Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Конституционное правоСтр 1 из 29Следующая ⇒
1. Понятие Конституционного права РФ, его предмет и источники. 2. Нормы Конституционного права, их понятие, особенности и виды. 3. Понятие и особенности конституционных правоотношений. 4. Понятие, сущность и виды Конституции. 5. Особенности Конституции как юридического акта. 6. Общая характеристика Конституции РФ 1993 года, ее отличия от ранее действующей. 7. Порядок внесения поправок в Конституцию РФ и ее пересмотра. 8. Понятие и содержание основ конституционного строя РФ. 9. Понятие, источники и принципы избирательного права. 10. Порядок организации и проведения выборов в органы власти. 11. Референдум в РФ, порядок проведения. 12. Понятие и организационно-правовые формы общественных объединений. 13. Права и обязанности общественных объединений. 14. Порядок создания и прекращения деятельности общественных объединений. 15. Понятие, принципы и значение гражданства РФ. 16. Основания приобретения гражданства РФ. 17. Основания прекращения гражданства РФ. 18. Порядок изменения гражданства детей. 19. Государственные органы РФ, ведающие делами о гражданстве РФ, их полномочия. 20. Понятие правового статуса человека и гражданина, его основных прав, свобод и обязанностей. 21. Принципы правового статуса личности. 22. Личные права и свободы человека и гражданина. 23. Политические права и свободы гражданина. 24. Экономические, социальные и культурные права и свободы человека и гражданина. 25. Конституционные обязанности человека и гражданина. 26. Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина. 27. Федеративное устройство РФ, его принципы. 28. Вопросы ведения РФ. 29. Конституционно-правовой статус субъектов РФ. 30. Вопросы совместного ведения РФ и субъектов РФ. 31. Административно-территориальное устройство субъектов РФ. 32. Понятие государственного органа. Система государственных органов РФ, принципы их деятельности. 33. Правовой статус Президента РФ, порядок его избрания и вступления в должность. 34. Полномочия Президента РФ в области внутренней политики. 35. Полномочия Президента РФ в области внешней политики, обороны и безопасности. 36. Прекращение полномочий Президента РФ. 37. Федеральное Собрание РФ, его структура и организация работы. 38. Совет Федерации, порядок формирования и вопросы ведения. 39. Организация работы Совета Федерации. 40. Государственная Дума, порядок формирования и вопросы ведения. 41. Организация работы Государственной Думы. 42. Прекращение полномочий Государственной Думы. 43. Законодательный процесс в Федеральном Собрании РФ. 44. Правовой статус Члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ. 45. Правительство РФ, состав и порядок формирования. 46. Компетенция Правительства РФ. 47. Организация работы Правительства РФ. 48. Структура федеральных органов исполнительной власти. 49. Судебная система РФ, порядок образования судов. 50. Правовой статус судей, принципы судопроизводства. 51. Конституционный Суд РФ, состав, порядок формирования, задачи. 52. Компетенция Конституционного Суда. 53. Система и функции прокуратуры РФ. 54. Полномочия прокуроров. 55. Органы законодательной власти республик, порядок формирования и компетенция. 56. Органы законодательной власти края, области, порядок формирования и компетенция. 57. Органы исполнительной власти республик, порядок формирования и компетенция. 58. Органы исполнительной власти края, области, порядок формирования и компетенция. 59. Понятие, система, полномочия и гарантии местного самоуправления. 60. Органы местного самоуправления, порядок формирования, компетенция, организация работы. ОТВЕТЫ 1. Понятие Конституционного права РФ, его предмет и источники Конституционное право – это отрасль права, которая устанавливает и закрепляет основы государственного устройства, обеспечивает соблюдение прав человека, регулирует порядок формирования органов государственной власти и принципы их деятельности. Конституционное право является ведущей отраслью по отношению ко всем остальным отраслям права, потому что, во-первых, общественные отношения, которые регулируются нормами конституционного права, выражают наиболее важные стороны деятельности государства; во-вторых, конституционное право − ведущее по своему источнику – конституции; в-третьих, нормы конституционного права определяют основные принципы правового регулирования в целом, так как в конституции содержатся базовые нормы всех отраслей системы права. Эти нормы находят свое развитие и конкретизацию в специальных отраслях права. Именно поэтому, считают, что конституционное право составляет ядро системы права. Предметом конституционного права является система общественных отношений, которые выступают в качестве господствующих отношений в обществе, характеризуют саму природу общества и государства, его политическую, экономическую системы, положение личности в обществе. Таким образом, предметом конституционного права являются: 1) отношения, характеризующие основы конституционного строя; 2) взаимоотношения личности с обществом и государством (основы правового положения личности, т.е. права и свободы граждан); 3) установление основ федеративного устройства и национально-государственных отношений; 4) вопросы организации государственной власти и органов местного самоуправления. Источники конституционного права: 1) Конституция (Основной Закон); 2) федеральные конституционные законы; 3) федеральные законы, регулирующие общественные отношения, составляющие предмет конституционного права (например, Закон РФ " О гражданстве Российской Федерации"); 4) законы субъектов федерации по вопросам совместного ведения (ст. 72 Конституции РФ); 5) подзаконные нормативно-правовые акты (указы Президента, постановления Правительства и др.), содержащие нормы конституционного права. 2. Нормы Конституционного права, их понятие, особенности и виды. Конституционно-правовые нормы - это общеобязательные, абстрактные, формально-определенные в конституционно-правовых актах правила, установленные и охраняемые государством и направленные на регулирование общественных отношений, составляющих предмет конституционного права, путем установления прав и обязанностей их участников. Общеобязательность правовой нормы проявляется в необходимости подчинения ей всех субъектов, на которых распространяется действие этой нормы. Формальная определенность правовой нормы означает, что нормы содержатся в определенных актах - источниках права, письменных актах-документах, имеющих юридическую силу. Следует оговорить, что понятие " конституционно-правовые нормы" охватывает не только нормы конституций, но и всех нормативных правовых актов, имеющих своим назначением регулирование общественных отношений, относящихся к предмету отрасли конституционного права. Специфические черты конституционно-правовых норм, обусловленные их отраслевой принадлежностью, в конечном счете определяются предметом самой отрасли права. От норм других отраслей права конституционно-правовые нормы отличаются: 1) своим содержанием, зависящим от той сферы общественных отношений, на регулирование которых эти нормы направлены; 2) источниками, в которых они выражены. Основополагающие, наиболее значимые нормы содержатся в особом акте, обладающем высшей юридической силой во всей системе права, - в Конституции РФ; 3) своеобразием видов: среди рассматриваемых норм значительно больше, чем в других отраслях, общерегулятивных норм. Это нормы-принципы, нормы-дефиниции, нормы-задачи. Они рассчитаны на всех правоприменяющих субъектов, независимо от вида правоотношений, участниками которых эти субъекты являются (гражданско-правовых, административно-правовых, трудовых и др.); 4) учредительным характером содержащихся в них предписаний. Именно конституционно-правовые нормы первичны, устанавливают обязательный для создания всех других правовых норм порядок: определяют формы основных нормативных правовых актов, порядок их принятия и опубликования, компетенцию государственных органов в сфере правотворчества, наименование принимаемых ими правовых актов. Нормы конституционного права определяют и саму систему государственных органов; 5) особым механизмом реализации, которая для многих конституционно-правовых норм связана не с возникновением конкретных правоотношений, а с особого вида отношениями общего характера или правового состояния (состояние в гражданстве, состояние субъектов в составе Российской Федерации); 6) специфическим характером субъектов, на регулирование отношений между которыми данные нормы направлены. Такими особыми субъектами можно назвать народ, государство, главу государства, представительные (законодательные) органы государственной власти; 7) особенностями структуры: для конституционно-правовых норм не характерна традиционная трехчленная структура, выделяемая в составе правовой нормы, - гипотеза, диспозиция и санкция. В рассматриваемых нормах обычно имеются гипотеза и диспозиция и лишь в отдельных случаях - санкция. Обладая спецификой по сравнению с нормами других отраслей права, конституционно-правовые нормы сами по себе очень многообразны. А для того чтобы правильно применять норму, необходимо ее всесторонне проанализировать, выявить присущие ей особенности, связи с иными нормами данной отрасли, принадлежность ее к группе родственных ей по предмету регулирования норм (институтов). Вот почему важное значение имеет вопрос о классификации конституционно-правовых норм. Их принято классифицировать по следующим основаниям: 1) по содержанию. Одни нормы связаны с основами конституционного строя, другие - с основами правового статуса человека и гражданина, третьи - с федеративным устройством, четвертые - с органами государства, органами местного самоуправления. 2) по юридической силе. По юридической силе конституционно-правовые нормы различаются в зависимости от того, какой акт является источником нормы, а также от разграничения предметов ведения между Федерацией и ее субъектами. Наивысшей юридической силой обладают нормы Конституции РФ как основного закона государства, а также нормы, содержащиеся в международных договорах, санкционированные государством. 3) по территории действия. По этому основанию различают нормы, действующие на всей территории Российской Федерации, на территории республики, области, иного субъекта Федерации, а также в границах территории, на которой осуществляется местное самоуправление (муниципальные образования). Территориальные пределы действия норм, содержащихся в актах субъектов Федерации и муниципальных образований, не исключают признания юридической значимости данных норм и возникших на их основе правоотношений на всей территории Российской Федерации; 4) по характеру предписания. Это основание раскрывает механизм регулирующего воздействия конституционно-правовой нормы. Предписания, содержащиеся в ней, могут иметь различный характер, в своеобразной форме определять права и обязанности субъектов возникающих на основе данной нормы конституционно-правовых отношений. По этому основанию различают нормы: управомочивающие, обязывающие и запрещающие. Управомочивающие нормы закрепляют право субъектов осуществлять предусмотренные в этих нормах действия, определяют рамки правомочий соответствующих субъектов. Таковы все нормы, закрепляющие компетенцию Российской Федерации, ее субъектов, предметы ведения всех государственных органов. Обязывающие нормы закрепляют в конкретной форме обязанности субъектов совершать определенные действия, предусмотренные данными нормами, избирать тот вариант поведения, который соответствует их требованиям. К этой группе относятся нормы, устанавливающие конституционные обязанности граждан, а также все нормы, в которых исключается любой иной вариант действия, кроме предусмотренного в норме. Например, ч. 3 ст. 107 Конституции обязывает Президента РФ подписать и обнародовать федеральный закон, если при повторном рассмотрении Государственной Думой и Советом Федерации он одобрен ими в ранее принятой редакции. Запрещающие нормы содержат в своих предписаниях запреты на совершение определенных действий, в них предусмотренных. Это обычно такие формулы: " запрещается", " не допускается", " обязаны", " не вправе" и т.п. Например, согласно ч. 5 ст. 13 Конституции РФ, запрещаются создание и деятельность общественных объединений по указанным в ней основаниям. 5) по степени определенности предписаний. По этому основанию различают императивные и диспозитивные нормы. Императивные нормы - такие, в которых однозначно определяются вариант поведения, действия субъектов в соответствующих обстоятельствах. Диспозитивные нормы предусматривают возможности выбора варианта действия субъекта с учетом указанных в норме условий и обстоятельств.
3. Конституционно-правовое отношение - это общественное отношение, урегулированное нормой конституционного права, содержанием которого является юридическая связь между субъектами в форме взаимных прав и обязанностей, предусмотренных данной правовой нормой. Отличия связаны с их содержанием и составом субъектов, они характеризуются большим, чем в других сферах, разнообразием. Но все они возникают в основном в процессе осуществления государственной власти и реализации прав и свобод человека. Носят общий или конкретный характер. Нормы-принципы, нормы-декларации порождают правоотношения общего характера, которыми, как правило, не определены субъекты отношений, их конкретные права и обязанности (ст. 10 Конституции РФ). Эти отношения представляют собой индивидуальные связи м/у субъектами КП, созданием которых являются права и обязанности субъектов КП, реализующиеся в поведении этих субъектов. Виды: · 1.конкретные конституционно-правовые отношения, в которых четко определены субъекты, их взаимные права и обязанности. · 2.правоотношения общего характера, в которых четко не определены субъекты, не установлены их конкретные права и обязанности. · 3.правовые состояния. Их специфическая черта – четкая определенность субъектов правоотношения. · 4.постоянные и временные правоотношения. Срок действия постоянных не определен, однако они могут и прекратить свое существование в конкретных условиях. Временные возникают в результате реализации конкретных норм – правил поведения. С выполнением оно прекращается. · 5.материальные и процессуальные. В первых – реализуются права и обязанности, которые составляют содержание правоотношения, во вторых – реализуются права и обязанности, связанные с правовой охраной предписаний, заложенных в КПН, устанавливающих те или иные обязанности субъектов. Возникновению конкретного КПО на базе правовой нормы предшествует юридический факт – это событие или действие, которое влечет за собой возникновение, изменение или прекращение правоотношения. Регулируемые конституцией общественные отношения являются объектом (предметом) конституционного регулирования. Кроме юридических фактов необходимы еще субъекты, которые наделяются определенными правами и обязанностями. Между ними и возникают правоотношения.
4.Конституция: сущность, содержание, свойства и виды Конституция – Основной Закон государства, принятый в особом порядке, обладающий высшей юридической силой, верховенством на всей территории РФ и устанавливающий главные принципы организации государственной власти, а также устройства общества и государства и отношения между ними. Конституция устанавливает: 1) основные принципы устройства общества и государства; 2) наименования и полномочия органов государственной власти; 3) механизм осуществления государственной власти; 4) основные права, свободы и обязанности человека и гражданина. Ее характерные черты: 1) особый субъект, от имени которого принимается Основной Закон, – народ; 2) учредительный характер конституционно-правовых норм; 3) расширенный предмет регулирования Конституции; 4) особые юридические свойства Конституции. Ее юридические свойства: 1) верховенство Основного Закона на всей территории РФ, включая территорию отдельных субъектов РФ; 2) высшая юридическая сила по отношению к законодательству государства; 3) особая охрана конституционных норм; 4) прямое действие конституционных норм; 5) особый порядок принятия Конституции и внесения в нее изменений. Сущность конституции зависит от того, чьи интересы выражают конституционно-правовые нормы. Поэтому в зависимости от теории происхождения государства и права можно выделить следующие подходы к сущности конституции: 1) согласно теории общественного договора сущность конституции заключается в суверенитете народа, который по доброй воле принял основной закон, устанавливающий основы и пределы государственной власти, в руки которой народ передал свои полномочия; 2) теологическая теория утверждает, что конституция является продуктом божественных предписаний людям о правилах бытия; 3) школы естественного права поддерживают точку зрения, что конституционные нормы – это опыт народа страны, поэтому заимствование у других народов опыта приводит к недолговечности конституции; 4) согласно марксистско-ленинской теории сущность конституции состоит в том, что она выражает волю правящего класса, а не всего населения. Конституция как нормативный акт принимается в виде письменного документа, изданного в особом, как правило, усложненном порядке, нежели иные законы страны. Однако основной закон может быть не только письменным, в этом случае говорят о «неписаной» конституции (Великобритания). Конституции могут быть: 1) в зависимости от исторического этапа принятия (первого поколения, второго поколения); 2) по социальным признакам (демократические конституции (действуют в большинстве стран цивилизованного мира), авторитарные конституции (в настоящее время они открыто встречаются крайне редко, обычно реальный авторитаризм бывает прикрыт демагогическими лозунгами), тоталитарные конституции и др.); 3) по способу изменения («гибкие» (они изменяются в том же упрощенном порядке, что и другие законы страны), «жесткие» (для изменения этих конституций требуется особый усложненный порядок), «смешанные»); 4) по периоду действия (постоянными, временными (в тексте таких конституций прямо указывается срок действия или условие, при котором действие конституции прекращается)).
5. Конституцию отличают и особые юридические свойства. Они производны от перечисленных выше сущностных черт конституции и выражаются: в верховенстве конституции; в ее высшей юридической силе; в ее роли как ядра правовой системы государства и системы права; в особой охране конституции; в особом порядке принятия и пересмотра Конституции, внесение в нее поправок. Эти юридические свойства последовательно отражены в Конституции Российской Федерации 1993 года. 1. В ней впервые в истории страны получил закрепление принцип верховенства Конституции Российской Федерации. Ни в одной из прежних конституций России такого положения не содержалось. Не закреплялось верховенство и Конституции СССР. Установление в ч. 2 ст. 4 Конституции 1993 года принципа ее верховенства на всей территории России означает прежде всего утверждение в нашей стране конституционного строя, стремление к созданию правового государства. В признании верховенства Конституции заложена не свойственная прежним, советским конституциям идея подчинения государства конституции, праву. Верховенство российской Конституции означает также, что с ее принципами, нормами, заложенными в ней концепциями должна сообразовываться деятельность всех государственных, общественных структур, граждан во всех сферах жизни. Конституция выступает как бы доминантой всего общественного развития. В принципе верховенства Конституции Российской Федерации отражается и федеративный характер нашего государства. Верховенство федеральной Конституции утверждается на всей территории России, в том числе в республиках, которые тоже имеют свои конституции. На принципе верховенства Конституции Российской Федерации основано положение о соответствии конституций республик Конституции России. 2. В ст. 15 Конституции Российской Федерации закрепляется, что Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. Это юридическое свойство Конституции имеет иное содержание, чем принцип ее верховенства. Высшая юридическая сила Конституции означает не только то, что законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции России, но и, то, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации. Таким образом, высшая юридическая сила Конституции характеризует ее место в иерархии нормативных правовых актов, действующих в Российской Федерации. 3. Конституция 1993 года является ядром правовой системы России. Принципы и положения Конституции играют направляющую роль для всей системы права и системы законодательства. Именно Конституция определяет сам процесс правотворчества – устанавливает, какие основные акты принимают различные органы, их наименования, юридическую силу, порядок и процедуру принятия законов. В самой Конституции названы многие федеральные конституционные законы и федеральные законы, которые должны быть приняты в соответствии с ней. Принятие новой Конституции вызывает обычно значительное изменение и обновление текущего законодательства. 4. К юридическим свойствам Конституции Российской Федерации относится ее особая охрана, в которой задействована вся система органов государственной власти, осуществляющих эту охрану в различных формах. Статья 80 Конституции закрепляет, что Президент России является ее гарантом. В своей присяге он обязуется соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации (ст. 82). Президент вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия их федеральной Конституции. Президент, Совет Федерации и Государственная Дума Федерального собрания могут инициировать процедуру разрешения дел в Конституционном Суде России о соответствии Конституции нормативных актов, указанных в ст. 125 Конституции. Конституционный Суд играет важную роль в охране Конституции. Он рассматривает дела о соответствии Конституции Российской Федерации законов и иных нормативных актов как федеральных органов государственной власти, так и субъектов Федерации. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу, а не соответствующий Конституции Российской Федерации международный договор не подлежит введению в действие и применению. 5. Конституцию Российской Федерации отличает и особый, усложненный порядок ее пересмотра и внесения в нее поправок, который будет изложен в специальном параграфе. Рассмотрев основные признаки понятия конституции, можно сделать общий вывод: конституция представляет собой единый, обладающий особыми юридическими свойствами нормативный правовой акт, посредством которого народ учреждает основные принципы устройства общества и государства, определяет субъекта государственной власти, механизм ее осуществления, закрепляет охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина.
|