Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Капо—Гебо
12. «Появление дарителя»: некое волшебное существо. испытывает героя. Это первый контакт героя с неизвестной прежде реальностью1. 13. «Реакция героя»: взаимодействие или отказ от него («Ты б меня сперва накормила, напоила...»), некая услуга. Гебо—Вуньо 14. «Получение волшебного средства»: в этот момент, Второй атт в схеме Проппа практически не прочитывается, скорее это повторение тем первого атта. Так, мы видим последовательно и вновь Райдо—Кано 15. «Пространственное перемещение в иное царство»: Туре—Ансуз 16. «Герой и вредитель вступают в непосредственную 1 Небывалое расширение опыта и проявления себя в новом мире — это Кано. Галина Беднеико. Школа рун 17. «Клеймение»: часто героя метят во время поедин Вуньо 18. «Победа»: вредитель терпит поражение, герой тор И так далее... ДЖ. КЕМПБЕЛЛ Джозеф Кемпбелл, известный мифолог XX века, выявляет общий сюжет в мифологической истории героя2 и видит в этом психологическую основу — этапы развития личности3. Он выделяет три стадии пути героя: Исход (Сепарация); Инициация (Трансформация) и Возвращение (Возрождение). 1-й атт. «Исход» Фе N «Состояние удовлетворенности и безмятежности». Как отдельный этап его не учитывают ни Пропп, ни Кемпбелл, но это исходная точка покоя, истинное начало Пути. Уруз «Призыв к путешествию». В данной системе автор описывает этот шаг так: «...судьба уже призвала героя и 1 Вспомним тут и Гарри Поттера, чья метка (шрам) предопреде 2 Кемпбелл Дж. Герой с тысячью лицами / Пер. К. Семенова. 3 Кстати, цикл «Звездные войны» сознательно был построен на Индивидуальная практика 135 сместила его духовный центр тяжести от огороженного участка его общества в неизведанную область. Это роковая область, таящая как сокровища, так и опасности... Герой может двигаться навстречу этому приключению по собственной воле, как это случилось с Тезеем, который вернулся в город своего отца, Афины, и услышал страшный рассказ о Минотавре... Путешествие может начинаться с простой оплошности, как это случилось с принцессой из волшебной сказки, но герой может и всего лишь случайно проходить мимо какого-либо явления, которое внезапно привлекает его досужий взгляд и увлекает прочь от проторенных людьми троп»1. «Отказ от призыва», важный этап этой системы, соотносится со значением перевернутого положения руны Уруз. Туре Значение руны Туре — «противник, препятствие» — у Кемпбелла проявляется как «Пересечение первого порога»: «...герой движется в своем путешествии вперед, пока не приходит к «стражу порога», стоящему у входа в область приумноженной силы. Такие хранители располагаются у пределов мира во всех четырех направлениях — а также вверху и внизу — и обозначают рамки текущей сферы героя, или его жизненные горизонты. За ними — тьма, неизвестность и опасность, точно так же, как за пределами родительского покровительства кроются угрозы для ребенка, а вне общества — опасности для члена племени. Обычный человек не просто довольствуется тем, что остается в предписанных рамках, — он гордится этим, а распространенные убеждения предоставляют ему множество оснований для страха первого шага в неизведанное»2. 1 Кемпбелл Дж. Герой с тысячью лицами / Пер. К. Семенова. 2 Там же. 136 Галина Бедненко. Школа рун «Пересечение первого порога» у этого автора идет следом за «Сверхъестественной помощью», которая соответствует в Старшем Футарке руне Ансуз, но мы в своем изложении следуем именно руническому порядку. Ансуз «Волшебный помощник» предназначен «для тех, кто не отверг призыва». «Старушка-помощница и крестная-волшебница — знакомые персонажи европейских волшебных сказок; в христианских легендах эту роль обычно исполняет Дева Мария. Заступничество Девы Марии может помочь добиться милости Отца... Такой образ воплощает в себе милостивую, охраняющую силу судьбы. Эта фантазия представляет собой уверение — обещание того, что покой Рая, который был познан изначально в материнской утробе, не будет потерян; что он поддерживает настоящее и участвует как в будущем, так и в прошлом (является и омегой, и альфой); что, хотя всемогущество может казаться подвергающимся опасности при пересечениях порога и пробуждениях жизни, охраняющая сила всегда и навечно присутствует в святилище сердца и может скрываться даже внутри или позади незнакомых проявлений мира» '. Райдо Путешествие продолжается, и это очевидно, хотя как отдельный этап автором оно уже не упоминается. Кано - Руна Кано связана с расширением опыта, познанием сверхъестественности мира. У Кемпбелла это отчасти мо- ' Кемпбедл Дж. Герой с тысячью лицами / Пер. К. Семенова. Киев: София, 1997. С. 58^59. Индивидуальная практина 137 жет соответствовать «Чреву Кита», переходу в сферу перерождения. Но в целом экспансивное проявление руны скорее противоречит «поглощенности» Героя у рассматриваемого автора. Гебо Кемпбелл не разделяет волшебных помощников сенек-сного (старческого) типа и мистических брачных партнеров в начальной стадии пути Героя. Потому его «волшебная помощь» соотносится и с руной Ансуз, и с руной Гебо. Но мы выделяем встречу с любовным или брачным мистическим партнером в истории именно как явление руны Гебо. Вуньо Автор не выделяет отдельного этапа «наделение волшебной помощью» вне изначальных благодеяний сверхъестественных помощников. В то время как появление принципа руны Вуньо обычно знаменует промежуточную победу Героя после его испытаний руной Кано и мистической встречи по руне Гебо. 2-й атт. «Инициация»
|