![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Виды и функции речи и слова (Речь и язык)
Слово и речь являются важнейшими содержательными компонентами психики человека. Речь влияет на протекание психических процессов (под влиянием словесных раздражителей снижаются пороги ощущения и восприятия, облегчается выделение фигуры из фона, образ представления вызывается словом). Но особенно тесно речь связана с мышлением, так как мысль существует в слове и выражается словом. Язык выступает как материальная оболочка мысли. Язык — это строго нормализованная система средств общения. Речь — применение языка в процессе общения для передачи мыслей, воли, чувств. Вместе с тем речь — это особая и наиболее совершенная система средств общения, свойственная только человеку. У человека различают развитие сенсорной речи (то есть понимание речи) и развитие экспрессивной речи (то есть способность говорить). Способность понимать речь появляется у ребенка уже во втором полугодии жизни, способность говорить — позже, как правило, в конце первого — начале второго года. Речь может быть внешней и внутренней. Внешняя речь в свою очередь делится на письменную и устную. Устная речь по своему психологическому составу является слуходвигательной. В восприятии и понимании речи решающее значение имеет фонематический слух, базирующийся на звуковысотной различительной чувствительности слухового анализатора, что позволяет дифференцировать близкие по звучанию гласные (о-ё, а-я; у-ю) и согласные (б-п; д-т, г-к; з-с; л-р). Дети при несформированности слухоречевой дифференцировки и больные при ее нарушениях становятся нечувствительными к различению этих близких звуков, что затрудняет восприятие и понимание речи. Устная речь характеризуется некоторыми отличительными признаками, важнейшими из которых являются ситуационность (она зависит от конкретных обстоятельств, условий, в которых происходит общение); обращенность — направленность к определенному лицу, собеседнику; эта речь поддерживаемая, ведется при эмоционально-экспрессивном контакте говорящих. Если сравнить непосредственную ситуацию диалогового общения и магнитофонную запись этого общения, то мы увидим, насколько обедняется общение без эмоционально-экспрессивного контакта, из речи уходит контекст, зачастую суть разговора теряется. Монологическая речь — длительное последовательное связное изложение системы мыслей, знаний одним лицом. Монологическая речь — связная, контекстная, подчиняется требованиям, которые предъявляются к логической мысли: она должна быть последовательной, доказательной, не терпит неправильного построения фраз, предъявляет требования к темпу и звучанию. Примерами монологической речи являются устный рассказ, лекция, доклад, речь. Письменная речь появилась позже устной и прошла сложный путь развития от идеографической формы к современному алфабетическому письму. Письменная речь по своим механизмам — зрительно-слухомоторная. Никаких внеречевых средств воздействия, которые есть в устной речи, в письменной речи нет. Это требует от нее развернутости, связности, логической стройности. Письменная речь требует большей ответственности, так как она сохраняется в роли документа. Речь выступает не только в форме устного выражения, письма и чтения, но и в своеобразной форме внутренней речи. Основным признаком внутренней речи является ее непроизносимость, она беззвучна. Часто мы говорим сами с собой «про себя» и «для себя», беззвучно обсуждаем сложившееся положение, намерение или мысль. Этот «внутренний голос» становится особенно заметным, когда человек находится в ситуации логического затруднения или нравственного противоречия. Соколов убедительно показал, что как только человек сталкивается с решением мыслительной задачи, резко возрастает электрическая активность речедвигательных мышц, что подтверждает факт наличия внутренней речи, проговаривания «про себя». Таким образом, внутренняя речь связана, с одной стороны, с формированием мысли, с другой стороны — с нравственным самосознанием личности, ее совестью, установками и потребностями. В форме внутренней речи протекает мышление, возникают намерения, планы. Виды и функции речи. | | Речь является основным средством человеческого общения. | | Без нее человек не имеет возможности получать и передавать большое количество информации, особенно если она несет большую смысловую нагрузку или фиксирует в себе то, что невозможно передать с помощью органов чувств (правила законы, абстрактные понятия и т.д.). Благодаря речи, человек не ограничивается только собственным опытом, но и обогащается опытом других людей. По своему значению речь имеет многофункциональный характер. Она является не только средством общения, но и средством мышления, носителем сознания, памяти, информации (письменные тексты), средством управления поведением других людей и регуляции собственного поведения человека. Речь - это совокупность произносимых или воспроизводимых звуков, имеющий тот же смысл и то же значение, что и | |соответствующая им система письменных знаков. Речь без | |освоения языка невозможна, в то время как язык может | |существовать и развиваться относительно независимо от | |отдельного человека. Речью называют процесс практического | |применения человеком языка в целях общения с др. людьми. В| |отличие от речи язык - это средство общения людей др. с | |другом. Язык - это система условных обозначений | символов), с помощью которых передаются сочетание звуков, | |имеющих для людей определенный смысл и значение. | |Виды речи: 1) устная - общение между людьми с помощью | |произнесения в слух, с одной стороны, и восприятия на слух| |- с другой (монологическая, диалогическая); 2) письменная | |- речь посредством письменных знаков; 3) внутренняя речь -| |не выполняющая функций общения, а лишь обслуживающая | |процесс мышления конкретного человека. | |Функции речи: 1) выражение - с помощью речи человек | |передаёт свои чувства, переживания, отношения; | |выразительность, эмоциональность расширяет возможности | |общения; 2) воздействия - способность человека с помощью | |речи побуждать людей к действию; 3) сообщение - состоит в | |обмене мыслями между людьми с помощью слов, фраз; 4) | |обозначения - способность человека с помощью речи давать | |предметам и явлениям окружающей действительности присущие | |только им названия. СИМПАТИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА И ФУНКЦИЯ СЛОВА основной функцией слова является аннотативная или обозначающая функция. обозначают эту функцию как функция представления и замещение предметов. слово рождает не только указание на определенный предмет, но и неизбежно вызывает дополнительные ассоциации.
пример сядем закроем глаза нам называют слово и мы его представляем стол. и я представил себе старый обшарпанный стол, а не тот который стоит в классе.
за каждым словом стоит свое семантическое поле т.е. кухонный, рабочий, телевизионный, и.т.д. тема: ЗНАЧЕНИЕ СЛОВ значение слов включает в себя не только предметную отнесенность и ассоциативное окружение, но и анализ предметов, абстрагирование и обобщение их признаков. т.е. из Даля стол означает твердую поверхность на которой можно что то делать т.е. подающая поверхность.(не точно) и если нам на доске нарисуют цветочек - мы его не назовем столом. слово является не только средством замещения вещей, представления, но и клеточкой мышления, в зависимости какое мышление таким мы и представим этот стол. художник переставит барокко, а столяр представит верстак и.т.д. помимо того что слово является инструментом и средством мышления, также оно и является средством общения и в целом язык переводит познание человека рациональный план.
|