![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Часть II. Государственное регулирование здравоохранения и медицинской деятельности как функция государства
«Здравоохранение – система социально-экономических и медицинских мероприятий, цель которых сохранить и повысить уровень здоровья каждого отдельного человека и населения в целом» [7, с. 83]. Здравоохранение, являясь сложной социально-экономической системой, призвано обеспечивать реализацию важного социального принципа – сохранение и улучшение здоровья граждан, оказание им высококвалифицированной лечебно-профилактической помощи. «Медицинская помощь – это комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных мероприятий, направленных на диагностику, профилактику, лечение заболеваний человека, предотвращение нежелательной беременности, осуществляемых специально подготовленным для этих целей лицом (врач, фельдшер, медицинская сестра и др.)» [9, с. 25]. Субъекты (лица), осуществляющие медицинскую (фармацевтическую) деятельность: 1. Врачи – лица, окончившие высшие медицинские учебные заведения, получившие диплом государственного образца по соответствующим специальностям и допущенные к профессиональной деятельности в установленном порядке. 2. Студенты высших и средних медицинских учебных заведений допущенные к профессиональной деятельности в установленном порядке. 3. Лица, имеющие незаконченное высшее медицинское образование допущенные к профессиональной деятельности в установленном порядке. 4. Средний медицинский персонал – лица, окончившие медицинские средние специальные учебные заведения и получившие диплом фельдшера или медсестры и допущенные к профессиональной деятельности в установленном порядке. 5. Лица, получившие медицинскую подготовку в иностранных государствах в порядке, устанавливаемом федеральным законодательством. 6. Граждане РФ, получившие диплом целителя в установленном федеральным законодательством порядке. Отношения между медицинскими работниками (медицинскими организациями) и больными (пациентами, клиентами) имеют нравственно-этические начала, однако регулируются посредством права. Предпосылки государственного регулирования здравоохранения как отрасли и медицинской деятельности определены ст. 2 Конституции Российской Федерации. Конституция провозгласила приоритет личности: человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства [1]. Государственное регулирование отдельных направлений (например, экономики здравоохранения, медицинской деятельности, занятости населения и т. п.) – это одна из функций государственного управления здравоохранением, направленная на обеспечение общих правил поведения (деятельности) субъектов правоотношений. Основными направлениями государственного регулирования здравоохранения и вмешательства в медицинскую деятельность являются: - установление порядка «входа» субъектов правоотношений на рынок медицинских услуг, функционирования на данном рынке и «выхода» с него; - правовое и административное обеспечение качества товаров, работ и услуг путем лицензирования, стандартизации, сертификации субъектов и аттестации специалистов; регулирование цен на соответствующие товары, и т.д. Непосредственное руководство здравоохранением в Российской Федерации как отраслью осуществляет Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации (далее Минздравсоцразвития России), являющееся федеральным административным ведомством. Оно проводит государственную политику и осуществляет управление, регулирование и контроль в области охраны здоровья, координирует деятельность других федеральных органов исполнительной власти в этой сфере. Минздравсоцразвития России выполняет регулятивно-управленческие функции по следующим направлениям: · медико-социальная помощь; · лекарственная помощь отдельным категориям граждан; · санитарно-эпидемиологические мероприятия; · координация деятельности различных государственных, муниципальных органов, общественных организаций, учреждений, организаций и физических лиц по охране здоровья граждан (профилактические мероприятия, образовательные программы и др.) Как справедливо отметил Г.А. Лобанов «когда в обществе накапливается определенный объем новых связей (отношений), не урегулированных правилами, происходит социальный взрыв – общество создает новое право, соответствующее новым отношениям» [8]. Одним из элементов, обеспечивающим правовое регулирование общественных отношений по охране здоровья граждан и медицинской помощи, является медицинское право, которое стало активно развиватьсяначиная с конца XX века (существуют и др. отрасли права: конституционное, гражданское, административное, уголовное, семейное, уголовно-процессуальное, гражданское и др.). «Медицинское право – это система правовых норм, регулирующих отношения, возникающие по поводу охраны здоровья граждан, в процессе построения, функционирования и развития сферы здравоохранения, в том числе в процессе регулирования медицинской деятельности» [9, с. 42]. Медицинское право играет главную роль в регулировании здравоохранительных и других, тесно связанных с ним отношений. К здравоохранительным относятся общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации прав граждан на охрану здоровья. «Предметом медицинского права являются общественные отношения, возникающие в процессе функционирования органов и учреждений здравоохранения по поводу выполнения возложенных на них государством и обществом задач» [9, с. 42]. Основными принципами медицинского права, получившими законодательное закрепление (нормы-принципы), являются: · соблюдение прав человека в области охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; · приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан; · доступность медико-социальной помощи; · социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; · ответственность органов государственной власти и управления, предприятий и учреждений, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья.
|