![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Меры борьбы с коррупцией. Правовые основы борьбы с коррупцией в Республике Беларусь.
Самым негативным последствием бюрократизации государственного аппарата является коррупция, масштабы которой иногда достигают таких размеров, что ставят под угрозу существование государственности. Коррупция – это неотъемлемый элемент и условие функционирования теневой экономики, она расшатывает нравственные устои общества, подрывает доверие ко всем ветвям власти. Коррупция – явление историческое, она существует с глубокой древности и следует с сожалением констатировать, что в большей или меньшей степени в настоящее время ею поражены практически все государства мира. А в некоторых странах Востока она даже не считается чем-то противоправным и недостойным, а рассматривается как скрытая форма налога в пользу низкооплачиваемых чиновников. Наиболее типичными формами ее проявления являются: подкуп чиновников и общественно-политических деятелей; взяточничество за законное или незаконное предоставление благ и льгот; протекционизм при выдвижении работников по признакам родства, землячества, приятельских отношений; покупка голосов избирателей на выборах и другие. Для определения мер по искоренению коррупции необходимо выявить породившие ее причины, основными из которых являются: • разрешительная система, чрезмерная бюрократизация экономических отношений; • наличие множества законов непрямого действия, слабость судебной системы и неэффективная работа правоохранительных органов; • неэффективная, громоздкая организационная структура государственного аппарата; • низкая заработная плата госслужащих; • дефицит услуг государства из-за низкой эффективности госуправления; • неправовое проникновение на рынок международного бизнеса и др. В настоящее время коррупция приобрела системный характер: она проявляется практически во всех сферах жизнедеятельности общества, а это означает, что многие ключевые решения принимаются на коррупционной основе. Особенно опасно для общества формирование коррупционных сетей – организованных групп, созданных для совместного извлечения дохода из коррупционной деятельности. Меры по борьбе с корупцией. Основными мерами борьбы с коррупцией являются: • укрепление и развитие добросовестной экономической конкуренции, создание благоприятных условий для деловой и инвестиционной активности; • формирование абсолютно независимой судебной системы, особенно от органов исполнительной власти; создание механизмов исполнения судебных решений, независимого контроля их качества; • использование в полном объеме правоохранительными органами возможностей борьбы с коррупцией, предоставляемых им действующим уголовным законодательством; • реструктуризация аппарата государственного управления с отсечением ненужных звеньев; • формализация, упорядочение и упрощение документооборота; • совершенствование законодательства в части ответственности должностных лиц за сам факт нарушения закона при распоряжении государственной собственностью, бюджетными средствами, незаконное предоставление налоговых, таможенных или иных льгот, если этим нанесен ущерб обществу и государству; • адекватная заработная плата в сочетании с социальной защищенностью государственных служащих при жестком пресечении попыток получения любых дополнительных доходов; • разработка и принятие антикоррупционной нормативной правовой базы и определение механизма ее выполнения; • разграничение между государственными органами их функций, зон ответственности и организацию взаимодействия по противодействию коррупции; • создание и обеспечение деятельности специальных подразделений по борьбе с коррупцией; • образование на различных уровнях комиссий, координационных советов и совещаний по борьбе с преступностью и коррупцией; специальных информационно-аналитических и криминалистических центров; • обеспечение научного сопровождения деятельности государственных органов по борьбе с коррупцией; • использование государственных СМИ, активное вовлечение граждан, общественных организаций и трудовых коллективов в деятельность по противодействию коррупции и др. В настоящее время в Республике Беларусь борьба с коррупцией осуществляется на основе Закона «О борьбе с коррупцией», вступившего в силу 29 января 2007 года.
22. Конфликты в системе государственного управления: понятие, источники возникновения. Виды конфликтов и способы их разрешения. Конфликты в сфере государственного управления представляют собой форму взаимодействия государственно-политических институтов; организаций и лиц, осуществляющих власть в рамках определенной государственной системы, но занимающих в ней различные позиции. Конфликты в сфере государственного управления следует рассматривать как сложную систему, которая изначально заключает в себе целый ряд противоречий. Однако это дает ей возможность приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям и развиваться. Поэтому конфликты являются основой механизма адаптации государственно-административной сферы, так как, с одной стороны, они позволяют отследить существующие противоречия, а, с другой, – если умело управлять конфликтами, добиться повышения эффективности всей системы. Таким образом, конфликты в системе государственного управления могут вести к позитивным изменениям и не быть только деструктивным явлением. Конфликтность таится уже в самой природе государственной власти, призванной согласовывать, координировать различные интересы людей, определять четкие стратегические и тактические цели, распределять дефицитные ценности и блага. Отсюда множественность возникновения конфликтов в сфере государственного управления. Объект конфликтов в сфере государственного управления – распоряжение властью, а предметно-содержательную основу образует пересечение политико-правовых, социально-экономических, организационно-административных и других аспектов. Можно выделить следующие виды конфликтов в государственной сфере: · конфликты между государством и обществом (проблема легитимности); · конфликты между различными ветвями власти (законодательной, исполнительной и судебной); · конфликты между государством и отдельными институтами политической системы (например, между государством и политической партией); · конфликты между государственно-правовой системой и оппозицией, стремящейся эту систему изменить; · конфликты между государством и личностью (проблемы соблюдения прав человека). Поиску путей урегулирования конфликтов в государственно-административной сфере всегда придавалось особое значение, поскольку государство является символом стабильности и гарантом порядка. И этот поиск всегда находился в рамках универсальных стратегий компромисса и сотрудничества. В последнее время в государственном управлении значительные усилия направлены на технологии контроля и предупреждения конфликтов, когда упор делается на превентивные меры, связанные с выявлением конфликтогенных факторов, их анализом и попытками не допустить развития конфликтной ситуации до открытого противостояния. При анализе способов урегулирования государственно-административных конфликтов следует помнить, что институциональной, юридической процедуре отводится решающее значение.
|