![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие и признаки гос органа. Классификация гос органов
Орган государства - это звено гос аппарата, участвующее в осуществлении определенных функций государства и наделенное в этой связи властными полномочиями. Признаки органа государства: 1) относительно самостоят элемент механизма государства, выступая неотъемлемой частью единого гос организма; 2) действует от имени государства и по его поручению; 3) образуется в порядке, установленном норм и правовыми актами; 4) выполняет свойственные только ему задачи и функции, используя для этого соответствующие формы и методы; 5) имеет соответствующую компетенцию, то есть совокупность законодательно закрепленных полномочий (прав и обязанностей), предоставленных конкретному органу или должностному лицу в целях надлежащего выполнения им соответствующих функций; 6) имеет необх матер базу (здание, транспорт, оргтехнику и пр.) и фин средства (счет в банке, необх ден ресурсы), которые требуются для осущ-я его целей и задач; 7) в процессе реализации имущ прав выступает в качестве юр лица, т.е. может отвечать по своим обязательствам вверенным ему имуществом, а также от своего имени приобретать и осуществлять имущ и личные неимущ права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. 8) состоит из гос служащих и подразделений, скрепленных единством целей, ради достижения которых образованы. Гос органы многообразны. Они могут подразделяться в зависимости от следующих критериев: - по порядку образования органы государства классифицируются на органы, избираемые непосредственно народом (Президент РФ, Государственная Дума), и органы, формируемые другими гос органами (Правительство РФ, Конституционный Суд РФ и пр.); - по форме реализации гос деят - на законод (представительные), исполн-распоряд, судебные, контрольно-надзорные органы; - по принципу разделения властей - на законод, исполн и судебные; - по иерархии - на центральные, региональные и местные; - по срокам полномочий - на постоянные, которые создаются без ограничения срока действия (прокуратура, милиция, суд), и временные, кот создаются для достижения краткосрочных целей (временная администрация в условиях режима чрезвычайного положения); - по порядку осуществления компетенции - на коллегиальные и единоначальные; - по характеру компетенции - на органы общей компетенции, которые в пределах своих полномочий принимают решения по любым вопросам (правительство), и органы спец компетенции, осущ деятельность в какой-либо одной сфере общественной жизни (министерства). Принципы организации и деятельности гос аппарата – это исходные идеи, руководящие положения, определяющие основные подходы к формированию и функционированию гос органов. Такими принципами могут выступать: а) принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина - предполагает соответствующие обязанности гос органов и служащих признавать, соблюдать и защищать их; б) принцип демократизма – выражается, прежде всего, в широком участии граждан в формировании и организации деятельности гос органов, в учете в политике государства разнообразных интересов большинства населения; в) принцип разделения властей (на законод, исполн и судебную) - создает механизмы, минимизир произвол со стороны властных органов и должностных лиц; г) принцип законности - означает обязат соблюдения всеми органами государства, гос служащими, гражданами Конституции, законов и подзаконных актов; д) принцип гласности - обеспечивает информир-ть общественности о практической деятельности конкретных гос органов, гарантирует " прозрачность" процесса функционирования чиновников; е) принцип профессионализма - предполага использ наиболее квалифицир работников, высокий уровень деятельности гос аппарата; ж) принцип сочетания выборности и назначаемости - выражает оптимальное соотношение децентрализации и централизации в гос управлении. Всесторонний учет названных и некоторых иных принципов, как при образовании гос органов, так и в процессе их функционир позволяет обеспечить макс эф-ть гос управления обществом, ведет к его демократизации
|