Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Марко Поло
Марко Поло считается самым знаменитым путешественником Средневековья. Он был первым великим путешественником, чьим именем открывается список великих путешественников всех времён и народов. Марко Поло первым из европейцев в конце тринадцатого века совершил столь дальнее и длительное путешествие на Восток, долгое время пробыл при дворе Великого Хана в Монголии и Китае, побывал в Японии, Юго-Восточной Азии, Персии. Все свои воспоминания и впечатления опубликовал в письменном виде под названием «Книга о разнообразии мира». Книга эта вначале ходила в списках, а после стала одной из первых популярнейших книг в истории книгопечатания. Известно, что чем дальше от нас отстоит по времени исторический персонаж, тем меньше о нем достоверных сведений. Это напрямую относится к Марко Поло – человеку, чья точная дата рождения неизвестна и место последнего прибежища тоже. Подробная биография Марко Поло была написана в ХVI веке Джоном Баптистом Рамузио (1485–1557). Согласно этой биографии он родился в Венеции примерно в 1254 году. Как Марко Поло стал путешественником Марко Поло происходил из семьи венецианских купцов, которая вела торговлю с Востоком. В 1260 году Николо, отец Марко, вместе со своим братом Матфео предприняли очередную поездку в Судак (Крым), где у их третьего брата был свой торговый дом. Далее они двинулись на восток с целью проникнуть как можно дальше и разведать как можно больше о возможностях торговли с Китаем и другими странами Востока. Дошли до Бухары. Пробыв в Бухаре достаточно длительное время братья присоединились к торговому каравану, шедшему из Персии в Ханбалык – тогдашнее название современного Пекина. Караван Поло идет в Монголию и Китай Зимой 1266 года караван достиг Пекина и братья были приняты монгольским ханом Хубилаем, который к тому времени захватил власть над Поднебесной. Хан лично принял купцов из Европы, проявил заинтересованность в налаживании контактов и попросил их передать свое послание папе римскому с просьбой прислать ему масла с гробницы Христа в Иерусалиме. Версия эта никак не подтверждена, но учитывая, что монголы были достаточно веротерпимы к любой религии, вполне вероятна. Братья вернулись в Венецию в 1269 году. Через пару лет они снова направились на Восток в очередное коммерческое предприятие. Помимо собственных коммерческих интересов делегация Поло выполняла еще и роль дипломатической миссии по налаживания контактов между Венецией и Китаем. Путь свой братья проложили через Иерусалим, в котором им предстояло запастись животворящим маслом с гробницы Христа в Иерусалиме для своего дальневосточного благодетеля. Николо взял в поход своего сына Марко, которому на тот момент исполнилось 17 лет. Так Марко Поло и стал путешественником. Марко Поло в Китае Каким путем семейство Поло добиралось из Иерусалима в Пекин неизвестно, но Хан Хибулай принимает делегацию Поло. Марко сразу понравился Великому Хану. Если верить повествованию Марко Поло, правитель Поднебесной был очарован юношей, приблизил к себе, доверял ему некоторые дела и разные важные поручения государственного значения. Честно говоря, верится в это с трудом, ибо юноше было всего-то двадцать лет от роду. Хотя с другой стороны, он был как бы членом европейского посольства, посторонним человеком, не относился ни к какому местному клану – достаточно удобная фигура для исполнения ханских распоряжений. Этакий Арап Петра Великого. Так или иначе, но положение «лица, приближенного к императору» давало семейству Поло возможность побывать во многих местах Китая с торговыми и иными делами. В общей сложности они пробыли там 17 лет. Хан не хотел их отпускать, но тут пришла оказия выдавать замуж ханскую дочь, и не за кого-нибудь, а за персидского толи шаха, то ли принца Аргуна. Везти по суше такое сокровище было небезопасно, и хан снарядил флотилию из 14 судов, в которую вошло и семейство Поло, очевидно в качестве спецпредставителей. По пути в Ормуз корабли заходили в Японию, многие другие точки Юго-Восточной Азии, побывали на Суматре и Цейлоне. Уже будучи в Персии Поло получили информацию о смерти Великого Хана. Семья Поло сочла себя свободной от обязательств и двинулась на родину. В Венецию они вернулись в 1295 году. А дальше наш искатель приключений попадает в плен. В непрекращающейся войне между Генуей и Венецией в 1297 году военное судно, которое он, будто бы, снарядил за свой счет, вместе со всей командой попало в плен к генуэзцам, а сам Марко Поло - в каземат. Марко Поло. Книга о разнообразии мира И вот тюремной камере счастливый случай сводит его с человеком из Пизы по фамилии Рустичану, который промышлял тем, что писал романы про (или для) королей. И Марко Поло диктует Рустичану свои воспоминания жизни в Китае и на Востоке. Сочинение получило название «Книга о разнообразии мира». Судьба самого Марко Поло потом сложилась весьма благополучно. Он был выкуплен из плена, остаток жизни провел в Венеции, в своем доме в достатке и благополучии. Книга Марко Поло пользовалась большой популярностью. Мало какая книга могла быть так востребована в течение нескольких столетий и как справочный материал, и как захватывающее познавательное чтение. На сведения из нее опирались многие первопроходцы эпохи Великих Географических Открытий, искавших пути «Индии». Она была переведена на многие языки, издавалась и переиздавалась как книга, потом стала, востребована как историческая ценность. Произведение вызвало у европейцев огромный интерес к Китаю, Индии и Юго-Восточной Азии, в реальное, а не сказочное существование которых в средневековой Европе, вероятно, не все даже верили. Книга эта не только всколыхнула интерес, но и подтолкнула многих к поискам путей в описанные в ней места, стала настольной книгой у многих первопроходцев. Достаточно сказать, что Христофор Колумб взял труд Марко Поло в свою первую экспедицию «на поиски западного пути в Индию». Книга Марко Поло на многие десятилетия стала практически единственным источником информации по географии, этнографии и истории Востока, оказала заметное влияние на мореплавателей, картографов и писателей 13-14 столетий. Так как она была единственной, то в некотором роде играла роль истины в последней инстанции. Разумеется, до тех пор, пока каравеллы Васко да Гама и Фернандо Магеллана не достигли заветных берегов страны пряностей. В то время также получили известность два путешественника-Саума и Маркус, два уйгура, уроженца Китая. Они принадлежали к христианам несторианского толка. Решив стать пустынниками, Саума и Маркос поселились в вырытой ими пещере недалеко от Ханбалыка. Там и зародилась идея добраться до Иерусалима. В 1278 г. они отправились в путь. Через Восточный Туркестан путники достигли ставки монгольского хана, от которого они получили охранную грамоту, дававшую право беспрепятственного проезда по всей средней Азии. Начиная с IV в. нашей эры, в Китае получает распространение буддизм. Это связано с расширением культурных связей Китая с Индией. Из Китая в Индию направляются паломники, прокладывающие пути к буддийским святыням. Самым выдающимся из них был Фа Сянь. Он начал свои путешествия в 339 году. Все свои знания Фа Сянь изложил в книге «Описание Буддийских государств». В ней описаны более 30 государств Центральной Азии и Индии, обобщены исторические, географические и этнографические сведения об этих государствах. Спустя два столетия после Фа Сяня в Индию совершил путешествие представитель восточного буддизма Сюань Цзан. Он начал совё путешествие в 626 году. Сюань Цзан странствовал по Индии около 17 лет. В 648 г. Сюань Цзан написал свой знаменитый труд «Записки о странах Запада», вошедший в сокровищницу китайской литературы. Книга отличается богатством фактических данных по истории и географии восточных стран. Таким образом, благодаря путешественникам и исследователям Средневековья было исследовано громадное пространство от Норвегии до Китая. Изучены берега Атлантического океана, Средиземного и Красного морей, Индийского океана и Китайского моря. Путешественники проникали во внутренние области разных стран - от Египта до Эфиопии, от Малой Азии до Кавказа, от Индии и Китая до Монголии.
|