Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ГЛАВА 17. Особенности регулирования семейных отношений с учетом свободы совести и свободы вероисповедания
Основные новации: Введение в правовое поле религиозных установлений, касающихся брака и семьи. Каждая религиозная традиция имеет свои взгляды на природу брака и семьи, а также вытекающие из них установления и практики (причем очень близкие к ядру самой традиции, и всякое покушение на них воспринимается верующими как покушение на веру как таковую – одним из подтверждений тому стали недавние массовые протесты французов против легализации однополых браков). Это неопровержимый социальный факт; однако российским законодательством он до настоящего времени полностью игнорируется, что порождает многочисленные и совершенно ненужные трения и затруднения. Конечно, речь не может идти о полной, неизбирательной легализации всех религиозных установлений и практик. Те из них, которые действительно противоречат духу и букве законодательства светского демократического государства, должны и далее считаться нелегитимными, а всякая попытка поставить их выше общегражданского закона – решительно пресекаться. Впрочем, тут чаще всего источником проблем является не право, а правоприменение. Все необходимые инструменты уже предусмотрены законом (в частности, ст. 1 Семейного Кодекса воспрещает «произвольное вмешательство кого-либо в дела семьи», и этот запрет в полной мере распространяется и на вмешательство религиозно мотивированное). Использование имеющегося инструментария – вопрос не Религиозного Кодекса, а политической воли и, между прочим, полицейской эффективности. Но те брачно-семейные установления религиозного происхождения, которые в противоречие с общегражданским законом не входят (а их большинство), должны быть тем же самым светским демократическим государством признаны в качестве объективно существующих – религиозная нейтральность не равнозначна слепоте. Тогда верующие граждане этого государства получат возможность апеллировать к легитимным элементам своей религиозной традиции в судах, ссылаться на них в брачных договорах и завещаниях и т.п. Тем самым гарантии реализации права на свободу совести и свободу вероисповедания существенно укрепятся. Усиление защиты права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания. Уже было сказано, что ни одна конфессия не исключает детей из поля своего внимания и влияния, и стремиться навязать такое исключение силой было бы глупо и несправедливо. Дети – это граждане Российской Федерации, и их право на свободу совести и свободу вероисповедания должно быть надежно защищено. Но оно должно быть защищено с обеих сторон – и от лишения детей права на веру, и от недобровольной религиозной индоктринации, способной принимать как мягкие, так и жесткие формы. Именно такого рода факты в последнее время умножаются, вызывая закономерное негодование значительной части общества. Каждое такое событие углубляет раскол и усугубляет взаимное недоверие между верующими и неверующими гражданами России. Светское демократическое государство, соблюдающее принцип религиозной нейтральности, должно положить конец этой опасной тенденции. Именно поэтому мы вводим нормы, устанавливающие обязательность учета мнения несовершеннолетних при решении всех вопросов, связанных с реализацией их права на свободу совести и свободу вероисповедания – безусловно, за исключением случаев, когда мнение ребенка противоречит его интересам. С другой стороны, само такое противоречие не может постулироваться субъективно, не может превращаться в буквальное воспроизведение чьих-то страстей и фобий – оно подлежит установлению уполномоченными инстанциями как объективный факт. И это будет честно.
|