Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Гомеровы гимны: К Деметре
Я не буду приводить здесь весь текст, так как он достаточно велик, и упоминания Гекаты уместны лишь в контексте, ограничусь лишь упоминанием о том, что это один из самых важных источников, повествующий о похищении Персефоны Аидом и Деметре. Геката выступает проводником и помощником Деметры и Персефоны. Возможно, этот миф так же указывает на определенную роль Гекаты в Элевсинских мистериях.
Аристофан, комедии (IV-V в до н.э.)
Геката упоминается во многих комедиях Аристофана, и, хотя это юмористические произведения, в них можно увидеть реальный быт и культ древних греков. Здесь я привожу не все упоминания, но лишь самые основные.
Комедия «Осы»:
«Недаром слышал я, что все дела суда Со временем в домах мы будем разбирать, И каждый гражданин построит у себя В сенях судилище размеров небольших, [73] С часовенку Гекаты. В каждом доме суд! «
Комедия: «Лисистрата»:
«А когда Гекатин праздник справить захотелось мне И товарища к детишкам от соседей пригласить, Благонравного ребенка, беотийского угря, – Нет! – сказали мне…»
Комедия «Женщины на празднике Фесмофорий»:
«Клянусь пресветлою Гекатой, шельма ты.»
Комедия «Лягушки»:
«Кто за золотом едет в чужие края, на отчизну врагов призывая, Кто в часовню Гекаты зайдет за нуждой, хороводную песню мурлыча, Кто в отместку за шутку[37] на играх святых, на веселых пирах Диониса, На собранье потребует хлеба кусок у поэтов отгрызть комедийных»
Там же:
«Артемида! Поспеши, приведи своих псиц, Обыщи дом и двор! И ты, дочь Зевса, смолистые факелы В руках подымая, Геката, явись, озари Глики дом! Я войду, Все добро перерою».»
Комедия «Плутос»:
«Что ж! У Гекаты самой нам об этом теперь остается Разузнать: что же лучше – богатым ли быть или бедным? Пускай она скажет, Как богатые люди в указанный день каждый месяц приносят еду ей И как бедные сразу всю эту еду похищают, не дав и поставить… Однако – сгинь! Не хрюкай ты Ни словечка больше! Не убеждай – не убедишь!»
Аргонавтика, Аполлоний Родосский (III до н.э.): Аргонавтика - произведение III века до нашей эры, хотя это и не самое раннее (самая ранняя - трагедия «Медея» 5 века), оно, в отличие от трагедии 5 века (в которой про Гекату одно упоминание всего) наиболее подробно повествует про связь Медеи и Богини.
Первые фрагменты, где упоминается Медея как раз прямо говорит, что она жрица Трехликой:
« 249. Как из чертогов своих к сестре направлялась Медея. 250. Гера ее удержала в дому: бывала нечасто 251. Дома Медея дотоль, но бессменно в храме Гекаты 252. Службу несла, ибо жрицей она состояла богини.»
Второй фрагмент:
«474. Apг обратился тогда к Эзониду с такими словами: 475. «Ты, Эзонид, отринешь совет, который подам я, 476. Но в неудаче не след нам от всех отступаться попыток. 477. Сам ты и прежде слыхал от меня, что некая дева 478. Здесь, научаема дщерью Персея Гекатой, колдует. 479. Если б ее убедить удалось, то, я мню, не придется 480. Нам опасаться, что сломлен ты будешь в борьбе.»
Третий фрагмент.
«529. И научила богиня Геката ее в совершенстве 530. Зелья варить из всего, что земля производит и море: 531. Ими смягчить она может огня неустанного пламя, 532. Шумное вмиг задержать струенье рек и потоков 533. Или пути преградить и священной луне, и светилам»
В следующем фрагменте намек на известную связь Гекаты и магии зелий и растений:
«842. Быстро они отвезли ее в храм дивнозданный Гекаты. 843. Начали тут для Медеи служанки повозку готовить, 844. Тою порой из резного ларца Медея достала 845. Зелье, — оно, говорят, «Прометеевым цветом» зовется. 846. Если кто-либо, склонив единородную Деву 847. Жертвой, свершенной в ночи, тем зельем тело омоет, 848. Ни для ударов железа не может он быть уязвимым, 849. Ни пред пылающим он не отступит огнем. Но и силой 850. Будет в тот день он, и мощью своей пред всеми отличен»
Дополнительно о том же, Медея инструктирует Ясона. Ценнейшие античные свидетельства о ритуалах богини:
«1025. И наконец через силу промолвила вот что Медея: 1026. «Слушай с вниманьем теперь, как тебе уготовлю я помощь. 1027. Только лишь явишься ты и отец тебе даст для посева 1028. Страшные зубы, что были изъяты из челюстей змея, 1029. Подстережешь ты, когда середина ночи наступит, 1030. И струями реки, неустанно текущей, омывшись, 1031. В черной одежде, один, отдалясь оттоварищей прочих, 1032. Круглую выроешь яму. Потом в этой вырытой яме 1033. Должно зарезать овцу и, на части ее не рассекши, 1034. В жертву принесть, разложив костер на дне этой ямы. 1035. К дочери единородной Персея, Гекате, взмолившись, 1036. Вылей из чаши ей в честь работу пчелиного улья. 1037. После, помянешь когда и к себе преклонишь ты богиню, 1038. Прочь от костра поскорей уходи. Но вспять обернуться 1039. Шум случайный шагов или лай собачий нежданный 1040. Пусть не заставят тебя, а не то ты всему помешаешь, 1041. Да и к друзьям не вернуться тебе тогда невредимо. 1042. Встанет заря, — распусти ты зелье мое и, как маслом, 1043. Им до блеска натри, обнажившись, все тело. И будет 1044. В нем беспредельная мощь и грозная сила»
И описание самого действа.
«1201. Место герой отыскал, что вдали от дороги лежало 1202. Торной, средь чистых поемных лугов расстилаясь спокойно, 1203. Нежное тело омыл, блюдя обычай священный, 1204. В водах чистых реки перво-наперво он и облекся 1205. В черное платье затем, что ему Гипсипила-лемнийка 1206. В память о нежной любви в былые дни подарила. 1207. Яму он вырыл в земле, глубиною в локоть, и в яму 1208. Дров наложил; над ними овце перерезал он горло; 1209. С тщаньем ее на дровах распростер и, огонь подложивши, 1210. Хворост зажег, и из смеси потом сотворил возлиянье, 1211. Громко на помошь в борьбе Гекату-Бримо призывая. 1212. К ней воззвав, устремился он вспять. Заклинаниям внемля, 1213. Из сокровенных глубин поднялась она, ужас-богиня, 1214. К жертвам Язоновым. Всю кругом ее обвивали 1215. Страх наводящие змеи, ветвями увенчаны дуба; 1216. Факелов вмиг засверкали огни без числа; залилися 1217. Сразу подземные псы вкруг богини пронзительным лаем; 1218. Затрепетали луга придорожные; подняли вопли 1219. Нимфы речные, средь топей живущие, что постоянно 1220. Там у болотистых мест Амарантского Фазиса кружат. 1221. Страх тут объял Эзонида, но все же несли его ноги, — 1222. Не обернулся ни разу назад он, пока не сошелся 1223. Снова с друзьями...»
Дополнительно: «246. Здесь им велела Медея на берег сойти и Гекату 247. Жертвой к себе преклонить. А о том, что делала дева, 248. Жертву готовясь принесть, пусть никто узнать не желает, 249. Пусть об этом петь и меня душа не неволит! 250. Боязно мне говорить! Но с тех пор еще и поныне 251. Храм, что тогда для богини воздвигли на бреге герои, 252. Неколебимо стоит, так что зреть его могут потомки.»
|