Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Знать меру






Вы помните, что мышление маленького ребёнка - наглядно- действенное. Это значит, что всё новенькое (а для него всё новенькое) он воспринимает через ощущения: ему надо потрогать, пощупать (работает осязание), понюхать (задействовать обоняние), узнать, какова «эта штучка» на вкус, посмотреть и послушать... И только тогда (на своём, детском уровне) он разберётся что к чему. А детские «разборки» (то есть понимание) не совсем похожи на наши. Иногда совсем не похожи. Мы с вами ориентируемся в первую очередь на зрение и слух, а ребёнок на всё вместе. И в первую очередь на ощущения.

 

Как- то годовалая Арина заинтересовалась щёлочкой в двери. Мама тут же наглядно принялась ей демонстрировать, почему туда нельзя совать пальчики. Мама всё делала правильно: показала, как может закрыться (и закрывается) дверь, как уменьшается щёлка и сжимает пальчик. Объяснительный процесс шёл минут пять (что для маленького ребёнка как раз «в тему»), и по задумчивому виду малышки было понятно: информацию она восприняла. Довольная мама пошла на кухню, довольная дочка осталась изучать дверь. И... и вскоре раздался мощный рёв. Моментально примчавшаяся мама увидела такую картину: Арина одной рукой тянет на себя дверь, а пальчики другой руки в той самой дверной щёлочке. Пришлось спасать.

Что за глупость, ведь только что ребёнку объяснили! Беда в том, что ребёнок не понял. Словавторая сигнальная система - для малышей не так важны. А вот действия (чувствование) важнее. И пока мама говорила, детка наблюдала интересный процесс, и он ей очень понравился, и ей захотелось повторить... (Ведь её пальчикам, пока шло рассказывание- показывание, не было больно!)

 

Если вы хотите объяснить маленькому ребёнку - объясняйте наглядно. Говорите о неприятном (опасном) - малыши/ малышки должны почувствовать это на собственной шкурке. Чтобы понять, что утюг или батарея жгутся, а потому трогать нельзя, ребёнок должен это ощутить. Прикоснуться к остывающему (но не обжигающему) утюгу, к очень тёплой (но не раскалённой) батарее. И когда он/она это сделает (не послушавшись ваших запретов), снова сказать: «Нельзя, ай- ай- ай...» И вот тогда, отдёрнув ручку, ребёнок поймёт: когда вы говорите «нельзя!» - лучше послушаться. Детишки свои шкурки обожают и просто так на рожон не полезут ни за что.

Если, конечно, вы запрещаете редко, но метко.

Малышу, исследующему мир (даже если мир размером с квартиру), хочется действовать самостоятельно. Не гасите в нём инициативы. Ваша задача - не напугать, а уберечь. Говорите «нельзя» как можно реже, просто будьте рядом, чтобы объяснить, помочь, поддержать. И просто потому, что вы его любите.

 

 

Глава З


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал