Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Внутренняя политика СССР в 1964 - 1984






14 октября 1964 г. состоялся пленум ЦК, который сместил Хрущева со всех постов. Первым секретарем ЦК был избран Л.И. Брежнев. В этот период максимально была возвышена роль партии над государством.

Во второй половине 1960-х гг. был проведен ряд важных преобразований, давших определенный импульс развитию советской экономики. Председатель Совета Министров СССР А.И. Косыгин, будучи сторонником радикальных мер в экономике, считал необходимым совершенствовать мотивационный механизм, в котором результаты труда были бы теснее увязаны с заработной платой. Стержнем реформы стал хозяйственный расчет, на который переводились предприятия промышленности.

Хозяйственная реформа началась в январе 1966 г. В первые годы восьмой пятилетки были достигнуты положительные результаты. Объем промышленного производства вырос в полтора раза.

Сельским жителям были возвращены приусадебные подсобные хозяйства. С колхозов были списаны долги, повышены закупочные цены, установлены надбавки за сдачу сверхплановой продукции государству. Но прирост производительности труда из-за неэффективности управления оставался небольшим, СССР продолжал закупать значительную часть продовольствия за рубежом.

К концу 1960-х годов экономическая реформа пошла на убыль. Главными препятствиями на ее пути были командно-административная система, тотальное планирование и отраслевой монополизм. Начиная с 1970-х гг. Советский Союз начал резко отставать от ведущих стран мира по внедрению в производство научно-технических достижений. Страна все больше превращалась в сырьевой придаток Запада.

Советская внешняя политика в годы брежневского правления была довольно активной. В 1972 г. СССР и США подписали Договор об ограничении стратегических вооружении (ОСВ-1), а в 1978 г. заключили Договор по ограничению ракет средней дальности. В 1972-1975 гг. проходило Общеевропейское совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Однако серьезным просчетом стал ввод советских войск в Афганистан в декабре 1979 г.

 

54. СССР на международной арене во второй половине 60-х — на­чале 80-х гг.
В 1968 был подписан многосторонний договор о нераспространении ядерного оружия. В 1970 заключён договор между СССР и ФРГ, подтвердивший нерушимость государственных границ в Европе; Советский Союз заявил о том, что не будет препятствовать мирному объединению двух германских государств в будущем. В 1975 завершилось Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе, заключительный документ которого констатировал основные принципы отношений между европейскими странами, США и Канадой: суверенное равенство государств, неприменение силы или угрозы силой, нерушимость границ и территориальная целостность государств, уважение прав человека и др. Регулярными стали встречи на высшем уровне двух “сверхдержав” - СССР и США. В начале 1970-х гг. США признали наличие военно-стратегического паритета с Советским Союзом. В отношениях с социалистическими странами СССР продолжал политику “старшего партнёра”, стремящегося к укреплению сотрудничества на его собственных принципах. Тем не менее, “социалистическое содружество”, в которое входили страны - члены Организации Варшавского договора и СЭВ, представляло собой мощную политическую и военную силу, являясь одной из несущих конструкций “двухполюсного” миропорядка. Отношения внутри “содружества” обострились после вооружённого вмешательства СССР и других стран - участников Варшавского договора во внутренние дела Чехословакии (август 1968), политическое руководство которой провозгласило курс на создание новой концепции социализма - “социализма с человеческим лицом”. Сложный период переживали советско-китайские отношения. В конце 60-х гг. произошёл ряд вооружённых конфликтов на советско китайской границе, переговоры по пограничным и иным вопросам зашли в тупик, выход из которого наметился только во второй половине 80-х гг. В конце 1979 - начале 1980 советское руководство приняло решение о вводе войск в Афганистан для помощи пришедшему там к власти прокоммунистическому режиму. Растянувшееся на десять лет вмешательство СССР в гражданскую войну в Афганистане серьёзно подорвало его позиции на международной арене и осложнило внутриполитическую обстановку в стране. Размещение американских ракет средней дальности в ФРГ, Великобритании и Италии и советских ракет в ГДР и Чехословакии привело к новому обострению советско-американских отношений. В начале 80-х гг. США объявили о разработке программы “стратегической обороны”, нацеленной на то, чтобы на новом витке гонки вооружений экономически обескровить Советский Союз.

 

55 Последние годы существования СССР (1985-1991-е гг.): «перестройка», экономические реформы, изменение внешнеполити­ческих принципов
К середине 80-х гг. отставание СССР от Запада становилось всё более очевидным. Стране требовались реформы.
В апреле 1985 г. новый Генеральный секретарь ЦК КПСС М. С. Горбачёв объявил о начале «перестройки и ускорения». Но плана реформ он не имел. Был легализован бизнес под видом кооперативов, но тут же обложен чрезмерными налогами, к тому же там часто «отмывали» деньги криминальных структур. Расширилась самостоятельность предприятий, но ослабление централизации в системе, которая без нее не работала, и в таких условиях промедление с созданием нормальной рыночной системы привело в 1990-1991 гг. к развалу экономики.
Появилась гласность, т.е. свобода слова, но в основном лишь в крупных городах. Возобновилась реабилитация жертв сталинского (и не только) режима. Пробуждение надежд и гласность породили новый подъём культуры, стали издаваться прежде запрещенные произведения. Возобновилось разоблачение сталинизма, перешедшее в разоблачение коммунистической системы в целом.
В 1989 г. собрался I съезд народных депутатов СССР, избранный на альтернативной основе (прежде выдвигался лишь один кандидат). В ходе выборов возникло антикоммунистическое движение «Демократическая Россия», объединившее сторонников переустройства страны по западному образцу. Их поддерживала прежде всего интеллигенция. На съезде они организовали фракцию «Межрегиональная депутатская группа». Её деятели возглавили с 1990 г. столичные города: Г. X. Попов — Москву, А. А Собчак — Ленинград (Санкт-Петербург).
В 1990 г. из Конституции под давлением оппозиции убрали фразу о руководящей роли КПСС. Появились самые разные партии. Постепенно власть стала переходить от партийных структур к избранным народом советам, но и те часто не могли улучшить обстановку. Нередко главы местных партийных организаций сами становились руководителями советов. В 1990 г. введены должности президента СССР (им стал Горбачёв) и РСФСР (член «Демократической России» Б. Н. Ельцин). Сторонники сохранения прежней системы (вице-президент СССР Г. И. Янаев, премьер-министр В. С. Павлов, министр обороны СССР Д. Т. Язов и др.) попытались устроить переворот, ввели 19 августа 1991 г. в Москву войска и объявили чрезвычайное положение, но уже в 21 августа потерпели провал и были арестованы.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал