Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методические указания студентам по самостоятельной работеСтр 1 из 4Следующая ⇒
УДК 93 ББК Т 3 (2РОС 36-4ПЕР) Х 981 Рецензент:
доктор исторических наук профессор Пермского государственного университета Б.П. Дементьев
Автор-составитель: канд. ист. наук доц. каф. истории, политологии и социологии В.А. Порозов
Учебно-методический комплекс разработан на кафедре истории, политологии и социологии Пермского государственного педагогического университета и соответствует требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. В данном пособии представлены его разделы, содержащие методические рекомендации студентам для самостоятельной работы. Издание адресовано студентам дневного отделения, изучающим авторский курс доцента В.А. Порозова «Художественная культура современной Перми».
УДК 93 ББК Т 3 (2РОС 36-4ПЕР)
Печатается по решению учебно-методического совета Пермского государственного педагогического университета
© Порозов В.А., составление, 2008 © ГОУ ВПО «Пермский государственный педагогический университет», 2008 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Одним из первых учебных курсов, изучаемых студентами в высшей школе, является история. За последние годы неоднократно менялось не только содержание, но и название курса. Принятая система государственных образовательных стандартов позволяет со всей определенностью подчеркнуть, что специалист, имеющий высшее образование, должен знать, прежде всего, прошлое своего Отечества – историю России. Имеющиеся в распоряжении советов факультетов, деканатов, кафедр и преподавателей возможности позволяют сегодня варьировать объем курса, тематическое планирование, полнее учитывать специфику факультета и индивидуальность преподавателя. При этом главным требованием является выполнение государственного стандарта по предмету, наполнение научным содержанием его дидактических единиц и методическое обеспечение усвоения этого содержания. Выполнение поставленных задач привело к необходимости разработки авторских методических материалов. Отечественная история рассматривается в контексте развития истории мировой цивилизации, с учетом регионального компонента, профиля и специфики учебного заведения. Изучение Отечественной истории предполагается как в лекционной форме, так и в виде семинарских занятий. Основное время отводится самоподготовке, которая включает не только самостоятельную работу с историческими источниками и литературой, но и написание рефератов. Студенту важно уяснить, что история не только и не столько наука о прошлом, сколько о едином историческом процессе, где неразрывно связаны прошлое, настоящее и будущее, где прошлое помогает понять настоящее и использовать исторический опыт в будущем. Курс Отечественной истории призван способствовать формированию гражданственности, патриотического самосознания, гордости за свое Отечество. Изучение истории позволит не только познать прошлое, но и ориентироваться в сложных явлениях общественной жизни на современном этапе. В результате изучения дисциплины специалист должен: - иметь представление об историческом и культурном процессе в регионе, основных событиях и фактах исторического и духовного процесса, знать важнейшие даты и имена исторических и культурных деятелей; - уметь выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому и культурному прошлому; - приобрести навыки самостоятельной работы с исторической литературой и источниками, произведениями литературы и искусства, ориентироваться в событиях современной культурной жизни; - усвоить курс в пределах предлагаемых требований. Целью курса является реализация государственных образовательных стандартов в отношении содержания и уровня подготовки выпускников высших учебных заведений России. Данная цель предполагает решение следующих задач: - дать представление об основных этапах и содержании истории России с древнейших времен до наших дней; - изучить сущность, содержание и основные закономерности развития единого исторического процесса; - расширить и углубить исторические знания студентов, помочь им уяснить общее и особенное в российской истории; - показать роль и значение внутренних и внешних факторов развития России во взаимосвязи с историей мировой цивилизации; - способствовать формированию личности студента, сочетающей в себе научное мировоззрение, патриотизм, верность трудовым, боевым и культурным традициям нашего Отечества. В результате изучения дисциплины специалист должен: - иметь представление об историческом процессе, основных исторических событиях и фактах, знать важнейшие даты и имена исторических деятелей; - уметь выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому; - приобрести навыки самостоятельной работы с исторической литературой и источниками; - усвоить курс Отечественной истории в пределах государственного образовательного стандарта. Авторский учебно-методический комплекс, материалы которого лежат в основе данного пособия, разработан и утвержден на кафедре истории, политологии и социологии Пермского государственного педагогического университета в 2008 году. Общее представление об учебно-методическом комплексе можно составить по его оглавлению, выведенному в приложение. Разделы, воспроизводящие программу курса и планы семинарских занятий, опубликованы в частях 1 и 2 настоящего пособия*. Методические рекомендации по написанию реферата изданы отдельно**. В данном случае воспроизводится разделы 1.8.1–1.8.3, 2.1–2.3, 2.5, 2.7. Полностью комплекс в электронном виде студент может получить в университетской библиотеке. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ СТУДЕНТАМ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ
Изучение курса предполагает систематическую самостоятельную работу студентов по использованию учебной и учебно-методической литературы, исторических источников и современных информационных технологий. Студент должен выработать навыки конспектирования лекций и исторических источников в своей рабочей тетради по отечественной истории; вести глоссарий (словарь непонятных слов и выражений по тематике дисциплины с их толкованием). Условия освоениялекционного курса в сложившейся практике элементарны. Нужно не пропускать лекций, иметь навыки конспектирования и как можно более подробно лекции записать. До лекции желательно прочесть материал данной темы по учебнику. В течение трех дней после нее – тщательно вычитать конспект, вставить пропущенные фрагменты, восстановить или удалить непонятные места. Пропущенные лекции восстановить по учебной литературе и конспектам хорошо успевающих однокурсников. Получаемую в дальнейшем дополнительную информацию вставлять на поля или, с соответствующей отметкой на полях, в конец тетради. Перед сдачей зачетов и экзаменов, тестированием следует обязательно полностью прочитать все имеющиеся записи. Самостоятельная работа студентов предусматривает более глубокое изучение и усвоение материала курса, формирование навыков исследовательской работы путем: - конспектирования первоисточников и другой учебной и научной литературы; - проработки учебного материала (по конспектам лекций учебной и научной литературе) и подготовки докладов на семинарах и практических занятиях, участия в тематических дискуссиях; - поиска и обзора научных публикаций и электронных источников информации, подготовки заключения по обзору; - выполнения контрольных работ, творческих (проектных) заданий; - написания рефератов (эссе); - работы с тестами и вопросами для самопроверки; - участия в студенческих научных конференциях. Самостоятельная работа студента должна носить систематический характер. Результаты самостоятельной работы контролируются преподавателем и учитываются при аттестации студента (на зачете и экзамене). Промежуточный контроль знаний преподавателем может осуществляться проведением тестирования, заслушиванием докладов, проверкой письменных работ, собеседований. Вопросы, изучаемые самостоятельно и выносимые на собеседования(см. 2.1), готовятся по рекомендованной учебной литературе (см. 1.8.1). Желательно завести отдельную тонкую тетрадь и составить, постранично, краткий конспект ответов по каждому из вопросов собеседований. При подготовке к зачету или экзамену наличие такого конспекта сбережет массу времени: в учебник можно будет уже не заглядывать. При подготовке к экзамену в рамках каждой темы курса необходимо выделить основные события, исторические персоналии, поработать с терминами. Желательно составить схему центральных и местных органов управления, запомнить их функции, способ комплектования. Во время изучения периодов системных реформ общественных отношений необходимо выявить причинно-следственные связи исторического процесса, понять, что устарело, как проводились реформы, каковы результаты каждой из них и всего комплекса преобразований. Соотнести замыслы и реальность, подумать, почему результаты часто не совпадали с планами реформаторов. Знать разработчиков проектов и противников преобразований. При изучении вопросов военной истории нужно обратить внимание на причины конфликта, его основные этапы и результаты. Следует также систематически пользоваться словарем персоналий и списком основных понятий и терминов (глоссарием). После изучения каждой темы в порядке самоконтроля нужно проверить, усвоены ли указанные термины, имеется ли представление о названных исторических деятелях и их роли в отечественной истории. Условия работы над рефератом, как уже указывалось, рассматриваются особо.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
СПИСОК УЧЕБНИКОВ, имеющихся в библиотеке ПГПУ (основная литература)
Отечественная история до ХVII века История России. С древнейших времен до конца XVII века: Учеб. пособие для студентов вузов / Отв. ред. А.Н.Сахаров, А.П.Новосельцев. М.: АСТ, 2001. История России с древнейших времен до 1861 года: Учеб. для студентов вузов / Под ред. Н.И.Павленко. 2-е изд., испр. М.: Высш. шк., 2000. Каргалов В.В. и др. История России с древнейших времен до конца 1917 года: Учеб. для студентов. М.: Рус. слово, 1998. Кузьмин А.Г. История России с древнейших времен до 1618 г.: В 2 кн. / Под общ. ред. А.Ф.Киселева. М.: Владос, 2003. XVIII – ХIХ вв. История России. XIX век: В 2 ч.: Учеб. для студ. вузов / Под ред. В.Г.Тюкавкина. М.: Владос, 2001. История России XIX – начала ХХ вв.: Учеб. для ист. фак. ун-тов / Ред. В.А.Федоров. М.: Зерцало, 2000. История России с древнейших времен до 1861 года: Учеб. для студентов вузов / Под ред. Н.И.Павленко. 2-е изд., испр. М.: Высш. шк., 2000. История России. С начала XVIII до конца XIX века: Учеб. пособие для студентов вузов / Отв. ред. А.Н.Сахаров. М.: АСТ, 2001. Каргалов В.В. и др. История России с древнейших времен до конца 1917 года: Учеб. для студентов. М.: Рус. слово, 1998.
ХХ век Боффа Дж. История Советского Союза: В 2 т.: Пер. с итал. М.: Междунар. отноше-ния, 1994. Верт Н. История советского государства. 1900-1996: Пер. с англ. М.: Прогресс-Академия, 1995. История России. ХХ век: Учеб. пособие для студентов вузов / Отв. ред. В.П.Дмитренко. М.: АСТ, 2001. Новейшая история Отечества. ХХ век: Учеб. для вузов: В 2 т. / Под ред. А.Ф.Киселева, Э.М.Щагина. М.: Владос, 1998. Раньковский И.С., Ходяков М.В. История Советской России: Учеб. для вузов. СПб.: Лань, 1999. Советское общество: Возникновение, развитие, исторический финал: В 2 т. / Рос. гос. гуманит. ун-т; Под общ. ред. Ю.Н.Афанасьева. М., 1997. Суслов А.Б. История России (1917-1997). Пермь, 1997.
Общие курсы Данилов А.А. Отечественная история: Учеб. для вузов. М.: Проект, 2003. Зуев М.Н. История России: Учеб. для вузов. М.: Приор, 2000. История России: Учеб. для студентов вузов / Под ред. М.Н.Зуева, А.А.Чернобоева. М.: Высш. шк., 2000. История России: Учеб. пособие для вузов / Ред. А.Ф.Васильев, В.А.Потатауров. 3-е изд., доп. и испр. М.: Акад. Проект, 2005. История России. (Россия в мировой цивилизации) / Под ред. А.А.Радугина. М.: Центр, 1997. История России с древнейших времен до конца ХХ века: Учеб. пособие для студентов вузов / М.М.Горинов, А.А.Горский, А.А.Данилов и др. М.: Дрофа, 2000. История России: Учеб.: Для вузов / А.С.Орлов, В.А.Георгиев и др. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2002. Маркова А.Н. и др. История России: Учеб. пособие для студентов вузов. М.: ЮНИТИ, 2001. Отечественная история: Учеб. пособие для студентов вузов / Ред. В.В.Дегтярева, С.Н.Полторак. М.: Гардарики, 2004. Русская история с древнейших времен до наших дней: Учеб. пособие для студентов вузов / Дворниченко А.Ю. и др. 5-е изд. СПб.; М.: Лань, 2004. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций: Учеб. пособие для студентов вузов. Брянск: Курсив, 1999.
Дополнительная литература
Бердяев Н.А. Судьба России. М.: Мысль, 1990. Вспоминая Великую Отечественную…; К 60-летию Победы над фашизмом // Отечественная история. 2004. №3; 2005. №2. Византия и Русь. М.: Наука, 1989. Гордон Л.А., Клопов Э.В. Что это было?: Размышления о предпосылках и итогах того, что случилось с нами в 30-40-е годы. М.: Политиздат, 1989. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. М.: Мысль, 1993. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М.: Книга, 1991. Зезина Ж.Р. и др. История русской культуры: Учеб.пособие для вузов. М.: Высш. шк., 1990. Историки спорят: Тринадцать бесед / Под общ. ред. В.С.Лельчука. М.: Политиздат, 1989. Исторические портреты // Вопросы истории. 1991 – 2008. № 1 – 12. История Отечества: люди, идеи, решения: Очерки истории Советского государства / Сост. В.А.Козлов. М.: Политиздат, 1991. История политических партий России / Под ред. А.И.Зевелева. М.: Высш. шк., 1994. Карр Э. Русская революция: от Ленина до Сталина, 1917-1929. М.: Интер-Версо, 1990. Ключевский В.О. Курс русской истории (разные издания). Костомаров Н.И. История России в жизнеописаниях ее важнейших деятелей (разные издания). Мир России – Евразия: Антология. М.: Высш. шк., 1995. На пороге кризиса: нарастание застойных явлений в партии и обществе / Под общ. ред. В.В.Журавлева. М.: Политиздат, 1990. Наше Отечество: Опыт политической истории: В 2 ч. М.: Терра, 1991. Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. СПб.: Кристалл-БМЛ, 2000. Политическая история России: Хрестоматия: В 2 т. М.: Аспект-пресс, 1995. Симонов Н.С. Куда идет Россия: Круглый стол // Отечественная история. 1995. №4. Советское общество: Возникновение, развитие, исторический финал: В 2 т. / Рос. гос. гуманит. ун-т; Под общ. ред. Ю.Н.Афанасьева. М., 1997. Соловьев С.М. Чтения и рассказы по истории России. М.: Правда, 1990 (и другие издания). СССР и холодная война / Под ред. В.С.Лельчука, Е.И.Пивовара. М.: Мосгорархив, 1995. Страницы истории Урала: Сб. статей и информ. материалов / Перм. гос. пед ун-т. Пермь, 1993-2008. Вып. 1-4. Урок дает история. М.: Политиздат, 1989. Хоскинг Дж. Россия и русские: В 2 кн.: Пер. с англ. М.: АСТ, 2003. Хрестоматия по отечественной истории (1946-1995) / Под ред. А.Ф.Киселева, Э.М.Щагина. М.: Владос, 1996.
Информационное обеспечение
https://rushistory.stsland.ru/ - Российская историЯ. История России с древнейших времен до наших дней. https://lichm.narod.ru/index.html - История России. Теории изучения. https://www.magister.msk.ru/library/history/ - История России с древнейших времен. https://www.alleng.ru/edu/hist3.htm - История России. https://www.history.ru/ - История России. https://ru.wikipedia.org/wiki/ - История России – Википедия. https://www.rusempire.ru/ - Российская Империя. https://history.atomlink.ru/data/start.htm - История России. ИДДК. Большая энциклопедия России. Правители России. Россия: Хорошая погода; БИЗНЕССОФТ, 2008. ИДДК. Большая энциклопедия России. Искусство России. Россия: Хорошая погода; БИЗНЕССОФТ, 2007. ИДДК. Большая русская биографическая энциклопедия России. Россия: БИЗНЕССОФТ, 2007. ИДДК. История России. 5-8 класс. Россия: Арендаренко А.В.; БИЗНЕССОФТ, 2006. (Для повторения школьного курса).
|