Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Капо—Гебо






12. «Появление дарителя»: некое волшебное существо. испытывает героя. Это первый контакт героя с неизвест­ной прежде реальностью1.

13. «Реакция героя»: взаимодействие или отказ от него («Ты б меня сперва накормила, напоила...»), некая услуга.

Гебо—Вуньо

14. «Получение волшебного средства»: в этот момент,
после успешного прохождения предыдущего испытания,
волшебные персонажи предлагают помощь герою.

Второй атт в схеме Проппа практически не прочиты­вается, скорее это повторение тем первого атта. Так, мы видим последовательно и вновь

Райдо—Кано

15. «Пространственное перемещение в иное царство»:
переход к месту нахождения предмета поиска. Герой
может препровождаться или даже внезапно переносить­
ся в некое иное и чудесное место.

Туре—Ансуз

16. «Герой и вредитель вступают в непосредственную
борьбу»: поединок может быть реальным или символи­
ческим (как, например, выполнение заданий).

1 Небывалое расширение опыта и проявления себя в новом мире — это Кано.



Галина Беднеико. Школа рун


17. «Клеймение»: часто героя метят во время поедин­
ка. Здесь метка является отражением факта выполнения
задания, а также избранности1.

Вуньо

18. «Победа»: вредитель терпит поражение, герой тор­
жествует.

И так далее...

ДЖ. КЕМПБЕЛЛ

Джозеф Кемпбелл, известный мифолог XX века, вы­являет общий сюжет в мифологической истории героя2 и видит в этом психологическую основу — этапы развития личности3. Он выделяет три стадии пути ге­роя: Исход (Сепарация); Инициация (Трансформация) и Возвращение (Возрождение).

1-й атт. «Исход» Фе

N

«Состояние удовлетворенности и безмятежности». Как отдельный этап его не учитывают ни Пропп, ни Кемп­белл, но это исходная точка покоя, истинное начало Пути.

Уруз

«Призыв к путешествию». В данной системе автор описывает этот шаг так: «...судьба уже призвала героя и

1 Вспомним тут и Гарри Поттера, чья метка (шрам) предопреде­
ляет его роль героя.

2 Кемпбелл Дж. Герой с тысячью лицами / Пер. К. Семенова.
Киев: София, 1997. 336 с.

3 Кстати, цикл «Звездные войны» сознательно был построен на
системе Дж. Кемпбелла.


Индивидуальная практика 135

сместила его духовный центр тяжести от огороженного участка его общества в неизведанную область. Это ро­ковая область, таящая как сокровища, так и опасности... Герой может двигаться навстречу этому приключению по собственной воле, как это случилось с Тезеем, кото­рый вернулся в город своего отца, Афины, и услышал страшный рассказ о Минотавре... Путешествие может начинаться с простой оплошности, как это случилось с принцессой из волшебной сказки, но герой может и всего лишь случайно проходить мимо какого-либо явле­ния, которое внезапно привлекает его досужий взгляд и увлекает прочь от проторенных людьми троп»1.

«Отказ от призыва», важный этап этой системы, со­относится со значением перевернутого положения руны Уруз.

Туре

Значение руны Туре — «противник, препятствие» — у Кемпбелла проявляется как «Пересечение первого порога»: «...герой движется в своем путешествии вперед, пока не приходит к «стражу порога», стоящему у входа в область приумноженной силы. Такие хранители рас­полагаются у пределов мира во всех четырех направле­ниях — а также вверху и внизу — и обозначают рамки текущей сферы героя, или его жизненные горизонты. За ними — тьма, неизвестность и опасность, точно так же, как за пределами родительского покровительства кроют­ся угрозы для ребенка, а вне общества — опасности для члена племени. Обычный человек не просто довольст­вуется тем, что остается в предписанных рамках, — он гордится этим, а распространенные убеждения предос­тавляют ему множество оснований для страха первого шага в неизведанное»2.

1 Кемпбелл Дж. Герой с тысячью лицами / Пер. К. Семенова.
Киев: София, 1997. С. 50.

2 Там же.


136 Галина Бедненко. Школа рун

«Пересечение первого порога» у этого автора идет сле­дом за «Сверхъестественной помощью», которая соот­ветствует в Старшем Футарке руне Ансуз, но мы в своем изложении следуем именно руническому порядку.

Ансуз

«Волшебный помощник» предназначен «для тех, кто не отверг призыва». «Старушка-помощница и крестная-волшебница — знакомые персонажи европейских вол­шебных сказок; в христианских легендах эту роль обыч­но исполняет Дева Мария. Заступничество Девы Марии может помочь добиться милости Отца... Такой образ воплощает в себе милостивую, охраняющую силу судь­бы. Эта фантазия представляет собой уверение — обе­щание того, что покой Рая, который был познан изна­чально в материнской утробе, не будет потерян; что он поддерживает настоящее и участвует как в будущем, так и в прошлом (является и омегой, и альфой); что, хотя всемогущество может казаться подвергающимся опасно­сти при пересечениях порога и пробуждениях жизни, охраняющая сила всегда и навечно присутствует в свя­тилище сердца и может скрываться даже внутри или позади незнакомых проявлений мира» '.

Райдо

Путешествие продолжается, и это очевидно, хотя как отдельный этап автором оно уже не упоминается.

Кано

-

Руна Кано связана с расширением опыта, познанием сверхъестественности мира. У Кемпбелла это отчасти мо-

' Кемпбедл Дж. Герой с тысячью лицами / Пер. К. Семенова. Киев: София, 1997. С. 58^59.


Индивидуальная практина 137

жет соответствовать «Чреву Кита», переходу в сферу пере­рождения. Но в целом экспансивное проявление руны скорее противоречит «поглощенности» Героя у рассмат­риваемого автора.

Гебо

Кемпбелл не разделяет волшебных помощников сенек-сного (старческого) типа и мистических брачных парт­неров в начальной стадии пути Героя. Потому его «вол­шебная помощь» соотносится и с руной Ансуз, и с руной Гебо. Но мы выделяем встречу с любовным или брачным мистическим партнером в истории именно как явление руны Гебо.

Вуньо

Автор не выделяет отдельного этапа «наделение волшебной помощью» вне изначальных благодеяний сверхъестественных помощников. В то время как появле­ние принципа руны Вуньо обычно знаменует промежу­точную победу Героя после его испытаний руной Кано и мистической встречи по руне Гебо.

2-й атт. «Инициация»


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал