Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Национально-культурная специфика языкового сознания носителей разных языков как предпосылка профилактики и разрешения коммуникативных конфликтов в межкультурном общении.






< Образы и представления, ассоциированные со словами, используются коммуникантами для построения мыслей при кодировании и декодировании речевых сообщений. Специфика общения при использовании национального языка заключается в особенностях построения речевой цепи, осуществляемого по правилам грамматики этого языка, и в специфике образов сознания. Следовательно, для достижения взаимопонимания необходимо, чтобы коммуниканты обладали, во-первых, общностью знаний об используемом языке и, во-вторых, общностью знаний о мире в форме образов сознания. Носители двух культур будут понимать друг друга в той мере, в какой образы их сознаний обладают общностью, пересекаются; несовпадение этих образов будет служить причиной неизбежного непонимания при межкультурном общении. Итак, общность языковых сознаний – необходимая предпосылка речевого общения; неполная общность является основной причиной коммуникативных конфликтов – конфликтов непонимания партнерами друг друга – и есть следствие их принадлежности к разным национальным культурам. Таким образом, межкультурное общение – это случай функционирования сознания в аномальных (" патологических") условиях, когда отсутствует оптимальная общность сознаний коммуникантов> (Е.Ф.Тарасов 1998: 30)

< Образы сознания, стереотипы мышления и поведения одной этнической культуры анализируются в процессе контрастного сопоставления с образами сознания и стереотипами другой культуры. Выявление и описание различий составляет предмет исследования психолингвистики и этнопсихолингвистики> (Б.В.Дашиева 1998: 203)

< Таким образом, специфика коммуникативного поведения внутри той или иной национальной культуры обусловлена не только соответствующими коммуникативными средствами, но и правилами использования этих средств. В каждой культурной традиции существуют стереотипы как на уровне образов и концептов, так и на уровне моделей коммуникативного – вербального и невербального – поведения. Несовпадение стереотипов коммуникативного поведения наряду с различиями этнических (языковых) сознаний коммуникантов также может служить причиной непонимания при межкультурном общении и даже приводить к возникновению межличностных и межэтнических конфликтов> (Д.Хаймс 1975: 45)

< Итак, если коммуниканты принадлежат к одной этнической культуре (или близким в языковом и хозяйственно-культурном отношении культурам), то они сравнительно легко рефлексируют над стереотипами и моделями общения, предоставляемыми им традицией; в результате коммуникация протекает гладко, сообщения строятся в соответствии с общеизвестными нормами и правилами и адекватно интерпретируются. Если же партнеры по общению принадлежат к разным культурам, эта рефлексия затруднена и в итоге может возникнуть неадекватное восприятие поведения одного партнера другим, что, безусловно, затрудняет и нарушает коммуникацию и даже может привести к возникновению межличностных и межэтнических конфликтов> (Е.Ф.Тарасов 1996: 23)

< Систематическое описание коммуникативного поведения того или иного этноса имеет и лингводидактический аспект. Обучение нормам и правилам коммуникации должно осуществляться наряду с обучением собственно языковым навыкам при изучении чужого языка; коммуникативное поведение – такой же важный аспект обучения языку, как обучение чтению, письму, переводу и др. Изучение стереотипов коммуникативного поведения – и распространение этого знания – представляется чрезвычайно актуальным для целей урегулирования межэтнических конфликтов> (Е.Ф.Тарасов 1996: 30)



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал