Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Моя дражайшая Гертруда!
Ты будешь весьма расстроена и удивлена, когда узнаешь о том, что за странной болезнью я заболел после твоего отъезда. Я послал за Доктором и сказал ему: «Дайте мне, пожалуйста, какое-нибудь лекарство. Я очень устал». «Чепуха, — ответил он. — Вы можете обойтись и без лекарства. Ступайте в постель». — «Нет, это совсем не та усталость, при которой ложатся в постель, — возразил я. — Устало что-то, что расположено на моем лице». Он слегка погрустнел: «О, это, вернее всего, устал ваш нос. Человек всегда становится болтлив, когда он слишком много мнит о своем носе». «Нет, это не нос, — сказал я, — возможно, это волосы». Доктор погрустнел еще больше: «Теперь я понял, вы слишком много играли ими на пианино». «Нет, — сказал я, — да и дело-то вовсе не в волосах, скорее всего, это нос или подбородок». Доктор стал совсем грустным: «А не слишком ли много вы ходили на подбородке?» — спросил он. «Нет», — ответил я. Тогда Доктор сказал: «Это удивительно! Но вполне ли вы уверены, что дело тут не в губах?!» «Конечно! — воскликнул я. — Это именно они». Доктор помрачнел: «Я думаю, вы слишком много целовались». «Да, — признался я, — я поцеловал один раз моего маленького друга». «Вспомните, вы уверены, что это было всего один раз?» «Ну, возможно, их было одиннадцать». Тогда Доктор посоветовал мне: «Не давайте ей больше ни одного поцелуя до тех пор, пока ваши губы не отдохнут». «Но что же мне делать? — взмолился я. — Ведь я ей должен еще сто восемьдесят два». От огорчения Доктор расплакался: «Пошлите поцелуи посылкой». И я вспомнил о маленькой коробке, которую однажды купил у Довера для того, чтобы подарить ее какой-нибудь маленькой девочке. Я осторожно упаковал поцелуи в коробку. Обязательно сообщи мне, если хоть один потеряется в дороге. Любящий тебя Льюис Кэрролл.
Это письмо — шутка в ситуации интеллектуального одиночества. Интеллектуальное одиночество. Кто в истории человеческой мысли познал его полнее и трагичнее, чем Леонардо, часто находя утешение в загадках и шутках… Вазари рассказывает, что Леонардо потратил время и на то, чтобы изобразить сплетение канатов, выполненное с таким расчетом, что оно непрерывно идет из конца в конец, образуя и заполняя целый круг… Целый круг. Опять круг, круг как «ценность состояния».
«Это именно мы видим в исполненном гравюрой сложнейшем…»
Дальше Вазари рассказывает об одном из загадочных рисунков Леонардо, на котором было начертано: «Леонардо да Винчи. Академия». Исследователям жизни великого человека не удалось найти документального подтверждения того обстоятельства, что подобная академия существовала. Но она была, и ей не нужны авторитеты достоверных источников. Она была в образе одного человека. Леонардо да Винчи. Изображая сплетение канатов, Леонардо изображал то, что, казалось бы, неизобразимо: время. Время как течение жизни. И когда я читаю письма Кэрролла к детям, то думаю, что они обращены и к тому мальчику-ангелу на картине Верроккьо, в котором Леонардо бессознательно написал себя, создав первый и единственный в юности автопортрет. Льюис Кэрролл утешает мальчика-ангела: Ахилл никогда не догонит черепаху. И когда мы стоим сегодня перед картинами Леонардо, которые и разрушенные временем существуют — существуют! — мы понимаем: и Зенон, и Кэрролл не обманули этого мальчика. И в иные минуты хочется послать ему в коробке наши поцелуи, хотя это уже относится даже не к «интеллектуальным ребусам», а к беспочвенной фантазии.
* * * Флоренция. Городская застройка XV века. Витторе Карпаччо. «Прибытие послов» (фрагмент). Микеланджело. Автопортрет. Микеланджело. «Скорчившийся мальчик». Город в Японии (фото).
|