Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Трудовая теория Энгельса






Логическим продолжением учения Дарвина стала трудовая теория антро­погенеза Ф. Энгельса. Она изложена в 1873— 1876 гг. и наиболее полно пред­ставлена в его статье «Роль труда в процессе превращения обезьяны в чело­века», которая являлась одной из глав его работы «Диалектика природы». Основу концепции Энгельса составляет понятие о труде как первом основ­ном условии всей человеческой жизни, притом в такой степени, что мы в известном смысле можем сказать, что «труд создал самого человека»10. От­сюда берет начало хрестоматийная формулировка «труд создал из обезьяны человека», которая считалась одним из основополагающих утверждений ис­торического материализма.

Под трудом Энгельс понимал целесообразную деятельность, которая на­чалась с изготовления орудий из камня, кости и дерева. По мнению Энгель­са, сознание сформировалось в результате труда. В процессе труда у людей возникла потребность что-то сказать друг другу. Так появилась речь как сред­ство общения в совместной трудовой деятельности. В свою очередь, деятель-

4 Много позже их добыл сторонник дарвиновской теории Эжен Дюбуа. Он поверил в существование питекантропа и был твердо убежден, что подтверждение этой гипотезы послужит лучшим доказа­тельством истинности эволюционного учения Дарвина. Так и случилось: в 1892 г. на Яве он обна­ружил останки питекантропа.

10 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 20. С. 486.

ность человека оказалась импульсом, приведшим к возникновению культу­ры и общества.

В своей работе Энгельс устанавливает последовательность основных эта­пов гоминизации с выделением прямохождения как решающего шага на пути очеловечения обезьяны; дает определение руки как органа и продукта тру­да; рассматривает возникновение звукового языка и членораздельной речи, человеческого мышления как следствия общественного развития; подчерки­вает качественное своеобразие антро­погенеза как процесса активного при­способления человека к среде, эколо­гическое превосходство человека разумного над другими видами.

Современная наука добывает все новые сведения как в пользу теории Дарвина, так и против нее. Не все авто­ры соглашаются также с теорией антропогенеза Энгельса. Основное положе­ние трудовой теории антропогенеза — о решающей роли изготовления ору­дий в процессах гоминизации — разделяется большинством антропологов мира, тем не менее в зарубежной антропологии получают распространение и другие, отличные от нее, концепции. Так, идеи «культурной адаптации» уже выходят за рамки трудовой теории, поскольку здесь речь идет об «ауто-каталитической реакции» или «кибернетическом механизме» обратной связи между развитием биологии (мозга) и культуры при ведущей роли ге­нетических факторов. В других подходах роль труда как локомотива глобаль­ного процесса гоминизации вытесняют несоциальные факторы. Среди них: кратковременное повышение фона радиации, обусловленное тектонически­ми перемещениями, разломами земной коры и усиленным вулканизмом, инверсии геомагнитного поля Земли, иные стрессовые ситуации, изоляция, гетерозис, а также вызванные изменениями экологической обстановки пе­ремены в поведенческих реакциях — от пищевого поведения и «стратегии размножения» до «предкультурного поведения».

Вслед за пересмотром трудового фактора иначе оценивается эволюция мозга. В современной науке предлагается несколько моделей: постепенного возрастания массы мозга с постоянной скоростью, аутокаталитического ускорения темпов по мере возрастания мозга и, наконец, «эпизодического увеличения», когда быстрые изменения чередуются с периодами замед­ленного развития. Для процесса эволюции гоминид в целом также разраба­тываются модели в основном постепенного филетического развития («гра­дуализм») и «прерывистого равновесия», со сменой длительных периодов относительной стабильности видов (стазисы) периодами очень быстрых из­менений, приводящих к формированию новых видов.

Генетики и биохимики находят все больше оснований для объединения человека и человекообразных обезьян в одном семействе. Генетические коды человека и шимпанзе совпадают на 99%. В этом убеждает изучение произ­вольно взятых последовательностей ДНК, отвечающих за одни и те же на­следственные признаки у людей и обезьян. И этот вывод подкрепляется изу­чением белков, состав и строение которых у человека и шимпанзе совпадает даже более чем на 99%. Биохимические и генетические различия между двумя близкими видами грызунов в пределах одного рода в 20—30 раз больше. Ста­ло быть, теория Дарвина верна.

Через полвека начали сомневаться и в ней. Крупнейший американский палеонтолог Генри Осборн (1857-1935) является ярким представителем при­мирения науки с религией. Согласно его гипотезе аристогенеза, творение органического мира осуществляется путем целенаправленной эволюции. По Осборну, предки людей не были связаны с предками человекообразных обе­зьян, т.е. человек произошел не из круга обезьян; люди развились первона­чально в Центральной Азии, и их предки вели наземный образ жизни. Эво­люция совершается не столько под влиянием внешней среды, сколько бла­годаря заложенной в организмах способности к самопроизвольному прогрессивному развитию.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал