Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема Личность






понятие личность

Индивид- по Леонтьеву это человек как представитель Хоминис сапиентис(лат.)

у Гомо сапиенс 2 осн признаков

1) неделимость и целостность субъекта

2) наличие у него особенных индивидуальных свойств тех свойств которые отлич от других представителей того же вида

отсюда следующее

что и человек и животное рождается индивидом т.е. каждый из них имеет свой генотип

Индивидуальные генотипические свойства в ходе жизни преобразуются и развиваются и становятся фенотипические

Как индивиды люди отлич друг от друга не только морфофизиологич особенностями но и психологич особенностями т.е. способностями, темпераментом т.о. можно выделить 3 общих характеристики индивида:

1) целостность психофизиологической организации- эта характеристика указывает на системность связей между многообразными функциями и механизмами, которые реализует в течении жизни индивид.

2) устойчивость во взаимодействии с внешним миром- эта характеристика опр собой сохранность основных отношений индивида к действительности и при этом предполагает существование пластичности, гибкости и вариативности, которые проявляются при взаимоотношении с внешним миром

3) активность- обеспечивает способность индивида к самоизменению и сочетает в себе зависимость от ситуации с преодолением этой ситуации и ее непосредственных воздействий

 

Индивидуальность- здесь 2 основ понятия

1) индивидуальностью можно назвать человека, который хар со стороны своих социально значимых отличий от др. людей

здесь своеобразие психики, личности индивида и ее неповторимость. Она проявляется в чертах темперамента, характера, специфики интересов, качеств персептивных процессов, таких как восприятие, так же качеств интеллекта, а так же потребности и способности индивида.

2) индивидуальность это понятие экспериментальной психологии, которое означает уникальный набор более или менее стандартных психологич качеств свойственных отдельному человеку.

таким образом каждый из нас индивидуальность

 

Личность

это феномен общественного развития, т.е. это конкретных живой человек обладающий сознанием и самосознанием т.е. по Леонтьеву Личность это качественно новое образование оно формируется благодаря жизни в обществе поэтому личность по Леонтьеву может быть только человек и то лишь достигнув определенного возраста. В течении всей своей жизни человек вступает в отнош с др людьми. Эти отношения общественны и эти отношения для нас явл личностно образующими. Со стороны самого человека его формировании и жизнь как личности выступают, прежде всего как развитие, трансформация, подчинение и переподчинение своих мотивов.

Каждая личность с опр времени начинает вносить опр вклад в жизнь общества и отдельных людей и поэтому 2 таких понятия как личность и " общественная значимость" практически идут рука об руку - человек как общественное существо обретает новые качества, которые отсутствуют у человека не социального и изолированного т.е. ++ дети маугли не могут быть личностью с точки зрения психологии.

 

Критерии сформировавшейся личности.

 

Критерий личности.

1) наличие в мотивах иерархии т.е. способности к опосредованному поведению. способность преодолевать собственные непосредственные побуждения при этом предполагается что мотивы благодаря которым преодолеваются непосредственные побуждения социальны по происхождению и смыслу

2) способность к сознательному руководству собственным поведением это руководство ведется на основе осознанных мотивов целей и принципов, т.е. здесь предполагается сознательное соподчинение мотивов

Т.О. отношения, действия личности и поведения можно объединить в 4 тесные подструктуры, каждое из которых явл сложным образованием и выполняет определенную роль жизнедеятельности.

1) система регуляции

2) система стимуляции

3) система стабилизации

4) система индикации

В ходе развития человека система регуляции и система стимуляции пост взаимодействуют и именно на их основе возникают более сложные псих свойства, а также отношение и действии напр на решение жизненных задач.

 

Характеристики личности

1) активность- понимается как стремление субъекта выйти за собственные пределы, расширить сферу своей деятельности так же действовать за границами требований ситуаций и ролевых предписаний.

2) направленность- это устойчивое доминирующая система мотивов которая проявляет в нас такие понятия как интерес убеждения, идеал, вкус и.т.д в сем может проявляться потребность человека.

3) обязательное присутствие глубинных смысловых структур, именно они обуславливают сознание и поведение, именно они относительно устойчивы к вербальным воздействиям и могут преобразовываться к совместной деятельности групп и коллективов.

4) степень осознанности своих отношений к действительности, т.е. развитая личность, обладает развитым сознанием. Для индивида личность выступает как система приставлений о себе, Конструируется эта система представлений в процессе деяте5льности и общений т.о. обеспечивается единство личности и обнаруживает себя в самооценках чувстве уважения себя и уровня притязаний т.о. Я представляет собой то - каким индивид видит себя в настоящим, в будущем, а так же каким он бы хотел стать если бы сумел.

 

Структура личности

 

Ковалев А. Г. - он выделил

1) темперамент- структура природных свойств(в психологии человек рождается с темпераментом)

2) направленность- система потребностей, интересов и идеалов.

3) способности т.е. система интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств.

 

Ананьев более глубоко взглянул на структуру личности.

1) комплекс коррелируемых свойств индивида т.к. возрастно- половые., нейродинамические, конституционально- биохимические.

2) динамика психофизиологических функций и структура органических потребностей именно они относятся к индивидуальным свойствам. ПО мнение Ананьева высшая интеграция индивидуальных свойств представленная в темпераменте и задатках.

3) статус и социальные функции- роли.

4) мотивация поведения и ценностные ориентации

5) структура и динамика отношений

 

К.К, Платонов-

1) социально - обусловленные особенности.- здесь направленность и моральные качества.

2) биологически - обусловленные особенности- здесь темперамент, задатки, инстинкты, и простейшие потребности.

3) опыт- объем и качество имеющихся знаний. навыков, умений и привычек.

4) индивидуальные особенности различных психических процессов.

7. ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ

 

При любом заболевании страдает не только отдельный орган, определенная система, но и обязательно личность в целом, ибо организм и личность едины. Количественное и качественное изменение личности наряду с физиогенными причинами обусловлено и жизненными воздействиями, в том числе неблагоприятными биологическими и социальными факторами.

 

Постоянный контакт с больным требует от врача, медицинского психолога учета всех особенностей личности заболевшего с тем, чтобы, по образному выражению В.Н. Мясищева, не имел места " ветеринарно-зоотехнический подход к человеку".

 

Для врача и медицинского психолога, которые по роду своей деятельности вынуждены общаться с людьми различного возраста и пола, интеллектуального развития и характерологических особеностей и прочих свойств личности, к тому же измененных болезнью, чрезвычайно важно знать не только общее, но, главным образом, конкретное и особенное при изучении личности данного определенного человека.

 

Выявив общее, медицинский психолог и врач находит лишь " диапазон". Конкретизировав частности в личности больного, можно получить возможность " тонкой настройки", которая в конечном итоге и определит эффективность психологического воздействия на человека, страдающего тем или иным заболеванием. Исследуя преморбидную структуру личности и те изменения, которые произошли в ней под влиянием заболевания, сопоставляя все эти изменения с вероятным характером анатомо-физиологических нарушений в организме, сущность болезни познается наиболее полно. Только в таком случае можно в дальнейшем наиболее результативно воздействовать на патологический процесс для восстановления нарушенного равновесия заболевшего и окружающей биологической и социальной среды.

 

Всякий раз, когда возникает какой-либо вопрос о личности больного или тем более необходимость изучить его личность в целом, врачу приходится решать серию мыслительных задач и опираться для этого на ряд методов. Подобного рода алгоритм вполне подходит и для использования медицинским психологом. Однако при изучении личности необходимо помни-гь.что отдельных ее " элементов" очень много. Достаточно сказать, что в русском языке имеется более 1500 слов, обозначающих различные черты личности (К.К. Платонов), которые и являются элементами личности. Поэтому особо надо помнить о необходимости выделения существенного из несущественного.

 

Наиболее часто в клинической практике (особенно врачу) при изучении личности пациента приходится опираться на метод беседы. Именно благодаря этому методу выясняют историю развития личности больного, начиная с самого раннего детства. Больного тщательно расспрашивают о том, как он рос и развивался, какие характерологические особенности имели место в тот или иной период его жизни. От условий развития в дошкольном периоде переходят к обучению в школе и выясняют, легко ли давалось обучение, как учился больной, какие предметы его интересовали, проявлялись ли склонности к видам искусств, к занятиям спортом и т.п. Подробно исследуют условия социального окружения, взаимоотношения со сверстниками и выясняют, какую роль играл в то время больной во взаимоотношениях с товарищами (был ли в подчинении, наравне с прочими, возглавлял). Расспрашивают больного и об отношении к общественным мероприятиям, о его активности, инициативности и т.п.

 

Большое значение для формирования личности имеет та атмосфера, в которой происходило воспитание больного: частые скандалы, примеры аморальных поступков, запугивания и страхи, развитие неуверенности в своих силах и способностях или, наоборот, обстановка заласкивания, излишней предупредительности, создания обстоятельств, способствовавших переоценке собственных сил и возможностей и исключающих должную критику поступков, или же здоровое социальное окружение.

 

 

Схема проверки возникающего предположения о психических качествах личности

 

Методы: Дополнительные наблюдения; Беседа с изучаемым; Учет мнений других лиц; Естественный эксперимент; Лабораторный эксперимент.

 

(условия и проверку не описываю - еще большая банальность.)

 

Подробно прослеживают дальнейший жизненный путь больного: учебу в специальном учебном заведении, работу, семейную жизнь и др. Изучают характерологические особенности настоящего периода: идейно-моральные, интеллектуальные, волевые черты личности, типологические особенности, привычки и интересы, запросы и потребности и др. Наконец, сравнивают качества личности до и после начала заболеевания, оценивают новые свойства в характере, появившиеся уже на протяжении болезни.

 

Обязательным является сбор анамнестических сведений со слов родных и близких, сослуживцев и товарищей, соседей и знакомых больного. Принимают во внимание характеристики с места работы и других общественных организаций.

 

Можно предложить пациенту написать автобиографию, где просят уделить определенное внимание личностным качествам родителей, братьев, сестер, а если это целесообразно, то и других родственников.

 

Методом беседы и, как принято говорить в психологии, биографическим методом, можно достаточно полно изучить особенности всех сторон личности больного. Особо надо отметить, что первые попытки изучения типа нервной системы человека были осуществлены именно этим способом, получившим специальное название - патобиографический метод, данное Б.Н. Бирманом, учеником И.П. Павлова. Позднее в нашей стране в рамках данного направления были разработаны варианты исследования типологических особенностей некоторых профессий, например летчиков (К..К. Платонов).

 

Значительно более точные данные о свойствах личности больного (в том числе и его типологических особенностях) могут быть получены методом лабораторного эксперимента, т.е. путем экспериментально-психологических исследований. При их проведении важно учитывать не только получаемые формальные результаты, но и то, как ведет себя больной во время исследования, как он реагирует на предлагаемые ему задания.

 

В условиях стационара изучение свойств личности пациента возможно путем естественного эксперимента. Естественный эксперимент проводится с помощью заранее обдуманного медицинским психологом или врачом целенаправленного создания определенных ситуаций, реакция больного на которые может выявить как особенности его отдельных психических процессов и состояний, так и качества характера и способностей. Большие возможности для естественного эксперимента предоставляют лечебная физкультура и трудотерапия.

 

Важнейшее место при изучении личности больного занимает наблюдение за ним. В условиях стационара при этом обращают внимание на его взаимоотношения с медицинским персоналом, с другими (какими именно?) больными, выполнение назначений врача, режима и т.п.

 

В качестве особого метода следует выделить анализ продуктов деятельности пациента, в частности при трудотерапии, и особенно продуктов его творчества: дневников, писем, заявлений, рисунков, чертежей и т.д.

 

 

Но только сопоставление и анализ всех полученных данных позволяет прийти к объективным выводам и сделать заключение о личности в целом. Вот почему наиболее эффективный способ изучения и здоровой, и больной личности получил название метод обобщения независимых характеристик, причем для более полного раскрытия его сущности иногда добавляется: получаемых при изучении человека в различных видах его деятельности. Этот метод включает и обобщает все остальные, уже разобранные, в том числе и лабораторный эксперимент.

 

Широкое распространение за рубежом и в нашей стране в качестве инструмента для исследования личности получили различные психоди-агностические методики, которые можно разделить на три большие группы: методики, основанные на собеседовании с испытуемым; личностные опросники и проективные методики.

 

Методики, основанные на собеседовании с испытуемыми (или, как их еще нередко называют, методики-интервью), являются одними из наиболее старых и распространенных. Они сводятся к получению от самих испытуемых необходимой информации в ходе непосредственной беседы с ними в специально созданных условиях. Методики-интервью подразделяются на структурированные (с заранее составленной последовательностью определенного содержания вопросов) и неструктурированные (при этом вопросы построены с учетом достаточной свободы испытуемого в своих отчетах).

 

Личностные опросники базируются на самоотчете испытуемого о каких-либо собственных значимых качествах. Различают одномерные и многомерные личностные опросники. Одномерные опросники используются для изучения какого-либо одного аспекта личности, например методики Спилбергера-Ханина (изучение реактивной и личностной тревожности), УСК (изучение различных аспектов уровня субъективного контроля), методика Тейлор (изучение тревожности) и т.д. Многомерные опросники предназначены для исследования широкого спектра личностных особенностей испытуемых, в их число, например, входят СМИЛ (Стандартизированный метод исследования личности) - отечественный вариант ММР1, 16-факгорный личностный опросник Р.Б. Кэттэлла, Калифорнийский личностный опросник (СР1) и др.

 

Личностные опросники дают относительно полное, стандартизированное и свободное от личных взглядов экспериментатора представление об испытуемом, однако они не в полной мере защищены от различных искажений.

 

Проективные методики, по замыслу их создателей, предназначаются для раскрытия неосознаваемых конфликтов личности, ее скрытых мотивов, переживаний. В основе проективного метода лежат некоторые положения учения 3. Фрейда. Сам термин проективный метод в психодиагностике впервые предложил Л. Франк в 1939 г. Полагают, что в ответ на предъявляемые проективные стимулы испытуемые реагируют

 

 

выявлением неосознаваемых переживаний. К числу наиболее известных проективных методик относятся методика Роршаха, методика ТАТ; методика незаконченных предложений, методика Сонди; с определенными допущениями - методика изучения фрустрационной толерантности С. Розенцвейга и др.

 

В пособиях и руководствах психодиагностические методики, используемые ддя исследования личности, освещены достаточно подробно. Глава 3 ИНТЕЛЛЕКТ И СПОСОБНОСТИ

 

 

30. Интеллект (от лат. intellectus - понимание, познание) - способность-к осуществлению процесса познания и к эффективному решению проблем, в частности при овладении новым кругом жизненных задач.

Существует ряд принципиально различных трактовок интеллекта. В структурно-генетическом подходе Ж. Пиаже интеллект трактуется как высший способ уравновешивания субъекта со средой, характеризующийся универсальностью. При когнитивистском подходе интеллект рассматривается как набор когнитивных операций.

В факторно-аналитическом подходе на основании множества тестовых показателей отыскиваются устойчивые факторы (Ч. Спирмен, Л. Терстоун, X. Айзенк, С. Барт, Д. Векслер, Ф. Верной).

На сегодняшний момент принято считать, что существует общий интеллект как универсальная психическая способность, в основе которой может лежать генетически обусловленное свойство неравной системы перерабатывать информацию с определенной скоростью и точностью (X. Айзенк). В частности, в психогенетических исследованиях показано, что доля генетических факторов, рассчитанная по дисперсии результатов выполнения интеллектуальных тестов, достаточно велика, этот показатель имеет значение от 0.5 до 0.8. При этом наиболее генетически зависимым оказывается вербальный интеллект.

4. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТА

 

Прежде всего следует установить соответствие имеющегося у больного запаса знаний и образования, соответствие жизненного опыта возрасту, характеру трудовой деятельности. Для этого пациенту предлагают целый ряд вопросов, которые обязательно должны быть соотнесены с образованием и вообще предполагаемым уровнем развития интеллекта. Если это условие не будет учтено, то дальнейший контакт с больным может быть нарушен. Особенно это касается тех случаев, когда у пациента с высоким уровнем образования спрашивают элементарные сведения или если при отсутствии у человека достаточной подготовки ему предлагаются слишком сложные вопросы. В дальнейшем в соответствии с имеющимся умственным багажом применяют специальные методики для проверки возможностей анализа и синтеза.

 

При изучении интеллекта человека пожилого возраста необходимо помнить, что, согласно исследованиям, проведенным в последние десятилетия, установлено менее разрушительное влияние старения на интеллектуальные способности более одаренных людей.

 

Результаты исследования интеллекта сопоставляют с данными исследования остальных психических функций. Только после этого можно сделать окончательный вывод о психическом состоянии больного и о тех практических мероприятиях, которые целесообразны при общении с ним. В качестве методов психодиагностики интеллекта в настоящее время во всех странах мира очень широкое распространение получили различные психометрические методы. Среди них наиболее известны взрослый и детский варианты методики Д. Векслера и методика прогрессивных матриц Дж. Рейвена.

 

Исследование интеллекта по методу Д. Векслера. Предложено его автором в 1949 году ддя детей и в 1955 году для взрослых. В нашей стране методика применительно к взрослым была адаптирована в Ленинградском научно-исследовательском психоневрологическом институте им. В.М. Бехтерева в 1969 году, а детский вариант методики - А.Ю. Пана-сюком в 1973 году.

 

Методика предназначена для комплексного исследования интеллекта и вычисления интеллектуального коэффициента IQ. Взрослый вариант методики рассчитан на возрастной интервал от 16 до 64 лет (может быть использован и в более старшем возрасте); детский вариант применяется от 5 до 15 лет 11 месяцев 29 дней.

 

Методика состоит из II (взрослый вариант) или 12 (детский вариант) субтестов, каждый из которых является самостоятельной психодиагнос-тической методикой, исследующей те или иные стороны осуществления интеллектуальной деятельности. Все субтесты разделены на две группы - вербальные (6 субтестов) и невербальные (5 субтестов во взрослом варианте и 6 субтестов в детском варианте).

 

Группа вербальных субтестов включает:

 

субтест 1 (общая осведомленность) - исследует воспроизведение ранее усвоенного материала, в известной мере измеряет объем полученных испытуемым знаний, состояние долговременной памяти. Является в значительной степени культурально обусловленным субтестом;

 

субтест 2 (общая понятливость) - содержит вопросы, позволяющие оценить социальный и культурный опыт испытуемого, способность формирования им умозаключений на основе прошлого опыта;

 

субтест 3 (арифметический) - диагностирует способность концентрации активного внимания, быстроту мышления, способность оперирования арифметическим материалом. Результаты этого субтеста обнаруживают обратную зависимость от возраста;

 

субтест 4 (сходства) - оценивает логический характер мышления, способность формирования логического понятия. Субтест может обнаруживать некоторую обратную зависимость успешности выполнения от возраста испытуемого;

 

субтест 5 (воспроизведение цифровых рядов в прямом и обратном порядке) - применяется для исследования оперативной памяти и внимания;

 

субтест 6 (словарный) - служит для оценки словарного запаса испытуемых.

 

Перечисленные шесть субтестов хотя и относятся к группе вербальных, сами по себе являются достаточно неоднородными. Наиболее убедительно это показали исследования Д. Бромлей (1966), установившей различную динамику успешности выполнения отдельных вербальных субтестов в зависимости от возраста.

 

По результатам выполнения испытуемым вербальных субтестов вычисляется их интегральная оценка - так называемый вербальный IQ.

 

Невербальные субтесты представлены пятью методиками у взрослых и шестью у детей.

 

субтест 7 (цифровых символов, шифровка) - исследует зрительно-моторную координацию, психомоторику, способность к научению;

 

субтест 8 (нахождение недостающих деталей в картине) - выявляет способность испытуемого выделять существенные признаки предмета или явления, исследует концентрацию активного внимания, ее роль при воспроизведении образов;

 

субтест 9 (кубики Кооса) - служит для исследования пространственного воображения, конструктивного мышления;

 

субтест 10 (последовательные картины) - выявляет способность установления испытуемым последовательности развития сюжета по серии картинок, его антиципацию мышления и способность к планированию социальных действий. В определенной мере по результатам выполнения данного субтеста можно получить представление о социальном интеллекте испытуемого;

 

 

субтест II (сложение фигур) - измеряет способность составления из отдельных фрагментов единого смыслового целого, зрительно-моторную координацию испытуемого.

 

Детский вариант методики измерения интеллекта Д. Векслера в своей невербальной части содержит также еще один субтест, альтернативный субтесту шифровки цифр - субтест 12 (лабиринты).

 

Точно так же, как определяется интегральный показатель вербальных субтестов, рассчитывается и интегральный показатель выполнения невербальных субтестов - невербальный IQ. Затем на основе полученных результатов производится определение общего IQ.

 

Все показатели интеллектуального коэффициента рассчитываются в зависимости от возраста испытуемого.

 

Тест Векслера тщательно стандартизирован, имеет высокую надежность (для взрослого варианта - 0, 97, для детского варианта - 0, 95-0, 96).

 

Методика широко применяется в клинической практике, коррекционной педагогике (преимущественно в олигофренопедагогике), профессиональном отборе, судебно-психологической экспертизе.

 

Шкала прогрессивных матриц Дж. Рейвена. Предложена в 1936 году. Разрабатывалась в рамках традиционной английской школы психологии, согласно которой наилучшим способом измерения фактора интеллекта является выявление отношений между абстрактными фигурами.

 

Черно-белые стандартные матрицы Рейвена предназначены для взрослых в возрасте от 20 до 65 лет; с их помощью могут быть также исследованы дети и подростки в возрасте от 8 до 14 лет.

 

Цветные матрицы Рейвена (более простой вариант методики) применяются дня исследования детей в возрасте от 5 до II лет; их рекомендуют применять также для лиц старше 65 лет и умственно сниженных лиц.

 

Продвинутые матрицы Рейвена предназначены для исследования интеллекта у одаренных личностей.

 

Методика Рейвена состоит из невербальных заданий, что, по мнению многих зарубежных исследователей интеллекта, имеет важное значение, так как позволяет меньше учитывать знания, приобретенные испытуемым в процессе образования и благодаря жизненному опыту.

 

Стандартные матрицы Рейвена включают 60 черно-белых таблиц, объединенных в пять серий возрастающей трудности: А, В, С, D, Е. Каждая серия содержит 12 таблиц, расположенных в порядке возрастания сложности геометрического изображения.

 

Серия А использует принцип установления взаимосвязи в структуре матриц. От испытуемого требуется дополнить недостающую часть изображения. Исследуются: способность дифференциации основных элементов структуры и раскрытия связей между ними; способность идентификации недостающей части структуры и сличения ее с представленными образцами. 4* '

 

 

Серия В построена по принципу аналогии между парами фигур. Испытуемый должен найти принцип, соответственно которому построена в каждом отдельном случае аналогия, и, исходя из этого, подобрать недостающий фрагмент.

 

Серия С сформирована по принципу прогрессивных изменений в фигурах матриц. Эти фигуры в пределах одной матрицы все более усложняются, происходит как бы их непрерывное развитие.

 

Матричные фигуры в серии D построены по принципу перегруппировки. Испытуемый должен обнаружить эту перегруппировку, происходящую в горизонтальном и вертикальном направлениях.

 

Серия Е основана на принципе разложения фигур основного изображения на элементы. Недостающую фигуру можно найти, поняв принцип анализа и синтеза фигур.

 

Методика прогрессивных матриц Рейвена позволяет при помощи специальной таблицы переводить полученные результаты в интеллектуальный коэффициент IQ. Надежность методики достаточно высока - по данным ряда специальных исследований она колеблется от 0, 7 до 0, 89. Методика Рейвена широко используется в профотборе и клинической психодиагностике. В нашей стране методики Дж. Рейвена адаптируются коллективом сотрудников Института психологиии РАН под руководством В.И. Белопольского.

 

Помимо описанных существуют и другие методики для психометрического исследования интеллекта (Р. Амтхауэра, Р. Кэттэлла и т.д.). Глава 4 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ВОЛЯ. ПСИХОМОТОРИКА

 

 

25. Основные школы

 

Психоанализ – основатель З Фрейд - обратился от анализа сознания к анализу скрытых глубинных слоев психической активной личности, он выделил 3 сферы психического:

1. сознание

2. предсознание

3. бессознательное - именно в бессознательном находятся основные детерминанты (компоненты) личности. это

психическая энергия

побуждение


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.026 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал