет определенную систему. Условно курс можно разделить на общую и особенную части.

В общей части освещаются такие вопросы, как само понятие правоохранительной деятельности и правоохранительного органа, понятие судебной власти, законодательные источники.

В особенной части рассматриваются вопросы, касающиеся конкретной организации того или иного правоохранительного органа.

Нормативную базу курса «Правоохранительные органы в Российской Федерации» составляют:

  • Конституция РФ;
  • Федеральные законы;
  • другие нормативно-правовые акты;
  • указы Президента Российской Федерации;
  • постановления Правительства Российской Федерации;
  • ведомственные правовые акты;
  • нормы международного права и договоры, заключенные Российской Федерацией.

Конституция Российской Федерации обладает высшей юридической силой. Все другие законы РФ не могут вступать в противоречие с ней. В Конституции РФ изложены основные принципы правосудия, основные обязанности государства по отношению к гражданам, определены место и роль в государственном механизме Конституционного суда РФ, Верховного суда РФ, Высшего арбитражного суда РФ.

В Конституции РФ содержатся положения, имеющие принципиальное значение для всей правоохранительной системы, а также нормы, относящиеся к конкретным правоохранительным органам. Однако Конституция РФ закрепляет только наиболее важные положения, которые в дальнейшем конкретизируются в иных законах Российской Федерации.

Некоторые нормы Конституции РФ имеют прямое действие, и ими непосредственно руководствуются при осуществлении конкретной правоохранительной деятельности. Так, ст. 23 и 25 Конституции РФ допускают ограничение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых и иных сообщений, проникновение в жилище против воли проживающих в нем лиц на основании судебного решения. Данное требование отражено также и в уголовно-процессуальном Законе (ст. 12, 13).

По степени значимости после Конституции РФ следуют федеральные законы, часть из которых имеют статус конституционных, так как они приняты по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ.

При изучении курса «Правоохранительные органы в Российской Федерации» мы будем подробно комментировать конкретный закон, определяющий цели и задачи, стоящие перед соответствующим правоохранительным органом, его структуру и компетенцию.

2.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал