Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Типология государств при цивилизационном подходе.
Цивилизационный подход. «Цивилизация» – (от лат. civilis – гражданский, государственный). определенная ступень общественного развития, обусловленная зрелостью материальной и духовной культуры. Цивилизационный подход к решению вопроса о соотношении государства и социально-экономического строя исходит из стремления покончить с абсолютизацией материально-экономического начала, из взгляда на государство с предельно широких позиций определяющего воздействия на него, прежде всего духовно-нравственных и культурных факторов общественного развития. В отличие от формационной теории, обосновывающей наличие тотальной детерминации государства экономическими причинами, цивилизационная теория доказывает наряду с ней и существование столь же общей детерминации духовными факторами. Духовно-культурные и нравственные факторы могут блокировать или, наоборот, поощрять развитие государства. Критериев типологии цивилизаций в настоящее время достаточно много. Цивилизационная типология условно может быть разделена на два вида: 1) социокультурный (социокультурные факторы); 2) и универсалистский (технологические факторы). В рамках социокультурного подхода выделяют концепции цивилизаций Н. Я. Данилевского (1822-1885), О. Шпенглера (1880-1936), А. Дж- Тойнби (1889-1975). Русский социолог и естествоиспытатель Н. Я. Данилевский вычленил 11 цивилизаций, или культурно-исторических типов общества: египетский, китайский, ассиро-вавилоно-финикийский, халдейский (древнесемитический), индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, новосемитический, или аравийский, романо-германский, или европейский. Немецкий философ О. Шпенглер, в отличие от Данилевского (и Тойнби), не отождествлял, а противопоставлял культуру и цивилизацию (цивилизация есть продукт вырождения и перерождения культуры). О. Шпенглер в книге «Закат Европы» выделил восемь «плодоносных» и «мощных» культур (и соответствующих государств): египетская, индийская, вавилонская, китайская, греко-римская (аполлоновская), византийско-арабская (магическая), западноевропейская (фаустовская) и культура майя. Кроме того, он писал о возможности появления еще нерожденной русско-сибирской культуры. Обстоятельной и получившей распространение в научном мире была теория цивилизаций А. Тойнби, изложенная в его 12 томном труде «Постижение истории» (1934-1961). Согласно Тойнби, цивилизации могут быть основными и локальными. Основные цивилизации оставляют яркий след в истории человечества, косвенно влияют (особенно религиозно) на другие цивилизации. Локальные цивилизации, как правило, замыкаются в национальных рамках. Локальных (национальных) цивилизаций, заслуживающих внимания, по Тойнби, в истории человечества насчитывалось около 37. Основных цивилизаций А. Тойнби насчитывает 21 и пять живых цивилизаций: 1) христианскую (западное общество); 2) православно-христианскую (Россия, Украина, Белоруссия и другие страны); 3) исламскую (страны Северной Африки и Среднего Востока); 4) индуистскую (Индия); 5) буддистскую (Китай и другие страны).
|