Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Характерные черты веристского направления






В операх «Сельская честь» и «Паяцы» определились характерные черты веристского направления:

· отход от героико-романтической традиции, обращение к современным сюжетам, связанным, как правило, с темами любви и ревности;

· подчеркнуто обыденная, прозаическая обстановка места действия;

· применение прозаического текста вместо стихотворного;

· быстрая смена событий, предвосхищающая «кадровый» монтаж кино;

· эффектность театральных ситуаций. Развитое чувство сцены – одна из сильных сторон творчества веристов. Они умели «заинтересовать, поразить и растрогать» слушателя (качества, которые Пуччини назвал тремя основными законами театра);

· акцент на психологических переживаниях героев, картинах повседневного быта;

· некоторая аффектация человеческих эмоций, напряжённость кульминационных сцен;

· демократичность музыкального языка, непосредственно связанного с народными жанрами;

· повышенно экспрессивный вокальный стиль, получивший свое высшее выражение в «ариях крика» (ариозо Канио «Смейся, паяц» [4]);

· обогащение речитативно-декламационной сферы;

· использование симфонического развития.

Веристская опера оказалась недолговечной. Очень скоро обнаружилась эстетическая ограниченность этого творческого направления. К его недостаткам следует отнести и злоупотребление бьющими по нервам эффектами, и преувеличенные, «взвинченные» эмоции, и назойливые штампы, кочующие из оперы в оперу. Единственным композитором, сумевшим преодолеть ограниченность веристского направления, был Джакомо Пуччини. Целый ряд его опер относят к высшим достижениям итальянского оперного веризма. Среди них «Манон Леско» (1893), «Богема» (1896), «Тоска» (1900), «Мадам Баттерфляй» (1904). Вместе с тем, далеко не всё в этих сочинениях отвечает эстетическим нормам веристского театра. Строго говоря, только «Плащ» из цикла «Триптих» (1916) пол­ностью соответствует канону веристской драмы, как с сюжетной, так и с музыкальной стороны.

[1] от итальянского vero – истинный, правдивый.

[2] Представители натурализма (от лат. natura – природа, naturalis – природный, естественный) стремились к «объективной летописи» жизни, к строго объективному изображению человеческих характеров и жизненных явлений. При этом они сознательно отстранялись от выражения субъективной художественной оценки происходящего, уподобляя свой метод научному исследованию. Среди главных представителей натуралистической литературы – французские писатели Эмиль Золя, братья Э. и Ж. Гонкур, Гауптман.

[3] Свои оперы Леонкавалло писал на собственные либретто (не без влияния Вагнера). Кроме «Паяцев», известность получила «Богема», несколько поблекшая на фоне одноименного шедевра Пуччини, а также сентиментальная комедия «Заза».

[4] Смейся, паяц! И всех ты потешай! Ты шуткой должен скрыть рыдания и слезы; Смейся, паяц, над разбитой любовью, Смейся же, смейся над горем своим!

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал