Дисциплина «История отечественной литературы. Часть. 2. История русской литературы XVII в.» относится к циклу профессиональных дисциплин (базовой части).
Содержание дисциплины служит основой для освоения дисциплин «История отечественной литературы» (части 3–8), «История отечественной журналистики», «Литературная мастерская журналиста», «Филологический анализ текста».
Необходимыми условиями для освоения дисциплины являются знания, полученные в школе в процессе изучения дисциплины «Русская литература», а также знания, полученные на 1-м курсе института в процессе изучения дисциплин «История отечественной литературы. Часть 1» и «Основы теории литературы».
Общая трудоемкость дисциплины составляет 8 семестров, 17 зачетных единиц, 612 (268+344) часов.
Во 2-м семестре – 2 з. ед., 72 (28+44) часа.
Лекции
| Практические занятия
| Самостоятельная работа студента
|
Часы
| Тема
| Часы
| Тема
| Задание
| Часы
|
Раздел 1. Общая характеристика и жанровые особенности русской литературы первой трети XVIII в.
|
1, 5
| Тема 1. Общая характеристика русской литературы первой трети XVIII в.
Личность Феофана Прокоповича. Жанровое своеобразие творчества.
|
| | Повторить по учебникам «Теория литературы» эстетику античного искусства.
Прочитать рекомендованные тексты Прокоповича и «Гисторию о Василии Кориотском».
|
|
1, 5
| Тема 2. Жанровые особенности русской литературы первой трети
XVIII в.
|
| | Повторить по учебникам истории вопросы, связанные с эпохой первой половины XVIII в. Повторить тему «Жанры драматического рода».
| 1, 5
|
| |
| Тема 1. Специфические особенности русской литературы первой трети XVIII в.
| Подготовиться по вопросам семинарского занятия.
Прочитать рекомендованную литературу.
|
|
Раздел 2. Характеристика, жанровые и идейно-художественные особенности литературы второй трети XVIII в.
|
| Тема 3. Общая характеристика русской литературы второй трети XVIII в.
|
|
| Повторить по учебникам «Теория литературы» тему «Эстетика классицизма».
Повторить тему «Идеология эпохи Просвещения».
|
|
| Тема 4. Личность и творчество А.Д. Кантемира
|
|
| Повторить тему «Высокие классицистические жанры».
Прочитать произведения А.Д. Кантемира.
|
|
| Тема 5. Личность и творческий путь В.К. Тредиаковского
|
|
| Повторить тему «Системы стихосложения».
Прочитать рекомендованные произведения В.К. Тредиаковского.
|
|
| Тема 6. Личность и творческий путь М.В. Ломоносова.
|
| | Повторить тему «Эстетика барокко».
Прочитать рекомендованные произведения М.В. Ломоносова.
|
|
| Тема 7. Русская литература середины XVIII в.
Окончательное оформление поэтики русского классицизма.
|
|
| Ознакомиться с темами «Мировоззренческие и эстетические взгляды Вольтера» и «Второй расцвет русского классицизма».
Прочитать рекомендованные произведения А.П. Сумарокова.
|
|
| |
| Тема 2. Литература второй трети XVIII в. Классицизм как литературное направление и художественный метод.
| Прочитать рекомендуемую литературу.
Подготовиться к ответам по вопросам семинара.
|
|
Раздел 3. Характеристика, жанровые и идейно-художественные особенности
русской литературы последней трети XVIII в.
|
| Тема 8. Характеристика русской литературы последней трети XVIII в.
|
|
| Повторить по учебникам истории тему «Екатерининская эпоха в истории русского государства».
Ознакомиться с образцами журнального творчества эпохи.
|
|
| Тема 9. Жанровые поиски в русской драматургии последней трети XVIII в.
|
|
| Прочитать рекомендованные художественные тексты.
Повторить тему «Типовые признаки жанров драматического рода».
|
|
1, 5
| Тема 10. Жанровые особенности творчества Д.И. Фонвизина
|
|
| Прочитать рекомендованные произведения Д.И. Фонвизина.
|
|
1, 5
| Тема 11. Поэзия последней трети XVIII в.
|
| | Повторить тему «Жанры лирического рода». Прочитать тексты Я.Б. Княжнина, В.И. Майкова, И.Ф. Богдановича, М.М. Хераскова, В.В. Капниста.
| 3, 5
|
1, 5
| Тема 12. Творческий путь и жанровые особенности творчества Г.Р. Державина.
|
|
| Ознакомиться с биографией Г.Р. Державина. Прочитать рекомендованные произведения Г.Р. Державина и дополнительную литературу по теме.
| 3, 5
|
|
|
| Тема 3. Литература последней трети XVIII в.
Екатерининская эпоха как особая культурная эпоха в истории России.
| Ознакомление с учебной и научной литературой по вопросам семинара. Подготовка к ответам.
|
|
| Тема 13. Прозаическая литература последней трети XVIII в.
|
|
| Повторить темы «Эстетика античного романа» и «Эстетика авантюрно-приключенческой повести эпохи Возрождения».
Повторить по учебнику «Теория литературы» тему «Эстетика сентиментализма».
Прочитать художественные тексты М.Д. Чулкова, Н.М. Карамзина, А.Н. Радищева и И.А. Крылова.
| 4, 5
|
|
|
| Тема 4. Возникновение и развитие сентиментализма в русской литературе.
| Ознакомление с учебной и научной литературой по вопросам семинара.
Подготовка к ответам.
Прочитать произведения И.И. Дмитриева.
|
|
Всего лек. 20 часов
|
| Всего практ. 8 часов
| |
| Всего СРС 44 часа
|
| | | | | | | | | |