Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Схема психолого-педагогического анализа урока ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
1. Психолого-педагогическая цель урока (формирование умений и навыков учебной деятельности, совершенствование личностных качеств учащихся, развитие их психических функций). 2. Стиль урока. · Соотношение нагрузки на память, внимание, мышление, творчество. · Соотношение введения и усвоения знаний в готовом виде и проблемного обучения. · Соотношение побуждения учащихся к деятельности (положительные комментарии педагога; установки, стимулирующие интерес к познавательному процессу; позитивное оценивание действий и личности школьника, позитивное описывание динамики обучения; смена социальных ролей и др.) и принуждения (мотивирование отметкой, резкие замечания, нотации, негативное сравнение учащихся друг с другом). · Приёмы и способы мотивирования учащихся, используемые на уроке. · Педагогический такт учителя. · Психологический климат в классе (деловой контакт, искренность общения, атмосфера сотрудничества и заинтересованности в совместной познавательной деятельности, авторитарный стиль, заигрывание). 3. Особенности самоорганизации учителя. · Подготовленность к уроку (степень овладения содержанием, структурными компонентами урока, степень осознания психолого-педагогической цели урока и внутренней готовности к ее осуществлению). · Рабочее самочувствие в начале урока и в процессе его осуществления (собранность, настроенность на тему и психолого-педагогическую цель урока, энергичность, настойчивость в осуществлении поставленной цели, оптимистический подход ко всему происходящему на уроке, педагогическая находчивость и др.). 4. Речевая культура учителя (научность, логичность, аргументированность, корректность, эмоциональность, образность, темп речи). 5. Невербальная коммуникация педагога и сопоставление её с вербальной (конгруэнтность и неконгруэнтность поведения). · Выразительность и осознанность жестов и мимики, используемых учителем; соответствие вербальному общению. Частота и качество поддержания визуального контакта с учениками. · Способы организации пространства класса и времени коммуникации. · Ритмико-интонационная сторона речи учителя: высота, громкость голосового тона, тембр голоса, сила ударения. На какой громкости учитель общается с классом, какие интонации доминируют? · Динамические прикосновения. Существует ли на уроке тактильный контакт? Каковы контексты его проявления? 6. Организация познавательной деятельности учащихся. · Как достигались осмысленность, целостность восприятия учениками материала? · Какие использовались установки и в какой форме (убеждение, внушение)? · Как достигались сосредоточенность и устойчивость внимания учащихся, способы перевода произвольного внимания учащихся в послепроизвольное, организация группового и коллективного внимания в течение, при записи домашнего задания. · Какие использовались формы работы для актуализации в памяти учащихся ранее усвоенных знаний, необходимых для понимания нового материала (индивидуальный опрос, собеседование с классом, упражнения на повторение и др.) · Какие виды творческих работ использовались на уроке, и как учитель руководил творческим воображением учащихся (объяснение темы и целей работы, условий ее выполнения, обучение отбору и систематизации материала, а также обработке результатов и оформлению работы). · Закрепление результатов работы (формирование навыков с помощью упражнений). 7. Динамика внимания учащихся на разных этапах урока. · Соотношение видов внимания (непроизвольного, произвольного и послепроизвольного) и их переходы друг в друга на разных этапах урока. · Устойчивость, концентрация, распределение и переключение внимания учащихся. · Рассеянность, отвлечение внимания и их причины (отсутствие интереса к предмету или учению вообще, неумение управлять своим вниманием, неорганизованность, пробелы в знаниях, негативное отношение к учителю или ученикам, состояние утомления, возбуждения, неадекватные действия учителя и др.).
ПРИМЕРНЫЙ ПРОТОКОЛ НАБЛЮДЕНИЯ УРОКА Дата__________________ Урок (предмет)________________________________ Класс ____________________________ Учитель___________________________________________________________ Тип урока (по дидактической задаче)________________________________ Тема_____________________________________________________________
По окончании наблюдений формулируются выводы по следующей схеме: 1. Внимание. · Какие виды внимания были использованы на уроке? · На какой вид внимания опирался учитель на уроке? · Насколько внимательны были ученики на уроке, в чем это проявлялось? · Какие основные способы организации, распределения и переключения внимания использовал учитель? 2. Восприятие · Какие приемы использовал учитель для лучшей организации восприятия на уроке? · На какие виды восприятия ориентировано обучение? 3. Память · Какие виды памяти использовались на уроке (наглядно-образная, словесно-логическая, эмоциональная, произвольная, непроизвольная, логическая, механическая)? · Какие приемы для организации запоминания использовал учитель? 4. Мышление · Как учитель формировал понятия (выделял главные, существенные признаки явлений)? · Какие виды умозаключений использовал учитель (индуктивные, дедуктивные)? · Какие мыслительные операции использовались на уроке: сравнение, анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, конкретизация (описать на основе заданий, предлагаемых ученикам)? · Использовал ли учитель элементы проблемного обучения? · Каким конкретным приемам мыслительной деятельности научились ученики? · Какие приемы организации мыслительной деятельности учеников чаще использовались учителем? Насколько эффективно использовал учитель эти приемы? 5. Коммуникации Наблюдение и описание учебных взаимоотношений разных педагогов с учениками, позиций учащихся с точки зрения их участия в учебной коммуникации. 6. Хронометраж Проанализируйте временную шкалу и сделайте вывод об использовании критического времени на уроке.
Конспекты уроков могут быть оформлены при помощи следующей таблицы. Комментарии желательно оформлять цветной пастой. Дата, класс, учитель, тема, тип урока.
|