Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ГЛАВА 10. Финансово-хозяйственная деятельность религиозных организаций
Основная новация: Введение ясных правил предпринимательской деятельности религиозных объединений. Финансово-хозяйственная деятельность религиозных организаций необходимым образом включает в себя коммерческую составляющую. Во-первых, по описанным выше причинам: верующие люди – не бестелесные духи, а их объединения вынуждены в том числе заботиться и о земных аспектах своей деятельности. Во-вторых, потому, что и светские общественные организации имеют право вести и активно ведут предпринимательскую деятельность – с тем единственным отличием от бизнес-структур, что прибыль, полученная от такой деятельности, не распределяется между собственниками, учредителями, членами и т.п., а направляется исключительно на достижение уставных целей организации. Лишить этой возможности религиозные организации только на том основании, что они – религиозные, было бы совершенно несправедливой дискриминацией, которую светское демократическое государство допустить не может и не должно. Более того, светское демократическое государство, оставаясь в рамках своей природы, не может воспрещать одновременное служение «богу и мамоне». Это внутреннее дело и внутренняя ответственность самих религиозных организаций. Скорее всего, общественный авторитет некоторых из них только укрепился бы, если бы они являли меньше примеров подобного рода. Но государственное принуждение религиозных людей к соблюдению религиозных же заповедей – дело противоестественное. А вот что может и должно сделать светское демократическое государство, так это решительно потребовать, чтобы служение богу не выступало дымовой завесой для служения мамоне. Чтобы на предпринимательскую деятельность религиозных организаций распространялись основные нормы и правила, существующие для всех остальных субъектов такой деятельности (болезненный вопрос о качестве самих этих норм должен обсуждаться и решаться; но не Религиозным Кодексом). Прибыль, полученная религиозной организацией (в том числе прибыль созданных ею предприятий), подлежит направлению – в прозрачном и подконтрольном режиме – на ее уставные цели, и в этом отношении правовое положение религиозной организации ничем не должно отличаться от правового положения НКО. Но если под вывеской религиозной организации развернут полноценный бизнес, а его прибыль таковой якобы не является, налогами не облагается и неизвестным образом распределяется – это несправедливо по отношению к другим субъектам экономической деятельности и должно быть воспрещено законом. Бизнес, по воле своих собственников и в соответствии с их взглядами на жизнь, имеет возможность заниматься благотворительностью, в том числе финансируя религиозные организации, отдельные храмы и общины, их конкретные проекты… Пусть так и будет. Но пусть он делает это именно как бизнес, а не притворяется чем-то иным. В соответствии с этим простым принципом должен быть решен и вопрос о гражданских пожертвованиях. Сама по себе практика пожертвований абсолютно легитимна и не должна становиться объектом мелочного регулирования – нельзя и думать о том, чтобы приставить кассовый аппарат к каждому свечному ящику. Но пожертвование по смыслу своему – добровольное деяние. Если же под вывеской сбора пожертвований ведется самая настоящая торговля «монастырскими» (халяльными, кошерными…) продуктами, одеждой, посудой, ювелирными украшениями, около- и квазирелигиозной издательской продукцией, авиабилетами и т.п. – то и регулироваться она должна как торговля. Даже если торгуют в храме или его окрестностях. А все то, что не запрещено, пусть будет разрешено. Пусть религиозные организации свободно финансируются свободными людьми. Пусть религиозные организации ведут как можно более успешную предпринимательскую деятельность – и направляют прибыль на то, ради чего они и существуют как организации, а не на личное обогащение отдельных своих представителей (отсюда необходимость специальной статьи о конфликте интересов и о путях его недопущения). Пусть не подлежат обложению налогом на прибыль издание религиозной (но только действительно религиозной!) литературы и производство предметов богослужебного (но только действительно богослужебного!) назначения – просто потому, что светское демократическое государство не значит циничное и аморальное, и оно вполне может позволить себе небольшое изъятие из общего правила, способное послужить удовлетворению самых сокровенных духовных потребностей значительной части его граждан. Но пусть все это делается честно.
|