Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Проблемы и упражнения
1. Объясните, аргументируя свои положения, что произойдет, если страховая компания будет назначать молодым людям ту же ставку за страхование автомашины, что и клиентам пожилого возраста?
2. Известно, что некоторая часть всех новых автомобилей (d) имеет дефекты, которые могут быть выявлены только их владельцами. Каждый потребитель нейтрально относится к риску и оценивает машину без дефектов в $ 6000. Новые автомобили продаются по цене $ 4000 каждая. Если не учитывать износа автомобиля от его использования, то какой будет стоимость перепродаваемого автомобиля? Тесты 1. Если на рынке существует информационная асимметрия, то: а) будет дефицит товара по цене равновесия; б) будут излишки товара по цене равновесия; в) рынок не обеспечивает достижение эффективности; г) на рынке возникает проблема «безбилетника». 2. Проблема моральной нагрузки в отношении страхового бизнеса сводится к следующему: а) чаще всего покупателями страховых полисов являются те, для кого вероятность наступления страхового случая наибольшая; б) покупатели страховых полисов, как правило, менее осторожны по отношению к застрахованному риску; в) продавцы страховых услуг предлагают эти услуги по различным ценам; г) продавцы страховых услуг завышают цены этих услуг.
3. Проблема неблагоприятного отбора(отрицательной селекции) в отношении страхового бизнеса сводится к следующему: а) чаще всего покупателями страховых полисов являются те, для кого вероятность наступления страхового случая наибольшая; б) покупатели страховых полисов, как правило, менее осторожны по отношению к застрахованному риску; в) продавцы страховых услуг предлагают эти услуги по различным ценам; г) продавцы страховых услуг завышают цены этих услуг.
4. Предоставление правительством финансовой помощи фермерам часто приводит к тому, что фермеры отказываются от страхования урожая. Эту ситуацию можно рассматривать, как пример: а) отрицательного отбора; б) моральной нагрузки; в) несостоятельности рынка; г) внешних выгод.
5. Если производство товара порождает отрицательные внешние эффекты, то нерегулируемый рынок производит: а) слишком много товара по слишком низкой цене; б) слишком много товара по слишком высокой цене; в) слишком мало товара по слишком низкой цене; г) слишком мало товара по слишком высокой цене; Темы для рефератов и дискуссий. 1. Факторы, обусловливающие появление информационной асимметрии и пути ее преодоления. Основные понятия Информационная асимметрия, моральная нагрузка, отрицательный отбор, проблема заказчика-агента, рынок «лимонов», рыночные сигналы. Литература 1. Хейне П. Экономический образ мышления. – М., 1989. 2. Долан Э. Дж., Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая модель. – СПб., 1992. 3. Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: Пер. с 13 англ. изд. – М.: ИНФРА-М, 1999. – С. 655-686, 703-724. 4. Пиндайк Р. С., Рубинфельд Д. Л. Микроэкономика: Пер. с англ. – М: Дело, 2000. – С. 167-199, 681-752. 5. Хайман Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. В 2-х т. Пер с англ. – М.: «Финансы и статистика», 1992. – Т. П. – С. 267-323. 6. Самуэльсон П. А., Нордхаус В. Д. Экономика: Пер. с англ. – М.: «Издательство БИНОМ», 1997. – С. 317-339. 7. Сидорович А.В., Тарануха Ю. В. Экономическая теория: наглядные материалы. – М., 1993. 8. Фишер С., Шмалензи Р., Дорнбруш Р. Экономикс. – М.: «Дело ЛТД», 1995. – С. 57-73, 231-270, 342-357. 9. Вэриан Х. Р. Микроэкономика. Промежуточный уровень. Современный подход: Учебник для вузов / Пер с англ. Под ред. Фроловой Н.Л. – М.: «ЮНИТИ», 1997. – С. 609-631, 662-712. 10. Франк Р. Х. Микроэкономика и поведение. – М.: ИНФРА-М, 2000. – С. 620-694. 11. Курс экономической теории: учебник/Под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е. А.. – Киров: «АСА», 2001. – С. 172-190, 311-318. 12. Экономическая теория: Учебник / Базылев Н.И., Базылева М.Н., Гурко П.С. и др.; Под ред. Базылева Н.И., Гурко П.С. 3-е изд., перераб. и доп. – Мн.: БГЭУ, 2002. – С. 403-430. 13. Нуреев Р.М. Курс Микроэкономики: Учебник для вузов. – 2-е изд. изм. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М), 2001. – С. 386-482. 14. Стиглиц Дж. Ю. Экономика государственного сектора / Пер. с англ. – М.: Изд-во МГУ: ИНФРА-М, 1997. 15. Кац М. Микроэкономика / М. Кац, Х. Роузен; Пер. с англ. И. Пустовалова и др. – Мн.: Новое знание, 2004. – С. 196-295, 701-755. 16. Микроэкономика: Учеб.пособие /А.В.Бондарь, В.А.Воробьев, Н.Н.Сухарева; под ред. А.В.Бондаря, В.А.Воробьева – Мн.: БГЭУ, 2007. – С. 330-353. 17. Коваленко, А.В. Микроэкономика: учеб.-метод. пособие / А.В. Коваленко, А.В. Бельский. – Минск: БГУ, 2013. – С. 334-343.
Тема 18. Общественные блага и общественный выбор (4 часа) Вопросы для обсуждения 1. Экономические блага и их виды. Чистые частные блага и чистые общественные блага. Характеристики чистых общественных благ. 2. Проблема «безбилетника» и ее значение для обеспечения общественными благами. 3. Эффективный объем производства общественных благ. Рыночный механизм обеспечения общественными благами. Перегружаемые и исключаемые общественные блага. 4. Роль государства в обеспечении общественными благами.
|