Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методика банковского анализа ликвидности баланса предприятия-заемщика на ликвидность






Потребность в анализе ликвидности баланса возникает в условиях рынка в связи с усилением финансовых ограничений и необходимостью оценки кредитоспособности предприятия. Ликвидность баланса определяется как степень покрытия обязательств предприятия его активами, срок превращения которых в денежную форму соответствует сроку погашения обязательств. Ликвидность активов - величина, обратная ликвидности баланса по времени превращения активов в денежные средства. Чем меньше требуется времени, чтобы данный вид активов обрел денежную форму, тем выше его ликвидность. Анализ ликвидности баланса заключается в сравнении средств по активу, сгруппированных по степени их ликвидности и расположенных в порядке убывания ликвидности, с обязательствами по пассиву, сгруппированными по срокам их погашения и расположенными в порядке возрастания сроков. Приводимые ниже группировки осуществляются по отношению к балансу.
В зависимости от степени ликвидности, т.е. скорости превращения в денежные средства, активы предприятия разделяются на следующие группы:
А1) наиболее ликвидные активы - денежные средства предприятия и краткосрочные финансовые вложения (ценные бумаги).
А2) быстро реализуемые активы - дебиторская задолженность сроков погашения в течение 12 месяцев и прочие оборотные активы.
A3) медленно реализуемые активы - запасы за исключением «расходов будущих периодов».
А4) труднореализуемые активы - статьи раздела I актива баланса «Основные средства и иные внеоборотные активы».
Пассивы баланса группируются по степени срочности их оплаты:
П1) наиболее срочные обязательства - кредиторская задолженность стр. 620 и 670 раздела V пассива баланса, а также ссуды, не погашенные в срок, из формы № 5.
П2) краткосрочные пассивы - краткосрочные кредиты и заемные средства.
ПЗ) долгосрочные пассивы - долгосрочные кредиты и заемные средства.
П4) постоянные пассивы - статьи раздела III пассива баланса.

Для определения ликвидности баланса следует сопоставить итоги приведенных групп по активу и пассиву. Баланс считается абсолютно ликвидным, если имеют место соотношения:
А1 больше или равно П1;
А2 больше или равно П2;
А3 больше или равно П3;
А4 больше или равно П4.

Банк, кредитующий данное предприятие, больше внимания уделяет коэффициенту критической ликвидности. Для вычисления коэффициента критической ликвидности (другое название — промежуточный коэффициент покрытия) в состав ликвидных средств в числитель относительного показателя включаются дебиторская задолженность и прочие активы. Коэффициент ликвидности отражает прогнозируемые платежные возможности предприятия при условии своевременного проведения расчетов с дебиторами.
Нижней нормальной границей коэффициента ликвидности считается К > 1.
Коэффициент критической ликвидности характеризует ожидаемую платежеспособность предприятия на период, равный средней продолжительности одного оборота дебиторской задолженности.

30. Комплексная оценка кредитоспособности заемщика и использование ее результатов.Данный подход позволяет представить оценку кредитоспособности как целостную систему с логически связанными между собой элементами, направленными на достижение единой цели. Показатели каждого модуля характеризуют те или иные факторы, оказывающие влияние на обобщающие показатели оценки кредитоспособности заемщика. От рынка сбыта продукции зависят объем продаж, средний уровень цен, выручка от реализации продукции, размер прибыли. Состояние рыночной среды характеризуется такими важными параметрами, как размер рынка (может быть выражен количеством проданных товаров либо их стоимостью), темп роста рынка, суммарная производственная мощность, число конкурентов и их структура, величина инвестиций. Кредиторам необходимо учитывать, на какой стадии жизненного цикла находится товар, производимый заемщиком, или товар, для выпуска которого предполагается получение кредита. От этих показателей зависит способность хозяйствующего субъекта развиваться в данной отрасли и направлять прибыль на погашение кредитных ресурсов. Спрос на продукцию организации в свою очередь влияет на портфель заказов, предопределяющий ее производственные мощности и их использование. Если спрос на продукцию падает, то уменьшается портфель заказов, следовательно, снижается объем производства, растет затратоемкость продукции, возникают убытки и организация может стать банкротом, не способным рассчитаться по своим обязательствам. Эластичность спроса на товары зависит от разных факторов: цены, дохода потребителей и т.д. Оценка кредитоспособности продукции связана с исследованием потребности покупателей и требований рынка. Для того чтобы быть конкурентоспособным, товар должен иметь определенные параметры: технические, эстетические, нормативные, экономические. От того, насколько конкурентоспособный товар выпускает или собирается выпускать организация с помощью привлеченных кредитов, зависит успех кредитной сделки между банком и заемщиком. В процессе комплексной оценки кредитоспособности заемщика кредитному аналитику следует обратить внимание на показатели, характеризующие структуру капитала заемщика. Необходимо оценить величину собственных и заемных средств, вкладываемых в реализацию кредитуемого проекта, оценить минимально допустимую долю вложения в проект собственных средств и в целом обосновать оптимальную структуру средств финансирования. В случае неудачи кредитуемого проекта заемщику для погашения кредита придется высвобождать средства из оборота, а это может привести к усилению кризисной ситуации. Оценивая величину собственного оборотного капитала, кредитный аналитик должен ответить на вопрос, какую величину " мобильных" ресурсов сможет направить организация на погашение долга.
31.Формы безналичных расчетов: содержание, сферы применения. Использование новых платежных инструментов Безналичные расчёты – это расчёты, осуществляемые между ф.л. и ю.л. без применения наличных денег путём перевода средств через банк с расчётного (текущего) счёта плательщика на счёт их получателя.Безналичные расчеты нашли широкое применение в развитии банковской системы. Формы безналичных расчетов.Платёжные поручения – это расчётный документ, содержащий поручение плательщика банку о перечислении с его счёта определённой суммы на счёт получателя. Расчёты чеками. При расчётах чеками владелец счёта (чекодатель) даёт письменное распоряжение плательщику (банку, выдавшему расчётные чеки) уплатить определённую сумму, указанную в чеке получателю средств (чекодержателю). Расчёты аккредитивами. Аккредитив – это поручение банка покупателя банку поставщика производить оплату счетов этого поставщика за отгруженный товар или оказанные услуги на условиях, предусмотренных в аккредитивном заявлении. Покупателю открываются следующие виды аккредитивов: 1. – покрытые (депонированные) – это аккредитивы, при открытии которых банк-эмитент, открывший аккредитив, перечисляет собственные средства плательщика или предоставленный ему кредит в распоряжение банка поставщика на отдельный счёт на весь срок действия обязательств по аккредитивам. 2. – непокрытый (гарантированный) аккредитив может применяться, если 2 банка, обслуживающих рассчитывающихся клиентов имею корсчета друг у друга. Каждый аккредитив должен указывать, является ли он отзывным или безотзывным. Преимущество такой формы расчётов – отсутствие задержки оплаты продукции и услуг, деньги заранее приготовлены и получатель средств уверен, что сразу, даже в день отгрузки, может получить полагающиеся ему деньги. Расчёты платежными требованиями-поручениями. Платёжное требование-поручение – это расчётный документ, содержащий требование получателя средств плательщику об уплате определённой суммы через банк. Оба бланка заполняются поставщиком. Платёжное требование – от его имени, а платёжное поручение – от имени плательщика. Расчёты платежными требованиями. Платежные требования широко применяются при акцептной форме расчетов, когда платежи совершаются не сразу после отгрузки товара и выписки товарных документов. Отгрузив товар, поставщик выписывает в соответствующем количестве экземпляров платежные требования и сдает их на инкассо. Банк, принимая документы на инкассо, берет на себя обязательство вовремя переслать их в учреждение банка, обслуживающее покупателя, взыскать там с него средства и перечислить на расчетный счет поставщика. Расчеты в форме пластиковых карточек. По экономическому содержанию различают дебетовые и кредитовые карточки. Кредитовые карточки связаны с открытием кредитной линии в банке, что дает возможность владельцу пользоваться кредитом при покупках товаров и при получении кассовых ссуд. Дебетовые карточки предназначены для получения наличных в банковских автоматах или покупки товаров с использованием электронных терминалов. Деньги при этом списываются со счета владельца карточки в банке.
32.Межбанковские расчеты как составная часть платежной системы, их основные виды. Эволюция межбанковских расчетов
33.Банковские риски, понятие и классификация Банковский риск – это вероятность возникновения потерь в виде утраты активов, недополучения запланированных доходов или появления дополнительных расходов в результате осуществления банком финансовых операций. Внешние рискимогут быть страновыми, валютными и рисками форс-мажорных обстоятельств. К внешним относятся риски, непосредственно не связанные с деятельностью банка или его контактной аудиторией. На уровень внешних рисков влияет очень большое количество факторов – политические, экономические, демографические, социальные, географические и прочее. - Страновой риск непосредственно связан с интернационализацией деятельности банков и банковских учреждений, наличием глобального риска. Страновой риск зависит от политико-экономической стабильности стран клиентов и контрагентов. Он актуален для всех банков, созданных с участием иностранного капитала и банковских учреждений, имеющих генеральную лицензию. Прогнозирование странового риска должно опираться на анализ структурных и качественных характеристик государственного устройства (социально-политическая ситуация в стране), а также на анализ количественных показателей (финансово-экономическая ситуация в стране). - Валютный риск, или риск курсовых потерь, связан с интернационализацией рынка банковских операций, созданием транснациональных (совместных) предприятий и банковских учреждений и диверсификацией их деятельности. Риск представляет собой возможность денежных потерь в результате колебаний валютных курсов. Валютные риски можно структурировать следующим образом: коммерческие (связанные с нежеланием или невозможностью должника рассчитаться по своим обязательствам); конверсионные или наличные (риски валютных убытков по конкретным операциям); трансляционные или бухгалтерские риски (возникают при переоценке активов и пассивов балансов и счета “Прибыли и убытки” зарубежных филиалов клиентов/контрагентов банка); риски форфетирования (возникают, когда форфейтер берет на себя все риски экспортера без права регресса). -Риск форс-мажорных обстоятельств зависит как от наличия или отсутствия стихийных явлений природы и связанных с ними последствий, так и от разного рода ограничений со стороны государства.
  • Внутренние рискизависят от вида и специфики банка, характера его деятельности (специфики операций), а также состава и количества его партнеров (клиентов и контрагентов). На уровень внутренних рисков оказывают влияние деловая активность руководства самого банка, выбор оптимальной маркетинговой стратегии, политики и тактики, а так же другие факторы.
- Риски, связанные с видом банка Банки и банковские учреждения могут быть государственными и частными (коммерческими). Существуют три типа коммерческих банков – специализированные, отраслевые и универсальные. В каждом из них присутствуют все виды рисков, но вероятность частоты их возникновения и специфика оценки зависят от типа банковского учреждения. Специализированные коммерческие банки ориентируют свою деятельность на предоставление каких-то конкретных услуг (например, инновационные, инвестиционные, ссудо-сберегательные, ипотечные, депозитные, клиринговые и прочие операции). Они могут быть региональными, межрегиональными, транснациональными, в зависимости от рыночной ориентации деятельности банка. Отраслевые банки специализируются на обслуживании определенных категорий клиентов по отраслевому признаку (сельскохозяйственные, промышленные, строительные). В отраслевых банках определяющее значение для уровня рисков имеют вид и специфика конкретной отрасли. Универсальные банки занимаются практически всеми видами банковских услуг (кредитными, расчетными и финансовыми, в т.ч. биржевыми операциями). Кроме того, в последнее время универсальные коммерческие банки все активнее осуществляют такие нетрадиционные операции, как операции с различными видами ценных бумаг, лизинг (через дочернюю структуру), факторинг, клиринг и др. - Риски, связанные с характером банковских операций В зависимости от характера банковских операций риски могут подразделяться на риски активных и пассивных операций. Именно с помощью пассивных операций банк регулирует свои ресурсы для осуществления активных операций. Риски пассивных операций связаны с возможными затруднениями в обеспечении активных операций ресурсами. Если банк привлекает краткосрочные средства, а предоставляет «длинные» деньги, риск ликвидности таких операций очевиден. Если банк привлекает деньги преимущественно в долларах США, а предоставляет кредитные продукты в рублях, высокое влияние на его деятельность оказывают валютные риски, и так далее. - Риски, связанные со спецификой деятельности клиентов банка Уровень риска зависит в первую очередь от принадлежности клиентов банка к различным отраслям. Различают предприятия первичной сферы (сельскохозяйственные предприятия), предприятия вторичной сферы (добывающие и перерабатывающие промышленные предприятия) и предприятия третичной сферы (предприятия, осуществляющие свою деятельность в сфере услуг). Уровень риска также зависит от масштабов деятельности клиента. Клиентов банка можно классифицировать по трем группам – мелкие, средние и крупные. Каждый банк имеет собственные критерии для отнесения клиентов к той или иной группе (обычно исходя из объема годовой выручки и количества сотрудников). Вместе с тем некоторые банки руководствуются постановлением Правительства от 22 июля 2008 года №556 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства», в соответствии с которым к микро-предприятиям отнесены компании с выручкой за предшествующий год без НДС до 60 млн рублей, к малым предприятиям - до 400 млн рублей, средним предприятиям - до 1 млрд рублей. Численность сотрудников микро-, малого и среднего предприятия определена Законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в России»: до 15 человек - микропредприятия, до 100 человек - малые предприятия, до 250 человек – средние.
34.Система управления банковскими рисками, ее элементы. Методы управления. Система управления банковскими рисками — это совокупность приемов (способов и методов) работы персонала банка, позволяющих обеспечить положительный финансовый результат при наличии неопределенности в условиях деятельности, прогнозировать наступление рискового события и принимать меры к исключению или снижению его отрицательных последствий. в аспекте организации процесса управления рисками рассматриваемая система предполагает выделение следующих элементов управления: § субъекты управления; § идентификация риска; § оценка степени риска; § мониторинг риска. Все элементы этого описания системы управления банковскими рисками, представляют собой различное сочетание приемов, способов и методов работы персонала банка. Регулирование представляет собой совокупность методов, направленных на защиту банка от риска. Эти методы условно можно разделить на четыре группы: 1. методы предотвращения рисков; 2. методы перевода рисков; 3. методы распределения рисков; 4. методы поглощения рисков.
35.Кредитный риск, его оценка, методы управленияТрадиционно кредитный риск определяется как риск невозврата денег должником в соответствии со сроками и условиями кредитного договора. В определении сущности кредитного риска существуют различные подходы. Одни авторы включают в понятие «кредитный риск» опасность неуплаты заемщиком основного долга и процентов, причитающихся кредитору. Под оценкой кредитного риска заемщика обычно понимают изучение и оценку качественных и количественных показателей экономического положения заемщика. Работа по оценке кредитного риска в банке проводится в три этапа. На первом этапе производится оценка качественных показателей деятельности заемщика, на втором — оценка количественных показателей и на заключительном этапе — получение сводной оценки-прогноза и формирование окончательного аналитического вывода. Одним из важных методов оценки кредитного риска является метод оценки кредитоспособности клиента, который осуществляется на основе анализа, направленного на выявление его финансового состояния и его тенденций. Основными источниками информации для оценки кредитного риска заемщика являются: финансовая отчетность, сведения, предоставленные заемщиком, опыт работы с данным клиентом других лиц, схема кредитуемой сделки с тех ни ко-экономическим обоснованием получения ссуды, данные инспекции на месте. Качественный анализ реализуется по этапам: а) изучение репутации заемщика; б) определение цели кредита; в) определение источников погашения основного долга и причитающихся процентов; г) оценка рисков заемщика, принимаемых банком косвенно на себя. Репутация заемщика изучается весьма тщательно, при этом очень важным является изучение кредитной истории клиента, т.е. прошлого опыта работы с ссудной задолженностью клиента. Внимательно изучаются и сведения, характеризующие деловые и личностные качества индивидуального заемщика. Устанавливаются также факты или отсутствие фактов неплатежей по ссудам, протеста надлежащим образом оформленных векселей и т.д. Определение кредитоспособности заемщика является неотъемлемой частью работы банка по определению возможности выдачи ссуды. Под анализом кредитоспособности заемщика понимается оценка банком заемщика с точки зрения возможности и целесообразности предоставления ему ссуд, определения вероятности их своевременного возврата в соответствии с кредитным договором. С этой целью используют: финансовые коэффициенты, анализ денежного потока, оценку делового риска.
36.Управление риском несбалансированной ликвидности.Управление риском несбалансированной ликвидности является подсистемой управления банковскими рисками. Данная подсистема характеризуется, как и система в целом, совокупностью взаимосвязанных элементов. К числу последних относятся: субъекты управления и соответствующие им цели, идентификация риска, оценка, мониторинг, регулирование. Но содержание перечисленных элементов имеет свою специфику. К субъектам управления риском несбалансированной ликвидности относятся Банк России как надзорный орган и сами коммерческие банки. Особенностью управления данным риском со стороны Банка России, как отмечалось выше, является регулирование риска недостаточной ликвидности; риску излишней ликвидности придается второстепенное значение. Регулирование риска недостаточной ликвидности на уровне Банка России имеет цель минимизировать возможность несвоевременного выполнения банком обязательств перед кредиторами и вкладчиками. Способ и главное, затратность используемого источника в этом случае регулированию не подвергается. Инструментами регулирования являются: обязательные экономические нормативы ликвидности, уровни которых должны соответствовать установленным предельным значениям; штрафные и другие санкции за несоблюдение нормативных значений; организация контроля за управлением ликвидностью в банке; аналитические показатели, соблюдение которых необходимо для вступления в систему страхования депозитов. На уровне коммерческого банка управление риском несбалансированной ликвидности охватывает обе составляющие этого риска, но в разной степени у разных банков. Под идентификацией риска несбалансированной ликвидности следует понимать процесс выявления признаков данного риска, определение его видов и факторов. Для риска несбалансированной ликвидности главным признаком (индикатором) является наличие значительного по величине и устойчивого по направленности несоответствия между активами и пассивами в разрезе сроков и валют. Дальнейший анализ позволяет определить вид этого риска: недостаточная или излишняя ликвидность, а также факторы его возникновения, которые отмечались выше.  
37.Управление процентным риском в банке Управление процентным риском является одним из важнейших звеньев управления банком в целом. Поэтому необходимо представить полную картину отношений и связей, возникающих при управлении процентным риском, определить область применимости различных методик управления им. Данная проблема является еще недостаточно теоретически разработанной и, как следствие, не всегда решается на практике. Дело в том, что по своей сущности процентный риск приобретает заметное влияние на деятельность банков только в условиях стабильной экономики, развитой инфраструктуры финансового рынка и, как следствие, жесткой конкуренции. В неустойчивой же экономике, при высокой инфляции, банки обычно перекладывают процентный риск на клиентов, устанавливая большую разницу между ставками привлечения и размещения. Тем самым снижается платежеспособность клиентов, и, соответственно, увеличивается риск ликвидности банков. Однако в последнее время повысился интерес российских банкиров к процентному риску. Особенностью этого вида риска является то, что он по своей сути, требует сложных математических методов для охвата всех источников его возникновения, правильного измерения и адекватного реагирования. В настоящее время существуют известные методики управления процентным риском в сфере рынка ценных бумаг, которые могут быть использованы при управлении процентным риском в банке. Необходимо отметить, что до настоящего времени основной проблемой российских банков была проблема кредитного риска. Слабо развитая правовая база и недостаточно проработанные механизмы кредитования вели к существенным потерям. Со временем были разработаны методики, позволяющие с высокой степенью надежности проводить кредитные операции. Кредитные риски у разных банков постепенно сглаживаются. Поэтому в настоящее время главным направлением повышения эффективности работы банка является совершенствование его управления в целом. К такому управлению, в первую очередь, относится управление процентным риском. Именно от качественного управления им зависит сегодня конкурентоспособность и стабильность деятельности банка.  
38.Порядок формирования банками резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности Формирование резерва производится банком в моментпоявления на балансе актива, по которому, в соответствии с требованиями Банка России, должен быть создан резерв (далее – резервируемый актив). Уточнение (корректировка) размерарезерва, т.е. изменение величины сформированного резерва с соответствующим отражением на счетах бухгалтерского учета, производится банками при обесценении актива, то есть при потере активом стоимости в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения заемщиком обязательств перед банком. Размер резерва на возможные потери определяется в процентномсоотношении от суммы резервируемого актива. Процентное соотношение установлено нормативными актами Банка России и зависит от категории качества, к которой отнесен резервируемый актив. Оценка кредитного риска проводится банками с целью классификациитого или иного резервируемого актива в соответствующую категорию качества. Процесс формирования или уточнения резерва на возможные потери по индивидуальным ссудам можно разделить на несколько этапов. Этап 1. Оценка кредитного риска и формирование профессионального суждения Этап 2. Определение категории качества ссуды или изменение категории качества ссуды по уже действующим договорам (классификация/реклассификация ссуды) Этап 3. Определение расчетного резерва Этап 4. Определение размера минимального резерва Этап 5. Отражение рассчитанного резерва в бухгалтерском учете банка  
39.Трастовые операции коммерческих банков.

Трастовые операции – это банковская услуга для клиентов, стремящихся распорядиться своими свободными средствами с наибольшей выгодой, отношения между банком и клиентом, при которых банк принимает на себя обязательства по распоряжению собственностью в пользу доверителя или третьего лица.

Заключая трастовый договор, доверитель поручает банку распоряжаться своими временно свободными средствами с целью получения максимального дохода. При этом клиент остается их полноправным собственником, банку передаются лишь полномочия распоряжаться этими средствами в течение определенного срока.

Трастовые операции делятся на три основные категории: 1) персональные трастовые услуги (для отдельных граждан); 2) институциональные трастовые услуги, оказываемые на основании, во-первых, договора между эмитентом долгосрочных долговых обязательств или залогодателем и юридическим лицом, управляющим этими обязательствами; во-вторых, договора между компанией-собственником и трастовой компанией, предлагающей квалифицированные услуги по управлению этой собственностью; 3) услуги типа «мастер-траст» (оказываемые банком пенсионному фонду или группе иных компаний путем управления общим счетом доверителей с целью максимизации дохода последних). Услуги типа «мастер-траст» оказываются компаниям, накапливающим средства своих акционеров (обычно на пенсионные цели) и желающим получить более высокий доход.

Наиболее распространенными являются следующие персональные трастовые услуги:

завещательный траст, оформляемый на основании завещания гражданина;

безотзывный траст, оформляемый договором, согласно которому доверитель не может расторгнуть у договор и изъять доверенную собственность;

отзывной траст, оформляемый договором, который может быть расторгнут доверителем в любой момент. По характеру распоряжения доверяемой собственностью трасты делятся на активные и пассивные. Собственность, находящуюся в активном трасте, можно продавать, отдавать в долг, закладывать без дополнительного согласия доверителя. Пассивные трасты представляют собой услуги по управлению определенным имуществом, которое может быть продано или заложено доверенным лицом.

Наиболее распространенными являются следующие трастовые услуги, предоставляемые банками:

– ведение личных банковских счетов клиента;

– управление ценными бумагами клиента с целью выгодной реализации, получения гарантированного дохода, замены одних ценных бумаг на другие;

– взимание доходов в пользу клиентов;

– осуществление функций депозитария, а также выполнение операций, сопутствующих этой деятельности;

– временное оперативное управление компанией в случае реорганизации.

Траст-отделы банка выполняют обычно следующие виды услуг:

– хранение денежных средств, ценных бумаг и других ценностей;

– ведение бухгалтерских документов клиента, представленного индивидуальной фирмой;

– получение платежей от имени клиента по доверенности, включая проценты, дивиденды, арендные платежи;

– покупка и продажа ценных бумаг за счет и от имени клиента, проведение расчетов с продавцами и покупателями, консультационные услуги;

– создание частных пенсионных фондов и фондов ассоциаций граждан;

– принятие целевых вкладов граждан и организаций на покупку недвижимости;

– выдача гарантий и поручительств.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал