Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Актуальные проблемы психолингвистики.






< Проблема психологического строения языка, его роли в общении и формировании сознания является одним из центральных вопросов науки о языке. Анализ того, как строится наглядное отражение действительности, как человек отражает реальный мир, в котором он живет, как он получает субъективный образ реального мира, составляет значительную часть всего содержания психологии. Самое существенное заключается в том, что человек не ограничивается непосредственными впечатлениями об окружающем. Он оказывается в состоянии выходит за пределы чувственного опыта, проникать глубже в сущность вещей, чем это бывает при непосредственном восприятии. Человек может абстрагировать отдельные признаки вещей, воспринимать глубокие связи и отношения, в которые вступают вещи. Это означает, что человек, в отличие от животных, обладает мышлением – специфически человеческим свойством. Мышление начинается там, где оказывается недостаточным или даже бессильным чувственное познание.> (https://refbank.ru/psicho/18/psicho18.html)

Человеческое мышление, в каких бы формах оно ни осуществлялось, невозможно без речи. Языковое мышление и осмысленная речь – характерные и неотъемлемые признаки человека. Именно здесь коренится разница между чувственно воспринимающим животным и мыслящим человеком.> (https://refbank.ru/psicho/18/psicho18.html)

< Поэтому не случайно, что с самого начала развития теоретического языкознания и философии языка ученые пытались выяснить характер связи языка и мышления. В решении этой проблемы у разных ученых обнаруживаются глубокие расхождения. Одни, как Ф.Э.Д. Шлейермахер и И.Г. Гаман, прямо отождествляли язык и мышление. Гаман, например, считал язык воплощением духовности и называл поэзию " родным языком человечества". Другие ученые в паре " язык – мышление" отдавали приоритет языку. Такой подход был характерен для В. фон Гумбольдта, Л. Леви-Брюля, а позднее – для представителей бихевиоризма, неогумбольдтианства и неопозитивизма. Третьи, как, например, Ф.Э. Бенеке, вообще отрицали связь между языком и мышлением.> (https://refbank.ru/psicho/18/psicho18.html)

< Между тем слово (как единица языка и как фигуральное выражение для обозначения самого языка) находится между сознанием и мыслимым предметом. При этом оно участвует в бытии обоих. Во-первых, оно отделяет их друг от друга. Благодаря этому человек может отличать возникающее через слово представление от соответствующего предмета. Во-вторых, слово связывает предмет и сознание. В этой функции отделения и связывания и находится источник неограниченного влияния языка на мышление. Более того, благодаря языку мышление само может становиться предметом исследования.> (https://refbank.ru/psicho/18/psicho18.html)

< Мышление – самостоятельный процесс и, вероятно, всё-таки первичное по отношению к языку явление (во всяком случае, предметно-логическое мышление). И в то же время наше собственное мышление может быть познано нами только в языковой оболочке и форме. Мы постигаем мир согласно способу бытия нашего языка. Каждый предмет становится носителем некоторой сущности, которую мы можем познать. По мере того, как мыслимые предметы начинают принимать участие в процессе человеческого общения, сознание, воздействуя на них с помощью языка, вместе с тем приспосабливается к ним. Мышление " движется по миру на повозке языка и возвращается обогащённым к себе самому".> (https://refbank.ru/psicho/18/psicho18.html)

< Язык активно включался в процессы мышления. Если вначале существовало только два вида мышления – практически-действенный и наглядно-образный, – то постепенно возник новый, качественно высший вид словесно-логического мышления. За счёт этого стимулировалось развитие мышления вообще. Возникновение и развитие письменности усилило воздействие языка на мышление. Повысилась интенсивность языкового общения, значительно увеличились возможности языка как средства оформления мысли.> (https://refbank.ru/psicho/18/psicho18.html)

< Параллельно по мере исторического развития мышления постепенно усиливалось его воздействие на язык. Это воздействие сказывалось главным образом в расширении значений слов, в количественном росте лексического и фразеологического состава языка. Таким образом, можно смело говорить, что на протяжении истории человечества взаимное влияние языка и мышления постоянно усиливается и углубляется.> (https://refbank.ru/psicho/18/psicho18.html)

< Такое положение вещей не могло не вызвать глубокого интереса к данной проблеме со стороны ученых различных школ и направлений. Связь языка и мышления, психологические процессы, характерные для развития языка, и влияние языка на развитие мышления, стали впервые предметно изучаться в рамках так называемого психологического направления в лингвистике, а позднее – представителями теории речевой деятельности и выросшей на её почве психолингвистики. Однако гораздо раньше эта проблема стала предметом раздумий ученых-философов, которые, собственно говоря, и заложили первый камень в фундамент здания психолингвистической науки, сформулировав многие вопросы, решение которых предстояло искать в будущем. За философами последовали психологи, внесшие огромный вклад развитие проблематики и понятийного аппарата психолингвистики и многих смежных наук, например нейролингвистики.> (https://refbank.ru/psicho/18/psicho18.html)



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал