![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Меры профилактики аварий связанные с цементированием обсадных колонн в скважине
При цементировании обсадных колонн, спускаемых на большие глубины, нередки случаи обрыва колонн из-за резкой разницы температур колонны и закачиваемого раствора. Такие явления характерны для тех случаев, когда низ обсадной колонны опирается на забой или нижнюю секцию колонны (или прихвачен), а верх ее жестко посажен на клинья или элеватор. В подобных случаях необходимо учитывать изменение длины колонны от температуры. Закачка в нагретую колонну холодного бурового или цементного раствора ведет к деформации колонны с последующим взрывом трубы из ее муфты. Известны случаи оставления цементного раствора в эксплуатационной колонне из-за быстрого схватывания его - образуется цементный стакан различной высоты. Иногда при разбуривании стакана нарушается целостность обсадной колонны. Причины оставления цементного раствора в колонне - ошибки при расчетах количества продавочной жидкости. Другими причинами оставления цементного раствора в обсадных колоннах могут быть: несоответствие качества тампонажного цемента температурным условиям скважин, приводящее к преждевременному схватыванию цементного раствора; применение для затворения цемента воды, загрязненной солями и другими жидкостями и веществами, сокращающими сроки схватывания цементного раствора; отсутствие контроля за качеством приготовления цементного раствора. С ростом глубины залегания неустойчивых пород увеличивается высота столба бурового раствора за колонной над цементным кольцом, в связи с чем повышается опасность смятия колонн. Одно из важнейших мероприятий по предохранению колонн от смятия в интервале нахождения неустойчивых пород - перекрытие цементной оболочкой неустойчивых и газонефтеводопроявляющих горизонтов. Смятие обсадных колонн в пределах зацементированных участков происходит на расстоянии 50-60 м от фильтра и в прифильтровой зоне. Промысловые данные показывают, что подобные аварии бывают также в местах, г де продуктивные горизонты сложены неустойчивыми породами и при эксплуатации скважины выносится большое количество песка. Виды аварий при КРС, освоении и ГРП, назовите оборудование для ликвидации аварий в скважинах под давлениемК капитальному ремонту относятся и работы по устранению аварий, допущенных в процессе эксплуатации и ремонта.
Наиболее часто встречаются следующие аварии: 1. Аварии, связанные с трубами НКТ и бурильными трубами. К ним относятся: а) прихват колонн НКТ и бурильных труб. Прихваты могут быть механического происхождения (прихват при смятии обсадной колонны, при большой деформации колонны по той или иной причине, при применении двух рядов труб и т.д.), в цементном растворе, при потере циркуляции (связанной с качеством бурового раствора); б) " полет" (обрыв) насосно-компрессорных и бурильных труб. " Полет" НКТ может быть также со скважинным насосом и штангами, при этом верх штанговой колонны может остаться внутри колонны НКТ или же торчать наружу. При " полете" бурильных труб в скважине остается и бурильный инструмент. 2. Аварии, связанные со скважинными насосами, пакерами, якорями, забойными двигателями, приборами и др. К ним относятся: а) прихват пакера, погружного насосного агрегата центробежного, винтового и диафрагменных насосов; б) оставление в скважине погружного насосного агрегата с кабелем или без него; в) оставление в скважине штангового насоса и штанг; г) оставление в скважине насосных штанг вследствие обрыва; д) оставление в скважине винтобуров, турбобуров и других элементов забойной компоновки; е) оставление в скважине приборов, устройств для исследования скважин и пластов, геофизических приборов. 3. Аварии, связанные с кабелями, канатами, проволокой, гибкими трубами. К ним относятся: а) оставление каротажного кабеля, в том числе кабеля погружных электронасосов; б) оставление каната при работе желонкой или проведении других работ; в) оставление проволоки; г) оставление гибких труб. 4. Аварии, связанные с попаданием в скважину посторонних предметов - плашек, сухарей и т.д. Практика показывает, что причин аварий может быть множество, но преобладающей является оплошность персонала
|