Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Принципы управления персоналом
Принципы управления персоналом — правила, основные положения и нормы, которым должны следовать руководители и специалисты в процессе управления персоналом. Принципы управления персоналом можно представить в виде схемы
Бюрократия – обеспечение разумного господства центрального звена управления над основной частью персонала для строгого выполнения нормативных документов организации. Гибкость – приспособляемость СУП к изменяющимся целям объекта управления и условиям его работы. Децентрализация – в любых горизонтальных и вертикальных разрезах СПУ должна обеспечиваться рациональная автономность структурных подразделений или отдельных руководителей, с передачей прав и ответственности на нижние уровни. Дисциплинированность - все работники выполняют правила внутреннего трудового распорядка Единоначалие - концентрация власти в руках линейных руководителей, работник получает распоряжение и отчитывается перед одним непосредственным начальником. Кадры решают все - должна быть разработана эффективная система подбора, расстановки и обучения кадров. Развитие и продвижение работников осуществляется в соответствии с результатами их труда, квалификацией, способностями и потребностями организации. Коллегиальность - менеджеры работают в тесном контакте друг с другом и связаны узами сотрудничества и взаимозависимости, участвуя в выработке наиболее важных решений. Кооперация - система управления персоналом должна обеспечивать максимальное разделение и специализацию процессов выработки, принятия и реализации решений человеком. Корпоративность - гармония интересов всех категорий персонала в обеспечении единства интересов и усилий по достижению целей управления. Оперативность - своевременное принятие решений по анализу и совершенствованию системы управления персоналом, предупреждающих или оперативно устраняющих отклонения и конфликты. Ротация - временное выбытие отдельных работников не должно прерывать процесс осуществления каких-либо функций. Для этого каждый работник системы управления персоналом должен, уметь выполнять функции одного-двух работников своего уровня и планомерно перемещаться по различным должностям. Специализация - разделение труда в системе управления персоналом (выделяется труд руководителей, специалистов и служащих). Формируются отдельные подразделения, специализирующиеся на выполнении однородных функций управления. Справедливое вознаграждение - базируется на оплате по результатам индивидуального и коллективного труда с возмещением стоимости рабочей силы. Эффективность - предполагает экономичную организацию системы управления персоналом на основе снижения доли затрат на управление в общих затратах на единицу выпускаемой продукции.
16. Методы управления персоналом: административные, экономические, социально-психологические. Методы управления персоналом — это способы воздействия на коллективы отдельных работников с целью осуществления координации их деятельности в процессе функционирования организации. По мнению А.Я. Кибанова основополагающим методом управления персонала является мотивация труда работников, которая осуществляется с применением 3х групп методов: - административных - экономических - социально-психологических Административные методы. Для них характерно прямое, централизованное воздействие (устав и т.п.). Они ориентированы на такие мотивы поведения как: - осознанная необходимость трудовой дисциплины; -чувство долга; -стремление человека трудиться в определенной организации; -корпоративная культура. В систему административных методов входят: 1. Организационно-стабилизирующие методы (ФЗ, Указы Президента, уставы, государственные стандарты). При определении их состава и содержания используются научные подходы к управлению организации. 2. Методы организационного воздействия (регламенты, инструкции, организационные схемы, нормирование труда). Действуют внутри организации. 3. Распорядительные методы (приказы, распоряжения). Используются в процессе оперативного руководства. 4. Дисциплинарные методы, т.е. применение негативных стимулов (штраф, увольнение). Необходимо разумное сочетание положительных и негативных стимулов. Оно должно быть основано на традициях, сложившихся в коллективе, и на взглядах работников и руководителей организации. Административные методы мотивации труда активно используются, где реализуется авторитарный стиль руководства. Такие методы, как организационное воздействие необходимы, т.к. способствуют более четкой и эффективной организации труда на любом предприятии, а нормирование труда позволяет разработать научно обоснованную систему оплаты труда и социальной защиты работников. Экономические методы. Под экономическими методами понимают элементы экономического механизма, с помощью которого обеспечивается функционирование и развитие организации. Роль экономических методов управления персоналом заключается в мобилизации трудовых ресурсов на достижение определенного результата. Осуществляют материальное стимулирование работников и делятся на 2 группы: 1. Методы, которые используются федеральными и региональными органами управления (налоговая система, кредитно-финансовый механизм). 2. Методы, используемые фирмой (система материального поощрения работников, экономические нормативы функционирования фирмы, система ответственности за качество, эффективность работы, участие в прибыли и капиталах). Социально-психологические методы управления. Результаты труда во многом зависят от целого ряда психологических факторов. Умение учитывать эти факторы и с их помощью целенаправленно воздействовать на отдельных работников поможет руководителю сформировать коллектив с едиными целями и задачами. Социально-психологические методы представляют собой совокупность специфических способов воздействия на личностные отношения и связи, возникающие в трудовых коллективах, а также на социальные процессы, протекающие в них. Они основаны на использовании моральных стимулов к труду, воздействуют на личность с помощью психологических приемов, которые носят личностный характер (личный пример, авторитет и др.). Приемы и способы социально-психологического воздействия во многом определяются подготовленностью руководителя, его компетентностью, организаторскими способностями и знаниями в области социальной психологии. Социально-психологические методы руководства требуют, чтобы во главе коллектива были люди достаточно гибкие, умеющие использовать разнообразные аспекты управления. В качестве основных форм такого воздействия можно рекомендовать: планирование социального развития трудовых коллективов, убеждение как метод воспитания и формирования личности, экономическое соревнование и т.д., внушение.
17. Философия управления персоналом: понятие, разновидности. Философия управления персоналом – это формирование поведения отдельных работников по отношению к целям развития предприятия. Сущность философии управления персоналом организации заключается в том, что работники имеют возможность удовлетворить свои личные потребности, работая в организации. Иначе говоря, созданы условия для справедливых, равноправных, открытых, доверительных взаимоотношений в организации; каждый сотрудник может полностью использовать свои навыки: каждый работник имеет возможность играть активную роль в принятии важных производственных решений. Философия управления персоналом заключается также в наиболее полном удовлетворении потребностей работников. Следует отметить, что философия управления персоналом в различных странах имеет большие отличия. Американская философия. Здесь управление происходит в условиях жесткой конкуренции. Сотрудников поощряют строго с учетом прибыльности дела. Если от проекта компания получает прибыль, работник может воспользоваться материальными благами в виде финансового поощрения, однако, если разработанный проект окажется провальным, то вся идея остается неоплаченной. Американская школа характеризуется постановкой перед собой определенных задач и целей, которых нужно достичь в условиях конкуренции, чтобы впоследствии иметь высокую оплату и социальную защищенность. Японская философия. Эта философия управления персоналом базируется на традициях уважения к старшим и коллективизме. Таким образом, чем выше стаж сотрудника, тем больше у него заработная плата, при этом вместо конкуренции, где каждый сам за себя и работает правило «человек человеку волк», в организации придерживаются атмосферы вежливости, всеобщего согласия. Это позволяет развить чувство преданности в сотрудниках, поскольку они будут уверены в пожизненном обеспечении социальных гарантий данной организацией, при условии постоянной работы. Российская модель философии управления персоналом. Российская школа достаточно разнообразна, поскольку совмещает в себе практически все существующие модели управления. Прежде всего, особенности философии предприятия зависят от таких факторов: - форма собственности организации; - особенности региона; - отраслевые характеристики; - размеры предприятия. Если речь идет о крупных фирмах, то здесь сохраняются традиции серьезного отношения к работе, строгой дисциплины в процессе выполнения труда, чувство коллективизма. При этом сотрудники обеспечиваются социальными гарантиями и высокой заработной платой, что позволяет повысить уровень жизни. На таких объектах работники стараются вести себя ответственно: гарантировать высокое качество труда, своевременно выполнять план, повышать чувство преданности организации, стараться развивать свои идеи направленные на благо фирмы. Если же речь идет о предприятиях среднего размера, которые работают в условиях государственной собственности, то здесь характерными будут такие факторы: - средний уровень заработных плат; - высокие требования при слабых мощностных особенностях предприятия; - неприятие новых идей, а «шаблонная работа», которую не модернизировали многие годы; - основная цель – выполнить план, несмотря на отношение к работникам и их собственное отношение к работе. К сожалению, данная модель все еще сохраняется в России. В связи с большой территорией страны, экономические программы модернизации физически невозможно внедрить во многих регионах. Если дело касается организаций малого бизнеса, то проблемами философии управления персоналом являются: - не сформулированные четко особенности управления; - отсутствие демократии внутри фирмы; - неуважительное отношение начальника к сотрудникам.
|