Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Гомеровы гимны: К Деметре






 

Я не буду приводить здесь весь текст, так как он достаточно велик, и упоминания Гекаты уместны лишь в контексте, ограничусь лишь упоминанием о том, что это один из самых важных источников, повествующий о похищении Персефоны Аидом и Деметре. Геката выступает проводником и помощником Деметры и Персефоны. Возможно, этот миф так же указывает на определенную роль Гекаты в Элевсинских мистериях.

 

Аристофан, комедии (IV-V в до н.э.)

Геката упоминается во многих комедиях Аристофана, и, хотя это юмористические произведения, в них можно увидеть реальный быт и культ древних греков. Здесь я привожу не все упоминания, но лишь самые основные.

 

Комедия «Осы»:

«Недаром слышал я, что все дела суда
Со временем в домах мы будем разбирать,
И каждый гражданин построит у себя
В сенях судилище размеров небольших, [73]
С часовенку Гекаты. В каждом доме суд! «

 

Комедия: «Лисистрата»:

«А когда Гекатин праздник справить захотелось мне
И товарища к детишкам от соседей пригласить,
Благонравного ребенка, беотийского угря, –
Нет! – сказали мне…»

 

Комедия «Женщины на празднике Фесмофорий»:

«Клянусь пресветлою Гекатой, шельма ты.»

 

Комедия «Лягушки»:

«Кто за золотом едет в чужие края, на отчизну врагов призывая,
Кто в часовню Гекаты зайдет за нуждой, хороводную песню мурлыча,
Кто в отместку за шутку[37] на играх святых, на веселых пирах Диониса,
На собранье потребует хлеба кусок у поэтов отгрызть комедийных»

 

Там же:

«Артемида!
Поспеши, приведи своих псиц,
Обыщи дом и двор!
И ты, дочь Зевса, смолистые факелы
В руках подымая,
Геката, явись, озари
Глики дом! Я войду,
Все добро перерою».»

 

Комедия «Плутос»:

«Что ж! У Гекаты самой нам об этом теперь остается
Разузнать: что же лучше – богатым ли быть или бедным? Пускай она скажет,
Как богатые люди в указанный день каждый месяц приносят еду ей
И как бедные сразу всю эту еду похищают, не дав и поставить…
Однако – сгинь! Не хрюкай ты
Ни словечка больше!
Не убеждай – не убедишь!»

 

Аргонавтика, Аполлоний Родосский (III до н.э.):
Аргонавтика - произведение III века до нашей эры, хотя это и не самое раннее (самая ранняя - трагедия «Медея» 5 века), оно, в отличие от трагедии 5 века (в которой про Гекату одно упоминание всего) наиболее подробно повествует про связь Медеи и Богини.

Первые фрагменты, где упоминается Медея как раз прямо говорит, что она жрица Трехликой:

« 249. Как из чертогов своих к сестре направлялась Медея.
250. Гера ее удержала в дому: бывала нечасто
251. Дома Медея дотоль, но бессменно в храме Гекаты
252. Службу несла, ибо жрицей она состояла богини.»

Второй фрагмент:

«474. Apг обратился тогда к Эзониду с такими словами:
475. «Ты, Эзонид, отринешь совет, который подам я,
476. Но в неудаче не след нам от всех отступаться попыток.
477. Сам ты и прежде слыхал от меня, что некая дева
478. Здесь, научаема дщерью Персея Гекатой, колдует.
479. Если б ее убедить удалось, то, я мню, не придется
480. Нам опасаться, что сломлен ты будешь в борьбе.»

Третий фрагмент.

«529. И научила богиня Геката ее в совершенстве
530. Зелья варить из всего, что земля производит и море:
531. Ими смягчить она может огня неустанного пламя,
532. Шумное вмиг задержать струенье рек и потоков
533. Или пути преградить и священной луне, и светилам»


В следующем фрагменте намек на известную связь Гекаты и магии зелий и растений:


«842. Быстро они отвезли ее в храм дивнозданный Гекаты.
843. Начали тут для Медеи служанки повозку готовить,
844. Тою порой из резного ларца Медея достала
845. Зелье, — оно, говорят, «Прометеевым цветом» зовется.
846. Если кто-либо, склонив единородную Деву
847. Жертвой, свершенной в ночи, тем зельем тело омоет,
848. Ни для ударов железа не может он быть уязвимым,
849. Ни пред пылающим он не отступит огнем. Но и силой
850. Будет в тот день он, и мощью своей пред всеми отличен»


Дополнительно о том же, Медея инструктирует Ясона. Ценнейшие античные свидетельства о ритуалах богини:


«1025. И наконец через силу промолвила вот что Медея:
1026. «Слушай с вниманьем теперь, как тебе уготовлю я помощь.
1027. Только лишь явишься ты и отец тебе даст для посева
1028. Страшные зубы, что были изъяты из челюстей змея,
1029. Подстережешь ты, когда середина ночи наступит,
1030. И струями реки, неустанно текущей, омывшись,
1031. В черной одежде, один, отдалясь оттоварищей прочих,
1032. Круглую выроешь яму. Потом в этой вырытой яме
1033. Должно зарезать овцу и, на части ее не рассекши,
1034. В жертву принесть, разложив костер на дне этой ямы.
1035. К дочери единородной Персея, Гекате, взмолившись,
1036. Вылей из чаши ей в честь работу пчелиного улья.
1037. После, помянешь когда и к себе преклонишь ты богиню,
1038. Прочь от костра поскорей уходи. Но вспять обернуться
1039. Шум случайный шагов или лай собачий нежданный
1040. Пусть не заставят тебя, а не то ты всему помешаешь,
1041. Да и к друзьям не вернуться тебе тогда невредимо.
1042. Встанет заря, — распусти ты зелье мое и, как маслом,
1043. Им до блеска натри, обнажившись, все тело. И будет
1044. В нем беспредельная мощь и грозная сила»


И описание самого действа.

 

«1201. Место герой отыскал, что вдали от дороги лежало
1202. Торной, средь чистых поемных лугов расстилаясь спокойно,
1203. Нежное тело омыл, блюдя обычай священный,
1204. В водах чистых реки перво-наперво он и облекся
1205. В черное платье затем, что ему Гипсипила-лемнийка
1206. В память о нежной любви в былые дни подарила.
1207. Яму он вырыл в земле, глубиною в локоть, и в яму
1208. Дров наложил; над ними овце перерезал он горло;
1209. С тщаньем ее на дровах распростер и, огонь подложивши,
1210. Хворост зажег, и из смеси потом сотворил возлиянье,
1211. Громко на помошь в борьбе Гекату-Бримо призывая.
1212. К ней воззвав, устремился он вспять. Заклинаниям внемля,
1213. Из сокровенных глубин поднялась она, ужас-богиня,
1214. К жертвам Язоновым. Всю кругом ее обвивали
1215. Страх наводящие змеи, ветвями увенчаны дуба;
1216. Факелов вмиг засверкали огни без числа; залилися
1217. Сразу подземные псы вкруг богини пронзительным лаем;
1218. Затрепетали луга придорожные; подняли вопли
1219. Нимфы речные, средь топей живущие, что постоянно
1220. Там у болотистых мест Амарантского Фазиса кружат.
1221. Страх тут объял Эзонида, но все же несли его ноги, —
1222. Не обернулся ни разу назад он, пока не сошелся
1223. Снова с друзьями...»


Дополнительно:

«246. Здесь им велела Медея на берег сойти и Гекату
247. Жертвой к себе преклонить. А о том, что делала дева,
248. Жертву готовясь принесть, пусть никто узнать не желает,
249. Пусть об этом петь и меня душа не неволит!
250. Боязно мне говорить! Но с тех пор еще и поныне
251. Храм, что тогда для богини воздвигли на бреге герои,
252. Неколебимо стоит, так что зреть его могут потомки.»

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал