Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Россия и Совет Европы.
Российская Федерация вступила в Совет Европы 28 февраля 1996 года, а 30 марта 1998 года ей была ратифицирована Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод. Тем самым Россия подтвердила свою приверженность идеалам и принципам гуманизма и демократии, а также готовность скорректировать целый ряд законодательных актов, противоречащих положениям Конвенции. Присоединяясь к СЕ, Россия заверила организацию в том, что она готова привести своё законодательство и политическую систему в соответствие с европейскими нормами. Вторая чеченская война могла привести к исключению России из СЕ, однако санкции ограничились лишь лишением слова её делегации в Парламентской ассамблее Совета Европы (ПАСЕ) в 2000 г. С момента присоединения к СЕ Россия подвергалась критике со стороны стран-участниц за ущемления прав человека, войну в Чечне, сворачивание демократических свобод и притеснение СМИ. В частности, в одной из своих резолюций ПАСЕ усмотрела в деле ЮКОСа «соображения, которые связаны со стремлением ослабить смелого политического оппонента». ПАСЕ настаивает на скорейшей отмене Россией смертной казни, указывая, что это единственный член этой организации, который не выполнил это обязательство. Россия входит в число пяти крупнейших спонсоров организации, хотя российскими представителями периодически поднимается вопрос о сокращении её взноса в бюджет СЕ. Россия ратифицировала более 50 конвенций СЕ по различным вопросам (права человека, правовое сотрудничество, борьба с терроризмом и преступностью, культурные, социальные проблемы). Российские жители активно пользуются возможностью обращаться с жалобами в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ): по состоянию на конец 2010 года Судом приняты решения по существу по 1079 российским делам, в более чем 1019 из которых было установлено нарушение хотя бы одной из статей ЕКПЧ или её протоколов.[3] В рамках исполнения предписываемых Судом так называемых «мер общего характера» в российское законодательство и административную практику вносятся существенные изменения. Так, под влиянием ЕСПЧ заметные перемены произошли в российской уголовно-исполнительной системе, в настоящее время[уточнить] идёт работа по реформированию некоторых аспектов судопроизводства, исполнения решений судов. Совет Европы оказывает содействие России в рамках «программ сотрудничества», частично финансируемых Европейским союзом. Российские представители активно участвуют в работе Парламентской ассамблеи СЕ и Конгресса местных и региональных властей Европы. Главой российской делегации в ПАСЕ является председатель Комитета Государственной Думы по международным делам Константин Косачев, в КМРВЕ — первый заместитель Председателя Совета Федерации Светлана Орлова. Председатель Комитета Совета Федерации по международным делам Михаил Маргелов возглавляет в ПАСЕ политическую группу (фракцию) Европейских Демократов. При штаб-квартире СЕ в Страсбурге действует Постоянное представительство Российской Федерации во главе с Постоянным представителем Александром Алексеевым. Российский судья в ЕСПЧ — Анатолий Ковлер. Интересы российских властей при рассмотрении Судом дел представляет Уполномоченный РФ при ЕСПЧ Георгий Матюшкин. В секретариате СЕ россиянин Александр Владыченко занимает должность Генерального директора по социальной сплочённости. Советский период В период холодной войны Совет Европы фактически объединял все европейские страны, не входившие в социалистический блок, кроме средиземноморских авторитарных режимов Испании, Португалии и Греции (до их крушения). Решения СЕ и, главным образом, его Парламентской ассамблеи (ПАСЕ) в эти годы выражали позицию западноевропейского сообщества на те или иные проблемы и события, связанные с СССР. Так, регулярно на повестке дня ПАСЕ находились вопросы, касающиеся нарушений прав человека в СССР, особенно свободы слова и вероисповедания, положения советских евреев и немцев, прибалтийских народов, а также преследования правозащитников. ПАСЕ принимала резолюции по ряду событий, имевших значительный международный резонанс, — венгерские события 1956 года, ввод войск Варшавского договора в Чехословакию в 1968 г., ввод советских войск в Афганистан, взрыв на Чернобыльской АЭС. Кроме того, ПАСЕ периодически принимала документы общеполитического характера по отношениям между Западом и Востоком. Отношения между СЕ и СССР стали постепенно улучшаться в период перестройки. В 1989 году штаб-квартиру СЕ в Страсбурге посетил Михаил Горбачёв. В своём выступлении перед ПАСЕ он провозгласил лозунг «Европа — наш общий дом», что стало первым шагом на пути вступления России в СЕ. В 1990—1991 гг. СССР присоединился к ряду конвенций СЕ.[4] Документы ПАСЕ этого периода концентрируются на экономических реформах в СССР и других восточноевропейских странах. Постепенно формируется благожелательная атмосфера, принёсшая в итоге вступление в СЕ стран бывшегосоцлагеря (1992—1993), а затем и бывших советских республик. Путь России к вступлению в СЕ 14 января 1992 года российскому парламенту был предоставлен статус особого гостя в ПАСЕ. 7 мая того же года Россия подала заявку на вступление в СЕ.[5] Россия вступила в Совет Европы 28 февраля 1996 года. Это был период подготовки к президентским выборам, и вступление в СЕ рассматривалось руководством страны как международное признание правильности проводимого курса. При вступлении Парламентская ассамблея СЕ сформулировала перед Россией ряд обязательств.[5] Главным образом они касались ратификации европейских конвенций, приведения законодательства в соответствие с европейскими стандартами и политических взаимоотношений с соседними странами. Россия при вступлении в СЕ обязалась: ратифицировать ЕКПЧ и основные протоколы к ней (выполнено); ратифицировать Протокол № 6 об отмене смертной казни в мирное время (не выполнено); ратифицировать Европейскую конвенцию о предупреждении пыток, Рамочную конвенцию о защите национальных меньшинств, Европейскую хартию местного самоуправления (выполнено), Европейскую хартию региональных языков и языков меньшинств (только подписана), изучить вопрос о ратификации Европейской социальной хартии (выполнено); ратифицировать конвенции о выдаче, взаимной правовой помощи по уголовным делам, об отмывании преступных доходов, о передаче осуждённых (выполнено); ратифицировать Генеральное соглашение о привилегиях и иммунитетах СЕ (выполнено); разрешать международные споры исключительно мирными средствами; урегулировать остающиеся нерешёнными вопросы границ на основе международного права (сохраняется проблема с пограничным договором с Эстонией); вывести войска из Молдавии (российские власти считают, что полное выполнение этого обязательства будет зависеть от хода переговоров по Приднестровью, сейчас там остался незначительный контингент — несколько сотен человек); выполнить обязательства по Договору об обычных вооружённых силах в Европе (ДОВСЕ); отказаться от выделения среди зарубежных стран зоны особого влияния под названием «Ближнее зарубежье»; урегулировать проблему возврата культурных ценностей в другие европейские страны; без промедления вернуть собственность религиозных организаций; быстро разрешить все проблемы, связанные с собственностью других государств, в особенности с иностранными архивами, вывезенными в СССР в 1945 г.; снять ограничения на зарубежные поездки лиц, обладающих государственными секретами; обеспечить, чтобы применение Конвенции СНГ о правах человека не влияло на применение Европейской конвенции о правах человека (на 2010 год Конвенция СНГ вступила в силу, но комиссия, которая должна обеспечивать её выполнение, не действует); привести законодательство о ФСБ в соответствие с европейскими стандартами и, в частности, лишить ФСБ права иметь собственные следственные изоляторы (последний пункт выполнен); принять закон об альтернативной гражданской службе (принят); снизить и по возможности искоренить дедовщину в Вооружённых силах; продолжать правовую реформу с целью приведения законодательства в соответствие с европейскими стандартами; сотрудничать с другими странами в деле предотвращения или снижения вреда от экологических и технологических бедствий; полноценно сотрудничать с СЕ в деле мониторинга выполнения этих обязательств; строго соблюдать положения международного гуманитарного права, в том числе применительно к вооружённым конфликтам на своей территории; добросовестно сотрудничать с международными гуманитарными организациями и предоставить им возможность работать на территории России. На церемонии вступления Россию представлял министр иностранных дел Евгений Примаков. В тот же день он сдал на хранение грамоту о ратификации Устава Совета Европы и поставил свою подпись под основополагающими конвенциями, включая ЕКПЧ. 5 мая 1998 г. сдана грамота о ратификации Россией ЕКПЧ и ряда протоколов к ней. В тот же день Конвенция вступила в силу для России. 4 ноября ПАСЕ приняла резолюцию о конфликте в Чечне.[8] Европейская комиссия по борьбе с расизмом и нетерпимостью приняла первый периодический доклад по России.[9] В декабре 1999 г. Россия сдала грамоты о ратификации основных конвенций СЕ в области уголовного права — о выдаче и о взаимной правовой помощи. В январе и апреле ПАСЕ приняла две рекомендации по конфликту в Чечне.[10][11] Ассамблея в январе также не подтвердила полномочия российской делегации.[12] В январе были полностью восстановлены полномочия российской делегации в ПАСЕ.[13] В марте Комиссар СЕ по правам человека совершил визит в Россию, в частности, в Чечню, о котором представил доклад.[14] В июле Европейский комитет по предотвращению пыток сделал публичное заявление согласно статье 10 ЕКПП (третье в своей истории) по Чечне.[15] Европейская комиссия по борьбе с расизмом и нетерпимостью приняла второй периодический доклад по России.[16] Вынесены первые решения ЕСПЧ по жалобам против России — по делам Бурдова[17] и Калашникова. В мае Комиссар СЕ по правам человека представил свои рекомендации в связи с т. н. «зачистками» в Чечне.[18] Консультативный комитет по выполнению РКЗНМ сформулировал своё мнение по первому периодическому докладу России[19] Доклад ПАСЕ о выполнении Россией своих обязательств В апреле Парламентской ассамблеей СЕ принят очередной доклад по выполнению Россией своих обязательств, принятых при вступлении в СЕ. В докладе отмечен достигнутый прогресс в следующих областях: ратификация ряда конвенций СЕ реформа правовой системы передача пенитенциарных учреждений в ведение Минюста принятие закона об Уполномоченном по правам человека в России. Вместе с тем выявлены следующие проблемы: продолжающееся насилие в Чечне призыв Госдумы о восстановлении смертной казни отсутствие ратификации Европейской хартии региональных языков и языков меньшинств недостаточно активная реализация правовой реформы необходимость реформирования прокуратуры отсутствие прогресса в вопросе борьбы с дедовщиной в армии отсутствие закона об альтернативной гражданской службе сохранение за ФСБ следственных полномочий недостаточные успехи в улучшении условий содержания заключённых, случаи пыток тенденция к ограничению свободы СМИ незавершённость процесса отмены прописки стремление властей Краснодарского края выселить турок-месхетинцев — беженцев из Грузии проблемы с функционированием в России организаций «Свидетелей Иеговы» и «Армии спасения» продолжающееся военное присутствие в Молдавии нерешённость вопроса с дипломатической собственностью прибалтийских республик, а также с культурными ценностями, вывезенными в СССР после Второй мировой войны. По итогам рассмотрения доклада решено продолжить мониторинг ситуации в России.[20] В январе ПАСЕ приняла резолюцию об оценке перспектив политического решения конфликта в Чечне[21], в апреле — о состоянии прав человека в Чечне.[22] В феврале Комиссар СЕ по правам человека нанёс визит в РФ, в том числе в Чечню и Ингушетию, о котором в марте представил доклад.[23] В июле Европейский комитет по предотвращению пыток сделал публичное заявление согласно статье 10 ЕКПП по Чечне.[24] В октябре Европейский суд по правам человека принял решение в пользу заявителя по делу Сливенко против Латвии, в котором участвовала и Россия, впервые выступив как третья сторона в защиту своей гражданки.[25] В ноябре ПАСЕ приняла резолюцию о приговоре по делу Г. Пасько.[26] В мае Конгресс СЕ принял резолюцию и рекомендацию по местной и региональной демократии в России.[27] В июле и сентябре Комиссар СЕ по правам человека нанёс визиты в Pоссию, по итогам которых в 2005 году представил доклад.[28] В октябре ПАСЕ приняла резолюцию по правам человека в Чечне[29]. Новая делегация в ПАСЕ После выборов в Государственную Думу была сформирована новая делегация России в ПАСЕ. Её возглавил Константин Косачёв. Решение ЕСПЧ по делу Илашку В июле 2004 г. ЕСПЧ вынес решение по делу «Илашку и другие против Молдавии и России».[30] ИлиеИлашку и трое его соратников участвовали в войне в Приднестровье на стороне Молдавского народного фронта и были осуждены приднестровским судом к длительным срокам заключения за убийства и совершение террористических актов. Согласно решению ЕСПЧ, ввиду того, что власти Приднестровья не признаны международным сообществом, его судебные органы не могут считаться беспристрастными и законными. Таким образом, в отношении Илашку было констатировано нарушение права на справедливое судебное разбирательство. Суд посчитал Молдавию и Россию ответственными за это нарушение (Молдавию — как государство, на чьей территории произошло нарушение, Россию — как государство, контролирующее, по мнению Суда, приднестровский режим) и обязал их выплатить заявителям рекордные компенсации (несколько сотен тысяч евро) и принять все меры к их немедленному освобождению. По мнению российских властей, это решение ЕСПЧ является политическим, [31] а с юридической точки зрения не выдерживает критики: Суд проигнорировал то, что нарушения имели место задолго до вступления ЕКПЧ в силу для России, что они совершены на иностранной территории и что сегодня Россия также не осуществляет юрисдикцию в Приднестровье. Ввиду этого Россия, выплатив компенсацию, считает, что выполнила решение ЕСПЧ и что освобождение двух остающихся в заключении членов «группы Илашку» — не в её компетенции. 26 января ПАСЕ приняла резолюцию по делу ЮКОСа. Доклад и резолюция о выполнении Россией своих обязательств В июне 2005 г. — впервые с апреля 2002 г. — ПАСЕ обсудила доклад о соблюдении Россией своих обязательств перед Советом Европы и приняла соответствующую резолюцию[34]. В докладе о соблюдении Россией своих обязательств перед Советом Европы, представленном Дэвидом Аткинсоном (Великобритания) и Рудольфом Биндигом (Германия), утверждается, что Россия пока не является «свободным и демократическим государством», поскольку в ней не обеспечены независимость судебной системы, самостоятельность СМИ, нет условий для проведения свободных и справедливых выборов. Изменение порядка выборов губернаторов российских регионов в докладе расценивается как нарушение принципов федерализма. При этом становится непонятен статус Совета Федерации, который наполовину формируется губернаторами, назначаемыми президентом. Новый порядок выборов в Госдуму, по мнению докладчика, подрывает перспективы наличия в ней «какой-либо значимой и конкурентоспособной оппозиции» пропрезидентским партиям. Из достижений России в области укрепления верховенства закона и демократии в докладе отмечается принятие нового уголовно-процессуального кодекса и Закона об альтернативной гражданской службе, подписание Конвенции о передаче осуждённых лиц, ратификация пограничного договора с Литвой и подписание договора о границах с Эстонией. В резолюции Россия подвергнута критике за неисполнение обязательств, принятых при вступлении в организацию (в частности, вывод российских войск из Молдавии и Грузии и отмена смертной казни). Резолюция ПАСЕ (носящая рекомендательный характер) также призывает Россию «в том, что касается компенсаций лицам, ранее депортированным из оккупированных прибалтийских государств, и их потомкам решить данный вопрос в кратчайшие сроки» и «провести корректировку некоторых недавних политических, законодательных и административных реформ», которые, по мнению ПАСЕ, нарушают «нормальное функционирование плюралистической демократии, для которого необходимы проведение свободных и справедливых выборов, обеспечение соответствующих прав оппозиции, подотчетность исполнительной власти и независимость средств массовой информации». В то же время Россию призвали «обуславливать любую политическую или финансовую помощь правительству Белоруссии соблюдением прав человека и гражданских свобод народа Белоруссии». ПАСЕ призвала к скорейшему подписанию и ратификации пограничного договора с Латвией, быстрому разрешению вопросов, связанных с возвратом культурных ценностей и иного имущества, которого требует ряд государств-членов Совета Европы, упрощению порядка доступа к архивам, находящимся в России. Глава российской делегации на сессии ПАСЕ, председатель комитета Госдумы по международным делам Константин Косачёв сказал, что «Выход из организации, которая занимается вопросами развития демократии, был бы поражением для России»[38], но отметил, что Ассамблея поддержала ряд поправок, которые остаются для российской стороны «абсолютно неприемлемыми» и заявил: «Я считаю, наши взносы в Совет Европы являются излишними».[39] Третий саммит Совета Европы В мае 2005 г. министр иностранных дел России Сергей Лавров принял участие в Третьем саммите СЕ в Варшаве (из крупнейших стран лишь Германия, Турция, Украина и Польша были представлены на уровне глав государств или правительств[40]). На саммите была открыта к подписанию Конвенция о предупреждении терроризма, разработанная при ведущей роли России. Консультативный комитет по выполнению РКЗНМ сформулировал своё мнение по второму периодическому докладу РоссииВ феврале Комиссар СЕ по правам человека нанёс визит в Чечню, о котором в марте представил доклад. Европейская комиссия по борьбе с расизмом и нетерпимостью в мае опубликовала третий периодический доклад по России, а в декабре сделала особое заявление по положению лиц грузинского происхождения в РФ.
|