Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






СМИ как система, перспективы ее развития.






Газеты, журналы, информационные агентства, Интернет, радио и телевидение в 20 веке складываются в систему СМИ, они взаимодействуют, связаны различными отношениями. Кроме них в систему массового информирования входят пресс-центры, фотостудии, киностудии документальных фильмов; службы связи с общественностью (паблик рилейшнс), рекламные агентства; факультеты и отделения журналистики, организационно-управленческие структуры; ассоциации издателей, творческие союзы и др.

Система СМИ складывается исторически, её развитие зависит от потребностей общества в разнообразной информации и от технических возможностей создания и распространения информации, которые имеются в обществе в данное время. Постепенно журналистика включила в сферу освещения самые разнообразные вопросы жизни людей, а в систему каналов вошли пресса, радиовещание, телевидение, структуры, их обслуживающие, в том числе агентства, также используются возможности Интернета.

Основные каналы СМИ объединяет в систему следующее:

Предмет исследования, описания всей журналистики – различные сферы жизни общества: проблемы политики, экономики, культуры, мораль и т.д.

Единая многомиллионная аудитория, которой все каналы адресуют информацию.

Главные задачи журналистики – создавать полную объёмную картину мира, выразить общественное мнение на события и проблемы во всей полноте, представить разнообразные социальные позиции.

Социальные функции журналистики – информационная, пропагандистская, социального ориентирования, защитная, развлекательная, рекламная и др.

Единство принципов профессиональной деятельности и этических норм, которым должны следовать журналисты, работающие на разных каналах СМИ.

Единство жанров, свойственных журналистике.

Между каналами, органами массового информирования в системе складываются различные отношения, возникают многообразные связи, позволяющие ей эффективно функционировать. Развиваются тенденции к дифференциации и интеграции.

Дифференциация — разделение, распределение обязанностей, позволяющее выделить особенные черты каждого канала и каждого органа массовой информации. Разделение обязанностей обусловлено каналом информирования, спецификой изобразительно-выразительных средств, обусловленных его физической природой. Так, радио осведомляет, ему, как правило, принадлежит первое, наиболее запоминающееся, сообщение о событии, причём сегодня в оперативности с ним конкурирует Интернет. Телевидение показывает событие. Пресса анализирует события и явления. Агентства обслуживают все каналы. Интернет оперативно поставляет информацию через электронные издания и программы, может хранить её в электронных архивах и предоставляет по запросам пользователя.

Распределение обязанностей связано с масштабом органа информирования: общероссийские издания, РВ и ТВ каналы охватывают жизнь всей страны, региональные – в основном предоставляют сведения о проблемах и событиях своей области, города или района; многотиражные ограничиваются событиями своего предприятия, учреждения и т.д.

С процессом дифференциации связаны особенности тематики издания: есть общественно-политические издания (охватывают все сферы жизни общества), а также специализированные – предоставляющие информацию о какой-либо сфере — юридической, медицинской, спортивной, музыкальной и т.д.).

Процесс дифференциации определяет и разделение аудиторий, которым издания, программы адресуются: специализированная аудитория (владеет знаниями данной сферы) и широкая массовая аудитория, группы, различные по возрастной, половой, профессиональной и другим характеристикам. Различна и периодичность выхода изданий (ежедневные, еженедельные, ежемесячные и т.д.) и программ и т.д. Соответственно они выбирают события для освещения и анализа. Новому изданию, программе необходимо определиться, найти своё место в этой системе. Нужно выбрать масштаб информирования, периодичность, тематику, выделить свою аудиторию, изучить её информационные запросы и т.д.

Интеграция — процесс взаимодействия, сотрудничества между каналами и программами. Выделяются связи по вертикали – между изданиями и программами различного уровня – «центральными» и «местными». Это взаимодействие предусматривает взаимопомощь, обмен материалами. Связи по горизонтали возникают между изданиями и программами одного региона, предполагают обмен информацией по местным проблемам, совместную подготовку материалов, взаимное рекламирование. Выделяются следующие формы взаимодействия.

Добрососедство — заимствование форм, методов наблюдается при создании новых каналов СМИ. Так, радио перенимало опыт у прессы, первоначально создавались «радиогазеты», «радиожурналы». Затем радио выработало специфические формы сообщения информации. Телевидение же заимствовало радийные формы. Да и при создании новых изданий, программ журналисты учитывают опыт предшественников.

Координация — согласованное распределение обязанностей, соотнесение своей деятельности с деятельностью других изданий, программ. В условиях, когда единой аудитории предлагается множество источников информации, журналистам необходимо учитывать практику коллег. (Например, при создании нового издания или программы необходимо учесть, есть ли в данном городе свободная тематическая или аудиторная «ниша»; далее, вряд ли еженедельник, выходящий в конце недели, будет сообщать как о сенсации о тех событиях, которые уже известны его аудитории по сообщениям РВ, ТВ и ежедневных газет. Ему придётся выбрать иную форму подачи этих сведений. Или вряд ли стоит демонстрировать на ТВ-канале сериал, который уже идёт на другом канале и т.д.).

Кооперация — сознательное стремление к сотрудничеству различных изданий (совместная подготовка материалов — круглые столы, рейды, прямые линии; объединение редакций для закупки бумаги и других материалов, для оплаты информационных, типографских услуг и т.п.).

Обостряется и конкуренция каналов, изданий, т.е. соперничество в борьбе за аудиторию, которое подстёгивается сложившимися рыночными отношениями. Особенности современного положения и в том, что в нашей стране система СМИ формируется теперь «снизу», то есть на основе саморегулирования, под влиянием условий информационного рынка, а не с помощью постоянного вмешательства специальных государственных органов. Хотя государственный контроль осуществляется (при регистрации изданий, распределении эфирных частот для радио и телевизионного вещания, путём выплат дотации, предоставления налоговых льгот и т.п.).

 

Пути развития системы СМИ, видимо, и в дальнейшем будут определяться основными факторами: ростом потребностей общества в различных видах информации и расширением технических возможностей её производства, передачи и хранения.

Информация в наше время является одним из наиболее важных ресурсов общества, наряду с материальными, энергетическими, людскими ресурсами. Налажен информационный обмен не только в пределах одной страны, но и в международном масштабе. Спутниковая связь, кабельные сети делают возможным создание глобальной (мировой) информационной инфраструктуры, создание единого информационного пространства. Уже сегодня события, произошедшие в каком-либо уголке земного шара, могут стать через несколько часов известны во всём мире — благодаря деятельности СМИ. Свободный своевременный обмен информацией способствует развитию общества в различных сферах. Аналитики говорят о возможности «бесплатного универсального доступа к информации». Это должно будет радикально изменить информационную индустрию: необходимо подстраивать технологии к процессу получения прибылей от бесплатного распространения информации. Например, цена на газету «Виладж Войс» (Манхеттен) в 1996 году значительно снизилась, так как её электронную версию можно получить в Интернете. Однако газета увеличила прибыль. Так как её аудитория расширилась, стало возможным повысить цены на рекламные материалы, размещаемые на её «электронных страницах». С другой стороны, стоимость различных видов специализированной информации может значительно повыситься.

Тенденции развития ПРЕССЫ — индивидуализация подачи информации, специализация изданий в связи с интересами, запросами читателя. Видимо, появится большее количество разнообразных узкоспециализированных изданий, ориентированных на небольшую аудиторию. С технической точки зрения – расширится участие электронной техники в создании прессы. Уже сейчас весь производственный процесс модернизирован на основе электроники. С компьютером работают корреспонденты, редакторы, художники и т.д. Компьютер выдаёт готовые полосы фотонабора. Если газета общенациональная, то факсимиле полос кодируется и передается через спутниковую связь, печатается в регионах. В начале 80-х годов появились первые электронные газеты. По прогнозам, рост сетевых изданий будет ускоряться.

Техническое совершенствование РАДИО связано с введением цифрового вещания – особого способа кодирования и передачи сигнала, который обеспечивает высокое качество звука, возможность вещания по большому числу каналов. Следовательно, расширятся возможности выбора программы слушателями. (В сентябре 95-ого Би-Би-Си (Великобритания) начала регулярное вещание в цифровом виде, аналогичные пилотные схемы разрабатываются и в других странах Европы).

Грядёт эра и цифрового ТЕЛЕВИДЕНИЯ, гарантирующего высокое качество звука и изображения. Причём по одному спутниковому каналу можно будет передавать не одну, а до восьми программ. Это значительно удешевит передачу ТВ-информации, а зрители смогут получать большее количество программ. Расширятся возможности – и усложнится проблема – выбора программ зрителями, возрастёт конкуренция программ и каналов.

Ведутся разработки интерактивных телевизионных систем, которые обеспечивают активное взаимодействие телезрителя с центрами передачи ТВ-программ (вплоть до выбора телезрителем плана, ракурса изображения и т.п.). Разрабатываются мультимедийные проекты. Мультимедиа — это компьютеризированный комплекс видео- и аудиосредств. Основа его — персональный компьютер. Он подключен к сети Интернет, с ним соединены телефон, видеокамера, телевизор, проигрыватель компакт-дисков, электронные музыкальные инструменты и т.д. Соединение различных носителей информации и их взаимодействие позволяет достичь новых эффектов. Например, подавать информацию по запросам пользователя (результаты спортивных игр, сводки погоды, котировки валют, материалы газет и журналов, выбирать ТВ- и РВ-программы нужной тематики, проводить видео и аудиоконференции. Проводить банковские операции, участвовать в аукционах, голосовании, совершать покупки и т.д.

Всё это предъявляет особые требования к личности журналиста. Ведь именно от журналиста, в конечном итоге, зависит качество созданного «информационного продукта». Журналисту необходимо изучать информационные потребности аудитории, овладеть широким спектром профессиональных и общекультурных знаний, мастерски использовать в своей работе технические достижения.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал