Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ГЛАВА 12. Особенности обеспечения свободы совести и свободы вероисповедания в образовательных учреждениях






 

 

Основная новация:

Последовательное распространение на сферу образования принципа религиозной нейтральности государства. Образ и мера присутствия религии (религиозных организаций, священнослужителей, учебных дисциплин и т.д.) в российской образовательной системе – один из самых болезненных вопросов религиозно-государственных отношений, все более ощутимо раскалывающий наше общество. В этом нет ничего необычного – так было во всех странах, решавших аналогичные проблемы. Любой религиозный призыв обращен и к детям тоже. Нет таких верующих родителей, которые захотели бы оставить своих детей в неведении относительно открывшейся им истины и добродетели, и никто не вправе воспретить такое просвещение – ни всем конфессиям разом, ни выборочно. Но и государство небезразлично к тому, какие ценности усваивают его юные граждане – ведь в современных обществах школа представляет собой важнейший политический институт, предопределяющий будущее страны в гораздо большей степени, чем все правительства, парламенты и партии, вместе взятые.

В этой точке схода возможен как конфликт, так и компромисс. Нам нужен именно компромисс – главное, не надо думать, что путем к нему способно стать продолжение ползучей экспансии религии в государственное образование. Конечно, такая экспансия порождена не каким-то коварным умыслом, а тем ценностным вакуумом, в котором находится российское общество и к заполнению которого государство не прилагает никаких усилий, кроме откровенно пародийных. Природа не терпит пустоты – и в эту пустоту закономерно приходят конфессии. Но, к сожалению, приходят в основном нечестно. Их экспансия не регулируется никакими внятными правилами и нормами, опирается преимущественно на неформальные договоренности с властями и чиновниками разных уровней и к тому же является избирательной – двери, настежь открытые перед одними, наглухо закрыты для других.

Открыть все двери для всех невозможно и не нужно (не случайно нигде в мире такое не практикуется). А значит, настоящим путем к компромиссу в образовании способно стать не беспорядочное и бесконтрольное смешение религиозного и светского, а, наоборот, их четкое разделение – и защита границ каждого из этих двух пространств свободы.

На самом деле тут есть всего несколько простых вопросов, на которые надо дать столь же простые ответы. Вот они:

допустимо ли преподавание религиозных дисциплин в государственных и муниципальных образовательных учреждениях среднего общего образования? Выражаясь проще – в школах? Нет. Ни под каким видом: ни обязательных, ни факультативных, ни в порядке урочной, ни в порядке внеурочной работы, ни на бесплатной, ни на платной основе. Школы – это территория светского демократического государства, обязавшегося охранять право несовершеннолетних на свободу совести и свободу вероисповедания. А раз так, то и школьное образование должно быть во всех отношениях светским. Причем слово «территория» здесь надо понимать буквально: для религиозного образования двери государственной и муниципальной школы необходимо закрыть. Физически. А также окна и форточки – любые ухищрения, имеющие целью обойти этот ясный принцип, подлежат пресечению, для чего потребуется введение в законодательство соответствующих статей и санкций.

необходимо ли преподавать в государственных и муниципальных образовательных учреждениях среднего общего образования базовые знания об основных религиозных традициях России и мира? Да. Потому, что это отвечает интересам светского демократического государства. Современный мир таков, что не владеющий этими знаниями человек будет дезориентирован, станет объектом разнонаправленных манипуляций и, очень вероятно, не сможет ни пользоваться своими гражданскими правами, ни исполнять свои гражданские обязанности. Поэтому еще один эксперимент, который следует признать провалившимся – введение в школьные программы предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в его нынешнем вариативном виде. Вариативность получается мнимая, лицемерная – только единичные школы способны предоставить учащимся равноценные возможности выбора из всего декларативно заявленного спектра. Поэтому сам этот выбор в огромном большинстве случаев оказывается навязанным, зависящим от личной позиции и, следовательно, произвола руководства образовательного учреждения. Либо наиболее распространенная в регионе конфессия, к которой принадлежит и сам директор, либо – чаще всего – абстрактная «светская этика». Кстати, «светская этика» сюда приплетена вообще ни к селу ни к городу (хотя, видимо, из благих побуждений) – в отличие от конкретных религиозных культур, никакой универсальной светской этики не существует, а транслировать детям многоразличные философские мнения на этот счет есть занятие вполне бессмысленное. Поэтому курс «Основы религиозных культур» надо сделать посвященным именно религии как историческому феномену: курсом общеобязательным, стандартным для всей страны и всех ее юных граждан, тематически сбалансированным… и религиозно нейтральным. Детали и нюансы подлежат отдельному законодательному регулированию, обсуждению педагогическим сообществом, профессиональной проработке – но сам предлагаемый принцип заслуживает отдельной фиксации именно в Религиозном Кодексе.

может ли священнослужитель преподавать в государственных и муниципальных образовательных учреждениях среднего общего образования? Да. Потому что он полноправный гражданин светского демократического государства – Российской Федерации. А значит, только на общих основаниях со всеми остальными его гражданами: то есть не по одному лишь факту обладания, например, рясой, а при условии соответствия установленным квалификационным требованиям и в рамках государственных образовательных стандартов. И тогда неважно, какой предмет этот гипотетический священнослужитель будет преподавать – «Основы религиозных культур», литературу, алгебру или географию. Да хоть физкультуру.

– могут ли существовать и должны ли пользоваться государственной поддержкой, в том числе финансовой, негосударственные религиозные школы? Да. Потому что к этому обязывает светское демократическое государство то же самое право несовершеннолетних на свободу совести и свободу вероисповедания. Но на равных основаниях со всеми прочими негосударственными образовательными учреждениями, без каких-либо изъятий и преференций. Между прочим, веками существующим на таких основаниях католическим школам Великобритании, Франции или США подобное положение никак не помешало завоевать исключительно высокую репутацию. Скорее даже помогло – российским конфессиям следовало бы учесть это обстоятельство. Школы, учрежденные религиозными организациями, имеющими статус регионального или федерального социального партнера, должны получать государственную поддержку автоматически – но также на общих правилах и в установленных пределах.

– могут ли религиозные дисциплины изучаться в государственных университетах? Да. Потому что в этом случае вопрос о праве несовершеннолетних на свободу совести и свободу вероисповедания уже не стоит, а некоторыми специальностями высшего гуманитарного образования вообще нельзя овладеть, не получив углубленного представления о религии как историческом и социальном феномене. Истерики по поводу появления в отдельных отечественных университетах кафедр теологии или разработки государственного образовательного стандарта «Теология» порождены исключительно нервозностью светской части российского общества и не имеют под собой никаких реальных оснований. Однако преподаваться такие дисциплины могут исключительно как предметы по выбору.

Вот и все. И это будет честно.

 

 

Статья 12.1. Обеспечение светского характера деятельности государственных и муниципальных организаций, осуществляющих образовательную деятельность

1. В Российской Федерации гарантируется светский характер образования в государственных и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

2. В Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование независимо от отношения к религии, убеждений, а также принадлежности к религиозным объединениям и организациям.

3. Каждый обучающийся имеет право на свободу совести и свободу вероисповедания, а также на свободное выражение собственных взглядов и убеждений. Дискриминация по признаку отношения к религии в сфере образования запрещается и преследуется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Обучение религии допускается только в специализированных (духовных) образовательных организациях и факультативно в образовательных организациях, реализующих образовательные программы высшего образования.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал