Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Франс Халс






(между 1581 и 1585—1666)

Историю голландской живописи XVII в. прекрасно демонстрирует эволюция творчества одного из крупнейших портретистов Голландии Франса Халса

Франс Халс, прославившийся преж­де всего как портретист, был выход­цем из Фландрии: он родился в Ант­верпене в семье ткача. С приходом испанцев его родители, подобно тысячам соотечественников, пере­брались на север и обосновались в Харлеме. Здесь Халс обучался жи­вописи и в 1610 г. получил звание мастера — стал членом гильдии Святого Луки.

В 1612—1615 гг. Халс служил ря­довым в стрелковой роте Святого Георгия, а по окончании службы бывшие командиры предложили ему написать их групповой портрет (1616 г.).

 

В 10—30-х годах Халс много работает в жанре группового портрета. Это в основном изображение стрелковых гильдий — корпораций офицеров для обороны и охраны городов. Бюргеры хотели быть увековеченными на полотне, они вносили определенный взнос за право быть изображенными, и художник обязан был помнить о равном внимании к каждой модели. Но не портретное сходство пленяет нас в этих произведениях Халса. В них выражены идеалы молодой республики, чувства свободы, равноправия, товарищества. Художник запечатлел стрел­ков во время традиционного банке­та. Здесь царит порядок. Офице­ры — солидные мужчины средних лет, затянутые в чёрные мундиры и с яркими шарфами через плечо, — восседают вокруг стола; рядом сто­ят трое молодых знаменосцев и слуга. Старшие чины заняты непри­нуждённой, неторопливой беседой (спешить им некуда, ведь подобные банкеты продолжались по несколь­ку дней), младшие почтительно мол­чат. Характеры всех персонажей — от толстого благодушного капитана до молодцеватого щёголя-знаменосца — переданы Франсом Халсом яр­ко и глубоко. Особенно оживляют композицию приветливые или недо­верчивые взгляды стрелков, обращённые прямо на зрителя.

В 20-х гг. мастер снова выполнил на заказ портреты стрелковых гиль­дий Харлема. По сравнению с геро­ями группового портрета 1616 г. стрелки роты Святого Адриана, изо­бражённые в 1623—1627 гг., держат­ся более раскованно, «без чинов». Особое достоинство этой картины заключается в тонкой гармонии кра­сок. Коричневато-розовый тон стен объединяет всё: глубокие чёрные пятна камзолов и шляп, сверкающую белизну воротников, пёстрые крас­ки шарфов и знамён.

Другой групповой портрет 1627 г. изображает стрелков роты Святого Георгия. Наиболее выразителен ка­питан, который сидит вполоборота к зрителю и держит перевёрнутый бокал, требуя новой порции вина. Мы сразу же встречаемся взглядом с этим лихим весельчаком.

Иного рода персонажи запечатле­ны на групповом портрете 1641 г. — регенты (попечители) харлемского госпиталя Святой Елизаветы. Это всё те же бюргеры, но их нрав сильно

изменился. Тёмные фигуры образу­ют вокруг стола замкнутое кольцо. Лица регентов серьёзны и бесстраст­ны: здесь царит взаимопонимание, но, кажется, почти не звучит живая речь — собравшиеся объясняются взглядами, жестами. Преобразилась и манера письма Халса: она стала бо­лее сдержанной и строгой. Мастер чаще использует серый и чёрный цвета. Но и они таят в себе несмет­ные возможности, недаром голланд­ский художник Винсент Ван Гог от­мечал, что «у Франса Халса есть не меньше двадцати семи различных оттенков чёрного».

С полотен этих лет смотрят жизнерадостные, энергичные, предприимчивые люди, уверенные в своих силах и в завтрашнем дне («Стрелковая гильдия св. Адриана», 1627 и 1633; «Стрелковая гильдия св. Георгия», 1627). Хале изображает их обычно в товарищеской пирушке, в веселом застолье. Большие размеры композиции, вытянутой по горизонтали, широкое уверенное письмо, интенсивные, насыщенные цвета (желтый, красный, синий и т. д.) создают монументальный характер изображения. Художник выступает историографом целой эпохи.

В том же 1616 г. художник напи­сал портрет торговца рыбой Корнелиса ван дер Морсха. Семидесятитрёхлетний старик, представитель знатной фамилии, изображён с корзинкой селёдок. Он бойко расхвали­вает свой товар. Эта странная, далё­кая от бюргерской чопорности ком­позиция говорит не только о его профессии, но и о репутации завзя­того острослова (нидерландское вы­ражение «предложить кому-нибудь селёдку» означает «высмеять»). Тём­ный фон портрета оживляет задор­ная надпись: «Кто желает?».

Ряд работ Халса 1616—1620 гг. посвящён теме весёлых пирушек и карнавального разгула — сам он определённо был любителем шум­ных застолий (до наших дней в ар­хивах сохранились счета, предъяв­ленные художнику за съеденных его семьёй жареных быков). Герои его «Весёлого общества» (между 1б1б и 1620 гг.) — участники масле­ничного гулянья. Старый пьяница с ожерельем из цветов, колбас, селё­док, стручкового гороха на шее и молодая бойкая красотка представ­ляют встречу Зимы с Весной. Багро­вая физиономия старика и пунцовое платье девушки с белоснежными, затейливого плетения кружевами ярко выделяются на фоне бесную­щихся фигур ряженых с лицами, вы­мазанными сажей.

Халс работал быстро — его жи­вопись однослойна. В те времена ху­дожники вначале наносили на грунт линии рисунка, затем покрывали его красочными пятнами и наконец «оживляли» намеченные формы бликами и тенями, выписывали мел­кие детали. Халс блестяще справлял­ся со всеми этими задачами сразу. Кисть мастера безошибочно точна: каждый волосок, ямочка, складка воротника его моделей изображены особым, всегда неповторимым маз­ком. Он предпочитал неяркие, но тёплые тона: все оттенки коричне­вого, розовый, жёлтый.

 

Для заработка Халс нередко писал портреты зажиточных сограждан. Таков «Семейный портрет Исаака Массы и его жены» (около 1622 г.). Купец Исаак Масса был одним из ин­тереснейших людей Харлема: он много путешествовал, долго жил в да­лёкой России, не раз выступал в ро­ли посредника в русско-голландских дипломатических связях. Муж и же­на сидят в парке у подножия дуба, оплетённого вьюнком (аллегория су­пружества). Чета Масса — истинные голландские бюргеры: они располо­жились с удобством, ничуть не забо­тясь о внешнем изяществе.

 

Индивидуальные портреты Халса исследователи иногда называют жанровым в силу особой специфичности изображения, определенного приема характеристики. В позе качающегося на стуле Хейтхейзена есть что-то неустойчивое, выражение лица как будто вот-вот должно измениться. Портрет пьяной старухи, «гарлемской ведьмы», содержательницы харчевни Малле Баббе (начало 30-х годов), с совой на плече и пивной кружкой в руке, носит черты жанровой картины. Эскизная манера Халса, его смелое письмо, когда мазок лепит и форму, и объем и передает цвет; мазок то жирный, пастозный, густо покрывающий холст, то позволяющий проследить тон грунта, акцентировка одной детали и недосказанность другой, внутренняя динамика, умение по одному намеку определить целое — вот типичные черты почерка Халса.

 

Многочисленным портретам, созданным Халсом в 40-е гг., свойственна глубина психологических характе­ристик. Таков портрет Яспера Схаде ван Веструма, судьи из Утрехта, напи­санный около 1645 г. На его молодом умном, но вялом лице блуждает пе­чальная улыбка, словно он скрывает опасную болезнь.

 

Основная тема позднего творче­ства Халса — усталость, внутренняя неудовлетворённость, горечь разоча­рований.

В портретах Халса позднего периода (50—60-е годы) исчезает беззаботная удаль, энергия, напор в характерах изображенных лиц. В эрмитажном мужском портрете при всей импозантности фигуры, даже некоторой чванливости прослеживается усталость и грусть. Эти черты еще более усилены в блестящем по живописи портрете мужчины в широкополой шляпе из музея в Касселе (60-е годы). Хале в эти годы перестает быть популярным, потому что никогда не льстит и оказывается чужд переродившимся, утратившим демократический дух вкусам богатых заказчиков. Но именно в поздний период творчества Хале достигает вершины мастерства и создает наиболее глубокие произведения. Колорит его картин становится почти монохромным. Это обычно темная, черная одежда, с белым воротником и манжетами, и темно-оливковый цвет фона. Лаконичная живописная палитра построена, однако, на тончайших градациях.

За два года до смерти, в 1664 г., Хале снова возвращается к групповому портрету. Около 1664 г. он написал по заказу правления городского при­юта для престарелых два больших портрета: регентш и регентов этого заведения. Силуэты пяти старух в чёрных платьях резко выделяются на фоне шоколадного цвета стен. Ху­дожник показывает старость без прикрас: пергаментные лица, запав­шие глаза, сухие губы, бессмыс­ленная злоба, печаль об ушедших годах... Его героини уже распрости­лись с красотой, бодростью, жела­нием жить — со всем тем, что Халс привык ценить в человеке. И всё же они упорно стремятся сохранить свои черты для будущих поколений.

На втором портрете фигуры ре­гентов в чёрном почти сливаются с тёмным фоном. Их лица — и старые, и сравнительно молодые — одина­ково бесформенны, дряблы и без­участны. Модный наряд одного из регентов выглядит как пародия в этом царстве угасания и распада. Ху­дожник писал своих персонажей слабеющей рукой, чудом сохраняя чувство формы.

В старости Франс Халс остался без средств к существованию, поэто­му город в память о его заслугах на­значил ему пенсию. Когда мастер умер, он был с почестями погребён в Харлемском соборе.

 

 

ГРУППОВОЙ ПОРТРЕТ

Традиция группового портрета зародилась на севере Нидерлан­дов ещё в XV в. В 30-х гг. XVI в. появились большие полотна, за­печатлевшие торжественные собрания различных общин и объе­динений, прежде всего офицеров стрелковых гильдий — отрядов гражданской гвардии, набиравшихся из местных жителей для охраны городов. Раз в три-четыре года личный состав таких рот обновлялся, и город устраивал банкет в честь отслуживших свой срок ветеранов. Командиры стрелков, назначавшиеся из местной знати, обычно заказывали групповой портрет. Работу живопис­ца оплачивали сообща, причём тот, кто вносил больше денег, изо­бражался на самом видном месте.

Портреты стрелков начала XVI в. перелают дух сурового и тор­жественного единения боевых товарищей. К концу столетия его сменила атмосфера весёлого, бесшабашного застолья. Стрелки поднимают кубки и бурно жестикулируют. Однако все лица спо­койны и замкнуты — похоже, что художник писал своих заказ­чиков поодиночке, а затем просто «составил» из их фигур сце­ну пиршества. Один современник сравнил такие портреты с игральными картами.

В начале XVII столетия в голландском групповом портрете по­явились новые персонажи: старшины ремесленных гильдий — синдики; попечители различных благотворительных учреждений (больниц, приютов) — регенты. Кроме того, художники стали изо­бражать хирургов во время лекций знаменитых врачей, такие портреты назывались «анатомии».


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал