Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Журналистика как социальное явление. Технические и социально-экономические предпосылки возникновения журналистики и ее развития.Стр 1 из 16Следующая ⇒
Что такое журналистика? Во-первых, профессиональная общественная деятельность по сбору, обработке и периодическому распространению актуальной социальной информации в массовой аудитории по каналам СМИ; во-вторых, вся многообразная продукция этой деятельности - газетные, журнальные, телевизионные и радиорепортажи, комментарии, очерки, обозрения и т. д.; в-третьих, все каналы распространения журналистской информации - газеты, журналы, телевидение, радио, информационные агентства, Интернет; в-четвертых, вся совокупность профессий в ее рамках; в-пятых, соответствующий предмет изучения и преподавания в учебных заведениях; в-шестых, одна из форм ведения массовой пропаганды и агитации, воздействия на общественное мнение. Журналисты — компетентные специалисты по сбору, анализу, обработке и распространению новостей. Сам термин «журналистика» произошел от французского слова «journal», что означает «дневник», «журнал». В английском языке русскому слову «журналистика» соответствует «journalism», а в немецком - «journalistik». Появление и развитие журналистики связано с потребностями общества и отражает уровень его развития. Развитие речи и письменности связано с потребностью в обмене сведениями. С возникновением государства появилась потребность в распространении политической и государственной информации. В этот период развиваются формы пражурналистской деятельности (целенаправленного распространения среди широкого круга людей сведений, оказывающих определённое воздействие): Устная пражурналистская деятельность. Политическая деятельность великих ораторов (Демосфен – Древняя Греция, 4 век до н.э.; Цицерон – Древний Рим 2-1 век до н.э.) Позднее — религиозные проповедники, глашатаи, дьяки, герольды в Европе. Письменные формы. В Древнем Египте важная политическая информация записывалась на папирусе. В Древнем Риме сводки известий заносились на покрытые гипсом доски, которые выставлялись на обозрение. Средние века, Европа — «бюро новостей». Специальные службы по сбору и продаже информации. Цех создателей новостей (писатели новостей) В1572 году папскими посланниками запрещена их деятельность. Но она продолжалась и стала ремеслом. Издания распространялись ограничено, были ориентированы на узкую аудиторию и выходили не регулярно из-за трудоёмкости копирования, дороговизны материала (шёлк, папирус, пергамент, китайская бумага), да и спрос был ограничен. В 16-17 вв. появляются предпосылки для возникновения журналистики. Социально-экономические причины: Активное развитие международной торговли, политические и экономические связи между государствами. Отсюда потребность в торговой информации, информации о ценах, о пиратах, войнах, спросе, предложении, об эпидемиях, фирмах и т.д. Развитие государства. Правители ищут средство управления обществом. Формирование аудитории. Грамотность в Европе возрастает благодаря большому количеству книг. Появляется интерес к информации. Когда эти предпосылки совпали с техническим оснащением, появилась журналистика. Технические причины: Изобретение книгопечатания в 1450 году. Иоганн Гуттенберг, город Майнц — первая печатная книга - «Библия». Книги стали дешевле и доступней, увеличились тиражи. Первая печатная продукция — листовки с призывами, папские послания. Производство в Европе и удешевление бумаги. Цай-Лунь, Китай, 2 век н.э. — первая бумага. 14 век — производство бумаги в Испании, Италии. Развитие почты — службы доставки изданий. Первая почтовая линия — Франция, 15 век, Людовик 11. Торговцы на повозках. 16 век, Европа — бюллетени крупных торговых фирм. 1513 год, Лондон — книга с хроникой политических событий. Книги преобразовались в листки новостей, стали чаще, регулярней и интересней. «Аввизи» - назывались они в Италии и Франции, «Newspapers» - в Англии. 1609 год, Страсбург — ПЕРВАЯ ГАЗЕТА «Немецкий еженедельник» 1665 год, Париж — ПЕРВЫЙ ЖУРНАЛ «Журнал учёных», содержащий обозрение книг по естественным наукам и философии. В России термин «журналистика» первоначально использовался только для обозначения журналов, где-то в середине XIX века его стали применять ко всем периодическим изданиям, в том числе и к газетам. Но было бы неправильно считать, что журналы появились на свет раньше газет. 1621 год — в России для царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича готовились рукописные газеты - «Вестовые письма» и «Куранты». Основу их составляли переводные новости из голландских, немецких, шведских, польских газет. При Алексее Михайловиче даже была организована специальная почтовая линия для зарубежной прессы. Дьяки и подьячие Посольского приказа выбирали новости, переводили и переписывали на узкие длинные столбцы бумаги. Газета читалась царю вслух, иногда некоторые сообщения слушали и приближенные к царю бояре. Первая печатная газета появилась при Петре I. 17 декабря 1702 г. По его указу вышел в свет первый номер «Ведомостей». По замыслу Петра I в них должно сообщаться о «заграничных и внутренних происшествиях». 3 января 1703 года третий номер «Ведомостей» вышел уже в печатном виде. Царь сам принимал непосредственное участие в составлении первых номеров, отбирая к публикации нужные новости и известия. Ответственным за выпуск был начальник печатного двора Фёдор Поликарпов. В разные годы газета выходила с различной периодичностью и только через четверть века стала регулярной печатной газетой, которая издавалась каждую неделю по вторникам и пятницам и стоила 2 деньги. Первый русский репортёр — Яков Синявич, сотрудник «Ведомостей». «Ведомости» переехали в Питер и стали «Санкт-Петербургскими ведомостями». В 1756 году появляются «Московские ведомости». 13 января — День Российской печати. 1728 год — ПЕРВЫЙ ЖУРНАЛ В РОССИИ, был приложением к «Ведомостям» и назывался «Месячные, исторические, гениологические и географические примечания в «Ведомостях» 1702-1703 годы — в Англии, одновременно с первыми платными рекламными объявлениями, появляется первая ежедневная газета. С 18 века газеты начинают публиковать глубокие аналитические статьи, философские и нравственные рассуждения (Свифт, Дефо, Стиль). 18 век охарактеризовался большим количеством журналов. 1789 год, Франция — появление политической прессы. 27 газет — Париж, канун революции. 350 газет — Париж, разгар революции. 4 газеты — Париж, с установлением империи. 19 век — появление парового печатного пресса => огромные тиражи, очень низкая цена газет. В 1935 году Шарль Гава организовал информационное агентство «Гавас», которое использовало почтовых голубей (Париж-Лондон около 7 часов). В 1944 году «Гавас» преобразовалось во «Франс Пресс» В 1851 году немецкий эмигрант Пауль Рейтер организовал агентство «Рейтер» в Лондоне. 1894 год — РТА (Российское телеграфное агентство) 1925 г. ТАСС (Телеграфное агентство Советского Союза) => ИТАР (Информационное телеграфное агентство России) Журналистика становится важной составляющей политической, экономической и культурной жизни общества. В 19 веке через прессу ведётся острая политическая борьба. 20 век — складывается система СМИ (пресса, радио, телевидение, инф. агентства, Интернет-издания) — Радио (1895 год, Россия, А.С. Попов / 1896 год, Великобритания, Г. Маркони) Развивается в 1920-е годы. — Телевидение (1930-е годы) 1936 год, Великобритания — регулярное вещание 1934-1937 гг., СССР — экспериментальное вещание 1946 год — развитие телевещание для зрителей. — Интернет-издания (1980-е годы – появление, 90-е – сетевое вещание) Журналистика развивалась во взаимодействии с обществом. Технические возможности общества и информационные запросы аудитории определяли её развитие. Она стала социальным институтом, то есть особой общественной структурой, выполняющей важные общественные функции. Её стали называть 4-ой властью по её влиянию на жизнь общества посредством предоставления информации.
|