Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Освоение ребенком звукового строя речи (гласных и согласных фонем, слоговой структуры слов, интонационных конструкций).
< Язык является средством общения людей. Формирование связной речи у ребёнка тесно связано с усвоением грамматического строя речи и овладением звуковой системы речи.> (https://kidscenter456.narod.ru/service/7.htm) < В усвоение звуковой стороны входят два взаимосвязанных процесса: процесс развития фонематического слуха у ребёнка и процесс произнесения звуков речи. Развитие звуковой стороны языка является предпосылкой обучения грамоте, а именно чтению и письму.> (https://kidscenter456.narod.ru/service/7.htm) < Умение слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово, то есть умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.> (https://kidscenter456.narod.ru/service/7.htm) < Следовательно, успешное обучение чтению и письму предполагает как обязательное условие формирования фонематического восприятия и развитие навыков звукового анализа.> (https://kidscenter456.narod.ru/service/7.htm) < Одной из распространённых причин неуспеваемости учащихся начальных классов школы являются нарушения устной и письменной речи, которые затрудняют овладение правильным чтением и грамотным письмом.> (https://kidscenter456.narod.ru/service/7.htm) < Нарушение фонематического слуха мешает детям овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматических сторон, тормозит развитие связной речи.> (https://kidscenter456.narod.ru/service/7.htm) < Таким образом, проблема развития у детей фонематического слуха является одной из важнейших при подготовке детей к освоению грамоты.> (https://kidscenter456.narod.ru/service/7.htm) < Дети путают фонемы близкие по звучанию при их звуковом воспроизведении и буквенной за. В дальнейшем несформированность фонематического слуха проявляется при изучении иностранного языка в средней школе: дети трудно воспринимают иностранные слова на слух, неправильно их произносят.> (https://kidscenter456.narod.ru/service/7.htm) < Нарушение фонематического слуха может возникнуть в результате искажённого произношения звуков.> (https://kidscenter456.narod.ru/service/7.htm) < Работа по формированию фонематического слуха включает задания на развитие слухового внимания и слухоречевой памяти. На занятиях по звуковой культуре речи у ребёнка развивается умение слышать звучащее слово, дети учатся слышать звуки, из которых состоит слово; дифференцировать близкие по звучанию фонемы (звуки); знакомиться с понятием слога, ударения, предложения, текста. Одновременно с развитием фонематического восприятия происходит интенсивное развитие активного словаря ребёнка.> (https://kidscenter456.narod.ru/service/7.htm) < Упражнения для формирования фонематического слуха проводятся в определённой последовательности – вначале это выделение из слов отдельных звуков, затем анализ и синтез простейших односложных слов. Позднее дети овладевают навыком звуко-слогового анализа и синтеза двух-трёхсложных слов.> (https://kidscenter456.narod.ru/service/7.htm) < Работа над формированием фонематического слуха предполагает следующую последовательность: На первом этапе обучения звуковому анализу используются гласные звуки а, у, и. Дети определяют первый гласный звук в начале слова, последовательность гласных звуков (например, ау – 1ый а; 2ой – у). Далее осуществляется анализ и синтез обратного слога типа ап, ут. Дети учатся выделять согласный из конца слова (кот, мак). Затем они приступают к выделению начальных согласных и ударных гласных из положения после согласных (дом, там). Далее дети овладевают анализом и синтезом прямого слога типа са. Дети учатся делить слово на слоги и составляют схемы. Затем дети овладевают полным звуко-слоговым анализом односложных трёхзвуковых (мак) и двусложных (коза) слов и составляют соответствующие схемы. Дальнейшее усложнение материала предусматривает анализ слов со стечением согласных (стол), трёхсложных (канава). Усваиваются термины: слог, согласные звуки, глухие, твёрдые, мягкие звуки. Параллельно дети знакомятся с буквами, которые затем сливаются в слоги. Важно, чтобы с самых первых упражнений в чтении нужно стремиться к тому, чтобы ребёнок читал по слогам. Необходимо следить за тем, чтобы дети понимали прочтение слова и предложения.> (https://kidscenter456.narod.ru/service/7.htm) 27. Речевой онтогенез: Овладение морфологическими категориями существительного, прилагательного, глагола. Усвоение синтаксических структур. Усвоение лексических единиц (слов и фразеологизмов). < Анатомические и функциональные особенности ЦНС и периферического речевого аппарата не являются зрелыми с рождения ребёнка и достигают зрелого уровня только в процессе общесоматического, полового и нервно-психического развития.> (Л.П.Белякова https://www.pedlib.ru/Books/2/0015/2_0015-12.shtml) < Первый год жизни, несмотря на то, что ребёнок ещё не говорит, является очень важным для развития тех систем мозга и психической деятельности, которые связаны сформированием речи.> (Л.П.Белякова https://www.pedlib.ru/Books/2/0015/2_0015-12.shtml) < Устная речь предполагает наличие голоса, и крик ребёнка в первые недели и месяцы жизни уже характеризует состояние тех врожденных нервных механизмов, которые будут использованы при становлении речи. Крик здорового ребёнка характеризуется звонким и продолжительным голосом, коротким вдохом и удлиненным выдохом.> (Л.П.Белякова https://www.pedlib.ru/Books/2/0015/2_0015-12.shtml) < Уже вскоре после рождения крик приобретает различную обертональную окраску в зависимости от состояния ребёнка. Так, крик “голода” отличатся от крика, связанного с охлаждением ребёнка, или другими состояниями ощущения дискомфорта (протопатическими, т.е. врожденными чувствами). Крик является первой интонацией, значимой по своему коммуникативному содержанию, которая в дальнейшем оформляется как сигнал недовольства.> (Л.П.Белякова https://www.pedlib.ru/Books/2/0015/2_0015-12.shtml) < Ко 2-3-му месяцу жизни крик ребёнка значительно обогащается интонационно. При крике отмечается усиление некоординированных движений рук и ног. С этого возраста ребёнок начинает реагировать криком на прекращение общения с ним, удаление ярких предметов из ноля зрения и т.п. Нередко дети реагируют криком на перевозбуждение, особенно перед засыпанием.> (Л.П.Белякова https://www.pedlib.ru/Books/2/0015/2_0015-12.shtml) < Интонационное обогащение крика свидетельствует о том, что у ребёнка начала формироваться функция общения.> (Л.П.Белякова https://www.pedlib.ru/Books/2/0015/2_0015-12.shtml) < Период интенсивного-интонационного обогащения крика совладает с определённым этапом развития моторики. Ребёнок начинает держать голову вертикально, разжимать и сжимать кисть, удерживать вложенный в руку предмет. В это же время ребёнок начинает прислушиваться к звукам речи, отыскивать взглядом источник звучания, поворачивать голову к говорящему, сосредотачивая свое внимание на лице, губах взрослого.> (Л.П.Белякова https://www.pedlib.ru/Books/2/0015/2_0015-12.shtml) < К 2-3-м месяцам жизни появляются специфические голосовые реакции – гуление. К ним относятся звуки кряхтения, радостного повизгивания. Их с трудом можно идентифицировать со звуками родного языка. Однако можно выделить звуки, которые напоминают гласные (а, о, у, э), наиболее легкие для артикулирования; губные согласные (п, м, б), обусловленные физиологическим актом сосания, и заднеязычные (г, к, х), связанные с физиологическим актом глотания.> (Л.П.Белякова https://www.pedlib.ru/Books/2/0015/2_0015-12.shtml) < В период гуления, помимо сигналов неудовольствия, выраженных криком, появляется интонация, сигнализирующая о состоянии благополучия рёбёнка, которая время от времени начинает носить выражение радости.> (Л.П.Белякова https://www.pedlib.ru/Books/2/0015/2_0015-12.shtml) < Периоды гудения бывают особенно длительными в моменты эмоционального общения со взрослыми. Дети пристально смотрят в лицо говорящего человека. Если в эти моменты мимика и интонация взрослого радостны, то дети отчетливо повторяют мимические движения (эхопраксия) и подражают голосовым реакциям (эхолалия).> (Л.П.Белякова https://www.pedlib.ru/Books/2/0015/2_0015-12.shtml) < Между 4-мя и 5-ю месяцами жизни начинается следующий этап предречевого развития ребёнка – лепет. Этот период совпадает с формированием у ребёнка функции сидения. Первоначально ребёнок пытается присаживаться. Постепенно у него возрастает способность удерживать туловище в положении сидя, что обычно окончательно формируется к б-ти месяцам жизни.> (Л.П.Белякова https://www.pedlib.ru/Books/2/0015/2_0015-12.shtml) < В этот период лепетных звуков появляется признак локализованности и структурация слога. Голосовой поток, характерный для гуления, начинает распадаться на слоги, постепенно формируется психофизиологический механизм слогообразования.> (Л.П.Белякова https://www.pedlib.ru/Books/2/0015/2_0015-12.shtml) < Гуление и первый этап лепета осуществляются благодаря врожденным программам центральной нервной сиетемы, не зависят от состояния физического слуха детей и не отражают фонетический строй родного языка, т.е. они являются филогенетической речевой памятью в функциональной системе речи.> (Л.П.Белякова https://www.pedlib.ru/Books/2/0015/2_0015-12.shtml) < В 1-м полугодии жизни идет диффузная отработка координации фонаторно-дыхательных механизмов, лежащих в основе формирования устной речи.> (Л.П.Белякова https://www.pedlib.ru/Books/2/0015/2_0015-12.shtml) < Лепетная речь, являясь ритмически организованной, тесно связана с ритмическими движениями ребёнка, потребность в которых появляется к 5-6-ти месяцам жизни. Взмахивая руками или прыгая на руках у взрослых, он по несколько минут подряд ритмически повторяет слоги “та-та-та”, “га-га-га” и т.д. Этот ритм представляет собой архаическую фазу языка, что и объясняет его раннее появление в речевом онтогенезе. Поэтому очень важно давать ребёнку свободу движения, что влияет не только на развитие его психомоторики, но и на формирование речевых артикуляций.> (Л.П.Белякова https://www.pedlib.ru/Books/2/0015/2_0015-12.shtml) < Дальнейшее развитие речи связано с обязательным речевым (слуховым) и зрительным контактом со взрослым человеком, т.е. необходима сохранность слуха (в первую очередь) и зрения. На этом этапе онтогенеза лепетного языка у ребёнка с сохранным слухом прослеживаются явления аутоэхолалии. Ребёнок подолгу повторяет один и тот же открытый слог (ва-ва-ва, га-га-га). При этом можно заметить, как он сосредоточенно слушает себя (второй этап в развитии лепета).> (Л.П.Белякова https://www.pedlib.ru/Books/2/0015/2_0015-12.shtml) < После 8-ми-месяцев постепенно звуки, не соответствующие фонетической системе родного языка, начинают угасать.> (Л.П.Белякова https://www.pedlib.ru/Books/2/0015/2_0015-12.shtml) < Часть лепетных звуков, которые не соответствуют фонемам слышимой ребенком речи, утрачиваются, появляются новые речевые звуки, сходные с фонемами речевого окружения.> (Л.П.Белякова https://www.pedlib.ru/Books/2/0015/2_0015-12.shtml) < В этот период развития ребёнка начинает формироваться собственно речевая онтогенетическая память. Постепенно у ребёнка благодаря слуховым обратным афферентациям формируется фонетическая система родного языка.> (Л.П.Белякова https://www.pedlib.ru/Books/2/0015/2_0015-12.shtml) < Выделяют и третий этап в развитии лепета, во время которого ребёнок начинает произносить “слова”, образованные повторением одного и того же слога по типу: “баба”, “ма-ма”. В попытках вербальной коммуникации дети в 10-12 месяцев жизни уже воспроизводят наиболее типичные характеристики ритма родного языка. Временная организация таких доречевых вокализаций содержит элементы, аналогичные ритмическому структурированию речи взрослых. Такие “слова”, как правило, не соотносятся с реальным предметом, хотя ребёнок произносит их достаточно четко. Этот этап лепета обычно бывает коротким, и ребёнок вскоре начинает говорить первые слова.> (Л.П.Белякова https://www.pedlib.ru/Books/2/0015/2_0015-12.shtml) < Сроки и темп развития понимания речи окружающих расходятся со сроками и темпом формирования устной речи. Уже в 7-8 месяцев дети начинают адекватно реагировать на слова и фразы, которые сопровождаются соответствующими жестами и мимикой. Например, ребёнок поворачивает голову и глаза в ответ на вопрос: “Где баба? ”, “Где мама? ” и т.п. То есть, в это время начинает развиваться соотношение звукового образа слова с предметом в конкретной ситуации. При многократном повторении взрослым слов в сочетании с показом предмета у ребёнка постепенно образуется связь между зрительным представлением предметов и звучащим словом. Таким образом, понимание слышимого слова устанавливается задолго до того, как ребёнок может его произнести. Закономерность, проявляющаяся в значительном преобладании импрессивного словаря над экспрессивным, остается у человека на всю жизнь.> (Л.П.Белякова https://www.pedlib.ru/Books/2/0015/2_0015-12.shtml) < Первые слова появляются к концу первого года жизни. Этот период совпадает с новым этапом развития психомоторики. Ребёнок начинает делать первые шаги, в короткое время обучается ходить. Развивается активная манипулятивная деятельность рук. В захватывании кистью предметов начинает участвовать большой палец и конечные фаланги остальных пальцев.> (Л.П.Белякова https://www.pedlib.ru/Books/2/0015/2_0015-12.shtml) < Наблюдаются некоторые различия в темпах развития речи у мальчиков и девочек. Есть указания на то, что у девочек слова появляются на 8-9 месяце жизни, у мальчиков – на 11-12 месяце.> (Л.П.Белякова https://www.pedlib.ru/Books/2/0015/2_0015-12.shtml) < Произнося первые слова, ребёнок воспроизводит их общий звуковой облик, обычно в ущерб роли в нем отдельных звуков. Все исследователи детской речи единодушны в том, что фонетический строй речи и словарь дети усваивают не параллельно, а последовательными скачками. Освоение и развитие фонетической системы языка идет вслед за появлением слов, как семантических единиц.> (Л.П.Белякова https://www.pedlib.ru/Books/2/0015/2_0015-12.shtml) < Первые слова, употребляемые ребенком в речи, характеризуются целым рядом особенностей. Одним и тем же словом ребёнок может выражать чувства, желания и обозначать предмет (“Мама” – обращение, указание, просьба, жалоба). Слова могут выражать законченное целостное сообщение, и в этом отношении равняться предложению. Первые слова обычно-представляют собой сочетание открытых повторяющихся слогов (ма-ма, па-па, дя-дя и т.д.). Более сложные слова могут быть фонетически искажены при сохранении части слова: корня, начального или ударного слога. По мере роста словаря фонетические искажения проступают более заметно. Это свидетельствует о более быстром развитии лексико-семантической стороны речи по сравнению с фонетической, формирование которой требует созревания фонематического восприятия и речевой моторики.> (Л.П.Белякова https://www.pedlib.ru/Books/2/0015/2_0015-12.shtml) < Речевая активность ребёнка в этом возрасте ситуативна, тесно связана с предметной-практической деятельностью ребёнка и существенно зависит от эмоционального участия взрослого в общении. Произнесение ребенком слов сопровождаетсягкак правило, жестом и мимикой. > (Л.П.Белякова https://www.pedlib.ru/Books/2/0015/2_0015-12.shtml) < Скорость овладения активным словарем в дошкольном возрасте протекает индивидуально. Особенно быстро пополняется словарь в последние месяцы 2-го года жизни. Исследователи приводят разные данные по количеству слов, употребляемых ребенком в этот период, что указывает на большую индивидуальность в темпе развития речи.> (Л.П.Белякова https://www.pedlib.ru/Books/2/0015/2_0015-12.shtml) < К концу второго года жизни формируется элементарная фразовая речь. Существуют также большие индивидуальные различия в сроках её появления. Эти различия зависят от многих причин: генетической программы развития, интеллекта, состояния слуха, условий воспитания и т.д.> (Л.П.Белякова https://www.pedlib.ru/Books/2/0015/2_0015-12.shtml)
|