Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Великие географические открытия и путешествия XV - XVI вв.






Развившаяся в эпоху Средневековья восточно-европейская торговля, к концу XIV в. приобрела характер постоянных торговых связей. Купечество Южной Италии, Южной Франции и Восточной Испании получало от торговли с Востоком огромную прибыль. Но со второй половины XV в. средиземноморские купцы стали испытывать затруднения в налаживании контактов с восточными странами, что заставило искать их новые пути к этим странам и, в конечном счете, привело к Великим географическим открытиям.

Эпоха Великих географических открытий имела ряд социальных, политических, экономических и научно-технических причин. Сначала трудности были связаны с обилием посредников между Европой и Азией, например византийцев и арабов. Большинство рынков восточных стран находились слишком далеко для сухопутных путешествий, что увеличивало стоимость товаров.

Но главной причиной затруднений в торговле были Турецкие завоевания. В 1453 г. турки захватили Константинополь. Византийская империя перестала существовать. На огромной территории образовалась Османская империя. Турки контролировали всё побережье Красного моря и западный берег Персидского залива. Все сухопутные и морские пути на Восток для Европы были отрезаны.

Великий шелковый путь, существовавший на протяжении сотен лет, практически был перекрыт.

Были и экономические причины поиска новых торговых путей. Развивающееся товарное производство Европы требовало большого количества драгоценных металлов. В Европе их было мало, а Восток славился их изобилием.

Великие географические открытия были подготовлены развитием кораблестроения. Появился новый тип судов - каравелла. Эти корабли могли ходить под парусами и против ветра, кроме того, имея небольшие размеры, они вместе с тем были очень вместительны. Появилась астролябия, благодаря которой можно было установить широту местонахождения судна.

Совершенствовалось огнестрельное оружие. Возник способ хранения мяса (путем засолки), что давало возможность морякам не зависеть от торговли, совершая длительные плавания.

Мореплаватели, купцы, политики и ученые этой эпохи базировались на концепции единого Мирового океана. Идея Мирового океана становится освященной и церковной традицией, став частью религиозного мировоззрения, что еще в IV в. в своих трудах развивали арабоязычные ученые Бируни и Идриси.

Развивалась картография.

Первой европейской страной, активно приступившей к далеким путешествиям и открытию новых земель, была Португалия. После того как Португалии удалось отделиться от Испании и определились к середине XIII в. ее границы, она оказалась совершенно отрезанной и изолированной от Европы. Поэтому правительство этой страны оказывало покровительство морским путешествиям.

Наиболее выдающейся фигурой был принц Инфант Энрикеш, прозванный Генрихом Мореплавателем. Генрих Мореплаватель организовал морскую экспедицию к западному побережью Африки с целью колонизации расположенных там территорий. Но он придал своему плаванию религиозную окраску, поставив цель обратить в католическую веру местных жителей. На всех кораблях, снаряженных Генрихом, были священники.

По инициативе принца в городе Сагрише (крайний юго-западный пункт у мыса Сан-Висенти) был построен большой флот, организована мореходная школа и создана обсерватория, в которой обучали навигаторов ориентироваться в океане по звездам. В конце XV в. были изданы таблицы движения планет, облегчившие вычисление координат широты и долготы в море.

Вернувшись на родину, Генрих воссоздал рыцарский Орден тамплиеров и был провозглашен Великим магистром этого Ордена. Генрих Мореплаватель неоднократно совершал морские экспедиции к островам Атлантического океана в западном и юго-западном направлениях. Им были открыты Азорские и Канарские острова, остров Мадейра и ряд других островов вдоль западного побережья Африки.

При Генрихе Мореплавателе португальский флот достиг своего наивысшего могущества. Именно португальцы создали легкий парусник - каравеллу.

Дело, начатое Генрихом Мореплавателем, продолжил другой португальский путешественник Барталамео Диас (Диаш). В 1487 г. он предпринял морскую экспедицию вдоль западного побережья Африки. Миновав экватор, Диас поплыл вдоль берегов Африки и в 1488 г. достиг ее южной оконечности, названной им мысом Бурь. Впоследствии этот мыс был переименован португальским королем Жоаном II в мыс Доброй Надежды.

На основе географических открытий и данных, полученных во время плаваний, в XIV-XV вв. начинают создаваться подробные карты земной и водной поверхности. Одной из первых карт того периода была карта, составленная флорентийским астрономом Паоло Тосканелли в 70-е годы XV в. Она не отличалась достоверностью.

В 1492 г. немецкий географ Мартин Бехайм создал большой глобус и подарил его своему родному городу Нюрнбергу. Этот глобус до сих пор является самым древним дошедшим до нас и полностью сохранившимся. Он подтверждал представление о шарообразности Земли. Бехайм впервые применил астролябию для нужд мореплавания, создав специальный прибор, позволяющий ориентироваться в море по высоте Солнца.

На Востоке, так же как и в Европе происходили большие изменения. Народы Азии и Индокитая достигли значительных успехов в кораблестроении, что позволило им совершать новые географические открытия.

К XV в. Китай превратился в самую мощную морскую державу на Востоке. Его корабли господствовали в Индийском океане и на побережье Тихого. Китайские приморские города стали центрами торговли с азиатскими странами и Индией. Примечателен тот факт, что на кораблях китайцев впервые появился компас.

Морская мощь Китая особенно ярко проявилась в успешной военноморской экспедиции в Индийский океан, предпринятой в период с 1405 по 1433 гг.

Особую известность приобрела морская экспедиция китайского мореплавателя Чжэн Хэ. Эта экспедиция покинула китайские берега в 1403 г. и длилась более 25 лет. За это время был пройден путь от древней столицы Китая Нанкина через Восточно-Китайское и Южно-Китайское моря в Индийский океан и далее к побережью Африки. Они обследовали берега Индокитая, Явы, Суматры, Цейлона, Индии. В Персидском заливе останавливались в Ормузе. Заходили в аравийский порт Аден. Побывали на полуострове Сомали и на юго-востоке Африканского континента.

До нас дошли три книги участников этой экспедиции: Фей Синя «Наблюдения в пути», Ма Хуаня «Описание приморских стран» и Гун Чженя «Труды об иностранных государствах». Сохранились также атласы карт экспедиции, один из которых под названием «Карты о заморских путешествиях водным путем из Нанкина» дает полное представление о маршрутах экспедиций китайских мореплавателей.

Другим центром торговли и мореплавания в XV в. были арабские города Восточноафриканского побережья: Кильва, Момбаса, Малинди, Сафала, остров Занзибар. Они вели оживленную торговлю со всеми странами Азии. Одним из наиболее известных мореплавателей в западной части Индийского океана был лоцман Ахмед ибн-Маджид. Он является автором книг по морскому делу. Самая известная из них «Книга полезных данных об основах морской науки и ее правилах». В ней подробно описываются маршруты по Красному морю и Персидскому заливу вдоль Африки в Индию, а также на острова Малайского архипелага, до берегов Китая и Тайваня. В этой книге описаны также приемы вождения кораблей как при каботажном плавании, так и в открытом море. Содержатся сведения о морских берегах, рифах, муссонах и течениях. Ибн Маджид особенно хорошо знал морские пути между Африкой и Малабарским побережьем Индии.

Таким образом, задолго до того как европейцам стал известен морской путь из Европы в Индию, корабли китайских мореплавателей пошли из Восточно-Китайского моря вдоль побережья Юго-Восточной Азии и Африки и почти достигли Европы, а корабли арабских мореплавателей свободно достигали индийского побережья.

Такова была обстановка в мировом мореплавании накануне Великих географических открытий.

Во второй половине XV в. произошло объединение двух самых крупных государств Пиренейского полуострова - Кастилии и Арагоны, что привело к созданию испанской монархии. Испания не могла мириться с господством португальцев на море.Стремление к лидерству толкало королевскую знать к расширению территории, добыче золота и захвату рабов. Но мореплавание и судостроение в Испании было развито слабо. Поэтому испанские монархи прибегали к услугам мореплавателей из других стран. Одним из таких мореплавателей был итальянец Христофор Колумб.

В 1492 г., после освобождения Гранады, в Испании проект Колумба был одобрен, хотя в успех этой экспедиции мало кто верил.

Колумбу было выделено два небольших корабля: «Пинта», что в переводе значит «пестрый» и «Нинья», что переводится как «малышка».

Колумб посчитал, что двух небольших судов для такого путешествия недостаточно и с помощью спонсоров нанял еще одно судно - «Санта Мария», на котором он отплыл в качестве капитана.

В общей сложности Колумб совершил четыре путешествия к берегам Америки.

Первое путешествие(3 августа 1492 – 15 марта 1493)

Второе путешествие(25 сентября 1493 – 11 июня 1496)

Третье путешествие(30 мая 1498 – 25 ноября 1500)

Четвёртое путешествие(9 мая 1502 – ноябрь 1504)

За время всех экспедиций Колумбом было сделано много открытий. Он внёс большой вклад в становление географической науки.

А сам новый материк обязан своему названию другому итальянцу, флорентийцу Америго Матео Веспуччи. Дело в том, что долгое время дневники и записи Колумба хранились в тайне и не подлежали огласке. Говоря современным языком, Колумб был «засекреченным ученым». Испания не желала делиться сведениями о новых землях и маршрутах плавания к ним. Америго Ве спуччи был другом Колумба. Америго совершил несколько путешествий в составе португальских экспедиций, детально обследовав восточные берега Южной Америки.

Мировая слава пришла к нему благодаря двум письмам, написанным в 1503 и 1504 гг. В этих письмах Америго заявил, что страны, лежащие на западе по другую сторону океана следует называть «Новым Светом» и что это не Азия или Африка, а совершенно другой материк.

У Колумба было много последователей. К наиболее известным можно отнести следующих путешественников:

Педро Альвареша Кабрала, в 1500 г. открывшего Бразилию по пути из Португалии в Индию; Алонсо де Охеда, трижды совершившего плавания в Америку. Братья Гашпар и Мигель Кортириал во время путешествия в Новый Свет открыли Лабрадор и Ньюфаундленд.

В то время как Испания в поисках Индии продолжала морские путешествия на запад, Португалия не оставляла свои попытки достичь Индии восточным путем. Известие об открытиях Колумба вызвало в Португалии большую тревогу.

В сложившихся условиях португальцы поспешили с открытием морского пути в Индию. Летом 1497 г. португальский король Мануэле I назначил руководителем экспедиции в Индию одного из придворных, представителя старинного дворянского рода Васко да Гама.

Васко да Гамма до этого имел опыт плавания к берегам Гвинеи. Полагают, что он совершил три плавания вдоль западного берега Африки и даже пересекал экватор. Заслуга Васко да Гама состоит в том, что он первым открыл морской путь в Индию вокруг Африки. Экспедиция началась в 1497 году и длилась до 1499 года.

Португалия торжествовала. Васко да Гама получил титул «дона», а также титул «адмирала Индийского моря». В этом титуле Васко да Гама вторично отправился в Индию в 1503 г. и возвратился с грузом золота и драгоценностей. Кроме того, он оставил в водах Индийского океана постоянную военную эскадру, чтобы предотвратить проникновение арабских купцов в Индию. На самом деле португальские военные суда просто грабили арабские корабли и занимались пиратством. Будучи уже в звании вице-короля Португальской Индии, Васко да Гамма пытался предотвратить разбой на море, но ему это было уже не под силу. В возрасте 65 лет (1524) он умер в городе Кочине на юге Индии.

Таким образом был открыт морской путь из Западной Европы в Индию и Восточную Азию.

Морской путь вокруг Африки был главным, по которому велась торговля между странами Европы и Азии и проходило проникновение европейцев в бассейны Индийского и Тихого океанов.

Наибольшую известность в то время получил португальский путешественник Фернан Магеллан. Он совершил первое кругосветное путешествие в 1519-1521 гг., выдающимся его достижением было открытие пролива, который разделял архипелаг Огненная Земля и континентальную Южную Америку.

Это было первое в истории кругосветное путешествие, которое доказало шарообразность Земли. Великие географические открытия способствовали не только формированию мирового рынка, но и развитию международных и культурных связей, складыванию постоянных водных и морских маршрутов, ставших впоследствии туристскими.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал