Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организационная структура государственного управления.






Организационная структура государственного управления (ОСГУ) − это упорядоченная совокупность конкретных звеньев аппарата управления, связанных между собой по вертикали (субординации) и горизонтали (координации), обеспечивающих устойчивый и качественный процесс управления государством. ОСГУ обусловлена общественно-политической природой, социально-функциональной ролью, целями и содержанием государственного управления в обществе и обеспечивает формирование и реализацию управленческого воздействия государства на протекающие в обществе процессы.

К общим правилам формирования организационной структуры государственного управления следует отнести следующие:

· каждый объект должен иметь свой и желательно единственный (хотя существуют объекты двойного подчинения) субъект управления;

· за каждым субъектом закрепляются свои объекты управления, объединяемые каким-либо существенным признаком (территориальной принадлежностью, функциональным, отраслевым и др.);

· между субъектом и объектом управления должны устанавливаться определенные отношения – взаимные обязанности, права, ответственность.

Отклонение от общих правил влечет за собой появление таких негативных тенденций в системе государственного управления, как параллелизм и дублирование, которые негативно влияют на его качество и эффективность.

ОСГУ должна обеспечивать и регламентировать:

· полноту ответственности каждого управленческого органа за достижение поставленной перед ним цели и возложенные на него функции;

· сбалансированность целей всех звеньев нижестоящего с целями вышестоящего уровня;

· комплексность выполнения функций управления по отношению к поставленной цели по горизонтали и по вертикали;

· рациональное разделение и кооперацию усилий между звеньями и уровнями государственного аппарата;

· реализацию прав и ответственности при решении управленческих задач;

· полное соответствие исполнения компетенции и правам.

Организационная структура, как правило, определяется, официально утверждается соответствующими нормативными актами и является формальной. Наряду с формальными, могут существовать и неформальные организационные структуры, образующиеся на основе личных взаимоотношений работников. Организационная структура не является застывшей формой. Процесс изменения организационных структур и их кадрового состава именуется реорганизацией, которая происходит эволюционно.

Процесс формирования и реформирования системы органов государственного управления в Республике Беларусь идет постоянно наряду с упорядочением функций законодательных, исполнительных и судебных структур. Условно выделяют следующие этапы реформирования ОСГУ:

1-й этап – 1991-1994 гг.;

2-й – 1994-1995 гг.;

3-й –1996-2001 гг.;

4-й – с 2001-2006 гг.;

5-й – с 2006 г. по настоящее время.

Первый этап реформирования ОСГУ был связан с провозглашением суверенитета Республики Беларусь, выходом республики из состава бывшего СССР и началом преобразования экономики на рыночных началах.

Второй этап реформирования системы органов государственного управления был обусловлен введением в стране института президентства и реорганизацией системы государственной власти.

Третий этап характеризуется принятием уточнений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь, изменением сложившейся ОСГУ для решения более сложных задач политического, экономического и социального характера.

Начало четвертого этапа связано с изданием Указа Президента Республики Беларусь от 24 сентября 2001 г. № 516 «О совершенствовании системы республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь». В соответствии с Указом была утверждена новая система республиканских органов государственного управления. Она состояла из трех самостоятельных «блоков»: министерства и государственные комитеты; комитеты при Совете Министров Республики Беларусь; государственные организации, подчиненные Совету Министров Республики Беларусь.

Дальнейшее совершенствование структуры государственного управления определил Указ Президента Республики Беларусь № 289 «О структуре Правительства Республики Беларусь» от 5 мая 2006г., который послужил началом пятого этапа упорядочения организационного построения государственного управления. Согласно Указу основными органами исполнительной власти в Республике Беларусь становятся министерства и государственные комитеты, из трехступенчатой структура республиканских органов превратилась в двухступенчатую. В настоящее время структурное построение исполнительной власти претерпело ряд изменений.


28. Понятие государственного аппарата: понятие, структура.

Государственный аппарат является основным звеном в системе государственного управления, обеспечивает деятельность всей системы. Его структура отражает базовые задачи и функции государства и, в первую очередь, обеспечивает все исполнительно-распорядительные функции государства, взаимосвязи общества и государства. По мере развития это «управление», а вместе с ним и государственный аппарат непрерывно усложняются и совершенствуются.

Государственный аппарат принято употреблять в двух смыслах – широком и более узком. В широком смысле понятие государственный аппарат как совокупности всех государственных органов совпадает с определением механизма государства. Наиболее важными частными системами современного государственного аппарата, с этой точки зрения являются следующие: система органов государственной власти, система органов государственного управления, система судебных органов и система органов прокуратуры. Каждая из первых трех названных систем является носителем соответствующей государственной власти – законодательной, исполнительной и судебной.

В более узком смысле под государственным аппаратом понимают аппарат государственного управления. Именно в этом значении как совокупности исполнительно-распорядительных, управленческих органов используется термин «государственный аппарат» в науке административного права.

Государственный аппарат – это совокупность административных органов, выполняющих исполнительно-распорядительные функции. Госаппарат обладает властными полномочиями, имеет определенную компетенцию и сферу ответственности, образуется в установленном законом порядке.

В число факторов, оказывающих решающее воздействие на функционирование и постоянное развитие государственного аппарата как единой, целостной системы, входят:

· общность экономической основы различных государственных органов и организаций – системы хозяйства и различных форм собственности на средства производства;

· единство политической основы государственных органов, организаций и учреждений;

· наличие в некоторых странах единой официальной идеологии;

· морально-политическое и идейное единство различных частей общества;

· наличие общих принципов построения и функционирования различных государственных органов – составных частей государственного аппарата;

· общность конечных целей и задач, стоящих перед различными государственными органами и организациями.

К числу факторов, во многом предопределяющих функционирование государственного аппарата как единой системы, следует отнести также такие, которые связаны с обеспечением всех его звеньев едиными организационными, финансовыми, а при необходимости и принудительными средствами, общей направленностью их деятельности на проведение политической линии и выражение интересов всего общества, правящего класса или классов, отдельных социальных слоев.

В любой стране сложившийся государственный аппарат выступает как единая целостная (общая) система, которая состоит из ряда частных систем. В качестве последних выступают однородные по своим функциями, внутреннему строению, непосредственным целям, видам выполняемой деятельности различные государственные органы. Под структурой государственного аппарата понимается его внутреннее строение, порядок расположения составляющих звеньев аппарата, их соотношение. Структура всегда указывает, из чего складывается государственный аппарат, какова субординация его составных частей, каковы принципы его организации и функционирования.

При построении государственного аппарата преследуются основные задачи:

· сгруппировать однородные отрасли экономики, социально-культурного и административно-политического строительства, придав им организационное единство и единое управление;

· охватить все без исключения функции государственного управления (исполнительной власти), четко определить организационную ячейку для каждой из них и при этом так, чтобы в аппарате управления был по возможности один орган или одна система соподчиненных органов, полностью ответственных за тот или иной участок управления;

· обеспечить быстрое и четкое прохождение административных дел с тем, чтобы каждое административное дело окончательно решалось, как правило, в одном органе и в том звене управления, в котором это наиболее целесообразно с точки зрения требований централизма и демократизма в управлении;

· обеспечить необходимую координацию и согласованность деятельности органов государственного управления (исполнительной власти) сверху донизу, для чего создаются специальные звенья координационного характера; четко определить задачи, функции, полномочия каждого органа государственного управления (исполнительной власти) в отдельности и систем отраслевых и функциональных органов.

Элементарным на первый взгляд, но крайне необходимым является также соблюдение правила – избегать усложненности связей внутри системы. Рациональное построение аппарата органов государственного управления, отсутствие дублирования в работе частей и в то же время полный охват всех функций, входящих в компетенцию того или иного органа исполнительной власти, является залогом успешного выполнения задач, наложенных на эти органы.


29. Государственный орган – основной системообразующий элемент государственного аппарата, его правовой статус.

Если государство представляет собой институт, воплощающий общую волю, общий интерес всех граждан, то государственный органэто специальное образование, официально созданное государством и имеющее свою сферу деятельности. Статус, компетенция, функции и полномочия каждого государственного органа устанавливаются Конституцией страны и соответствующими законами.

Государственный орган – это организованный коллектив, образующий самостоятельную часть государственного аппарата, наделенную собственной компетенцией, выполняющую публичные функции. Для органа государства характерно то, что он является организацией «политической», т.е. наделенной государственной властью. Органы государства призваны выступать от его имени, выполнять его функции.

Это предполагает наделение их специфического рода полномочиями, которые по своей природе являются государственно-властными. Наличие государственно-властных полномочий – главный юридический признак любого государственного органа. Сфера действия властных полномочий органов государства определяется конкретным местом, занимаемым каждым из них в системе государственного аппарата, и характером задач, стоящих перед соответствующим органом.

Таким образом, основными признаками органа государства являются следующие:

· орган государства – это часть аппарата государства;

· орган государства есть организация, т.е. коллектив;

· орган государства осуществляет от имени государства его задачи и функции;

· обладает государственно-властными полномочиями;

· имеет определенную компетенцию, структуру и территориальный масштаб деятельности;

· образуется в порядке, установленном законом, осуществляет возложенные на него задачи посредством одного из видов государственной деятельности;

· несет ответственность перед государством за свою деятельность.

Каждый орган государственного управления, как и любой орган государства, имеет свою компетенцию, организационную структуру, территориальный масштаб деятельности. В то же время органы государственного управления обладают и специфическими признаками, отличающими их от иных видов государственных органов. Эти признаки определяются своеобразием стоящих перед органами исполнительной власти задач и методов их осуществления, особым характером их государственной деятельности. Они осуществляют специфическую по своему содержанию и методам государственную деятельность – государственное управление. Представляют собой субъекты исполнительной власти и в то же время специальный субъект государственного управления. Их обычно именуют исполнительно-распорядительными органами; в этом смысле данные органы олицетворяют собой исполнительный аппарат государства.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал